Мои горизонты 27 марта 2025г 8 класс «Россия умная»

Мои горизонты 27 марта 2025г 6 класс «Россия умная»Поделиться:

Практико-ориентированное занятие (умная среда)

Введение

Подготовка к занятию

Дорогой педагог! Хотим напомнить, что на практико-ориентированных занятиях нашего курса обучающиеся знакомятся со специалистами востребованных профессий и оценивают их работу по разным параметрам формулы выбора профессии, а затем выполняют реальные задания от экспертов. Это характерные задачи, с которыми специалисты сталкиваются в реальной жизни. Обратите внимание, что основная цель выполнения заданий — дать возможность попробовать свои силы в профессии, погрузиться в процесс и оценить, насколько это может быть интересно для обучающегося. Педагог в данном случае также может выступать в роли исследователя незнакомой для себя профессии.

Для проведения занятия рекомендуется заранее разделить класс на 3 команды (или более), подготовить материалы/слайды (например, листы А4 для практического задания), а также попросить обучающихся подготовить рабочие тетради, карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария). Обратите внимание, что при необходимости в конце занятия вы можете воспользоваться подробной подсказкой по всей формуле выбора профессии, которая находится в раздаточных материалах. Желаем успехов вам и ребятам!

Приветствие педагога

Слово педагога: Добрый день, друзья! Мы продолжаем знакомиться с формулой выбора профессии. Впереди у нас ещё много интересных специальностей!

И прежде, чем я назову профессию, о которой сегодня пойдёт речь, давайте устроим небольшую разминку! На слайде перед вами 6 слов и их определения. Попробуйте сопоставить каждое слово с его значением! Предлагаю отвечать по цепочке — сначала кто- нибудь из первого ряда, потом — из второго, а затем — третий ряд.

Верные определения слов (для педагога):

 

Фича (от англ. feature — особенность, черта) — это улучшение или новая возможность продукта.

Баг (от англ. bug — жук) — техническая ошибка.

Синк (от англ. sync — синхронизировать) — регулярные небольшие встречи с коллегами, на которых обсуждают текущие задачи. Такие планёрки нужны, чтобы синхронизировать работы команды.

Пинг — это промежуток времени, за который сигнал с устройства доходит до сервера и возвращается обратно.

Бэклог (от англ. backlog) — это перечень задач, требований, функций, улучшений и других компонентов, которые нужны для разработки конкретного продукта.

Бэкенд (от англ. backend) — это серверная часть сайта или программы, которая включает работу серверов, баз данных, логику. Бэкенд скрыт от пользователя продукта.

Слово педагога: Отлично! Ну что, вы уже догадались о каком специалисте сегодня пойдёт речь?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Молодцы! Действительно, все эти слова — часть профессионального сленга программистов. Этот особый «язык» позволяет ускорить устное общение IT-специалистов

и наладить их взаимопонимание. Обычно слова получаются короткими и ёмкими. А иногда одно слово заключает в себе целую фразу! Сегодня почти все аспекты нашей жизни связаны с технологиями, которые создают разработчики. Их работа помогает делать многие процессы проще и легче, они двигают развитие бизнеса, экономики, науки и общества в целом. Совсем скоро мы познакомимся с нашем героем — он поделится особенностями своей работы и расскажет много интересного. А ещё предложит вам решить настоящую профессиональную задачу! Всё это поможет рассмотреть его работу с разных сторон и «примерить» на себя. Ну а чтобы вам было интереснее — до начала занятия вы разделились на 3 команды!

Работа с рабочими тетрадями

Слово педагога: Друзья, вспомните, пожалуйста, компоненты уже знакомой вам формулы выбора профессии. Что в неё входит?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Отлично! Да, это ППД (предмет профессиональной деятельности), НДО (направления дополнительного образования), школьные предметы, цели и ценности, условия труда, личные качества. В старших классах к этим элементам добавятся компетенции — это то, что помогает специалистам успешно решать задачи на их рабочем месте, помимо

профессиональных знаний. Но пока что мы остановимся на тех, которые вам уже известны. Специалист будет выходить с нами на связь несколько раз — в каждом его включении будет информация о том, что помогает ему быть профессионалом. Во время занятия мы будем собирать компоненты этой формулы, а в конце — запишем её в тетради. В рассказе, который вам предстоит услышать, уже есть все подсказки.

Программист уже готов выйти с нами на связь! Внимание на экран!

Основная часть

Видеоролик № 1: приветственное слово специалиста + фрагмент формулы

Обсуждение в классе

Слово педагога: Друзья, поделитесь вашим мнением — как вам рассказ Тимура? Какую информацию для формулы вы услышали?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: (ППД — информация. Школьный предмет — информатика).

Слово педагога: А что в работе программиста кажется вам самым сложным?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: самое сложное не допустить ошибки в коде, укладываться в отведённые для рабочих задач сроки, сделать так, чтобы сайтом или приложением было удобно пользоваться абсолютно всем.

Слово педагога: Как вы думаете, в каких условиях трудится этот специалист?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: в комфортном офисе, может работать на удалёнке, у него свободный график.

Слово педагога: А какие личные качества помогают ему в работе?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: внимательность, усидчивость, настойчивость, ответственность, терпеливость.

Слово педагога: Спасибо! А теперь узнаем, были ли вы правы? Будьте внимательны — в конце своего рассказа специалист поделится заданием!

Видеоролик № 2: основная часть формулы + задание от специалиста

Обсуждение в классе

Слово педагога: Друзья, перед тем как вы приступите к выполнению задания, давайте обсудим увиденное. Что нового вы узнали о профессии программиста? Какой вам показалась его работа?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Перечислите, пожалуйста, с кем взаимодействует фронтенд-разработчик на работе, кто его коллеги?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: проджект-менеджер — руководитель проекта, он приносит команде главную идею, над которой начинается работа. Задача тестировщиков не упустить ошибки в коде.

Слово педагога: Какие навыки нужны этому специалисту?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: знание языка программирования, умение писать код, коммуникабельность, планирование.

Слово педагога: А за что Тимур любит свою работу? Что ему в ней особенно нравится?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: ему нравятся интересные задачи, а также то, что он причастен к тому, что делает образование более доступным и интересным.

Групповое задание/практическое задание от эксперта

Правила выполнения задания: Педагог перед занятием разделил класс на три команды (или более). В каждой команде назначается ответственный за сверку ответов.

Каждая группа выполняет задание изображает на листе, что видит пользователь на странице сайта-приложения в момент бронирования парты. Продумывает навигацию, цветовые обозначения, формы с данными, дополнительные разделы.

На задание педагог отводит 15 минут и предупреждает обучающихся за 5 минут до окончания отведённого времени. После выполнения задания ответственные сверяют ответы с ответами специалиста. Делятся своими решениями между командами. Затем в классе обсуждаются итоги задания.

Слово педагога: Друзья, вы узнали о том, как выглядит день программиста, познакомились с его рабочими задачами. В течение следующих 15 минут вам самим предстоит ещё ближе познакомиться с фронтенд-разработкой! Ваша задача — обсудить в группах задание специалиста. И представить на листе бумаги свою версию того, как выглядит страница сайта- приложения для бронирования. Подумайте, как сделать сервис удобным, интуитивно понятным и приятным визуально?

Выберите, пожалуйста, ответственного за сверку ответов в вашей команде. Я засеку время и предупрежу вас за 5 минут до окончания, чтобы вы успели завершить задание. Затем ответственные из каждой команды обменяются своими решениями –– и мы обсудим итоги! Чтобы вам было удобнее меняться своими листами с решением с другими командами, и при этом ваша версия тоже оставалась у вас перед глазами, пожалуйста, продублируйте решение на трёх листах. Один вы оставите в своей команде, а два листа –– передадите другим командам.

засекает время, обучающиеся выполняют задание в

группах.

Слово педагога: Спасибо! А сейчас специалист поделится своим ответом!

Видеоролик № 3: комментарии + напутствие от эксперта

Обсуждение итогов задания

Слово педагога: Друзья, поделитесь, пожалуйста, как вам задание от специалиста? Что понравилось, а что не очень?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Что в задании показалось вам самым сложным? А решение какой команды выглядит для вас оптимальным? У кого получился самый удобный, понятный сайт? У кого — самый красивый, приятный визуально?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Наверняка вы и сами сталкиваетесь с разными сайтами и приложениями. Есть ли среди них те, которыми пользоваться очень удобно? А может быть вы вспомните сайты или приложения, где есть, что улучшить?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Скажите, пожалуйста, как можно на практике поближе познакомиться с профессией программиста? Чем бы вы посоветовали заняться тому, кто всерьёз ей

заинтересовался?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: записаться в кружок по информатике и робототехнике — там можно углублённо изучить всё, что связано с работой за компьютером/запрограммировать робота

+ воспользоваться образовательным проектом Яндекс.Лицей, где можно познакомиться с разными направлениями IT.

Слово педагога: Друзья, а у кого из вас есть опыт фронтенд-разработки? А может быть кто-то из вас закончил Яндекс.Лицей или обучается в кружке и изучает программирование? (IT-куб, детский технопарк «Кванториум»?).

Ответы обучающихся.

Заключительная часть

Обсуждение итоговой формулы выбора профессии

Слово педагога: Друзья, сегодня мы со всех сторон рассмотрели профессию фронтенд- разработчика и узнали много нового! Как вы думаете, подошла бы вам работа Тимура или нет? Почему вы так считаете?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Отлично! Мы с вами обсудили все элементы формулы выбора профессии программиста. Пора подвести итог нашему занятию — запишите, пожалуйста, формулу выбора профессии этого специалиста в тетради. Затем представители команд зачитают, что у них получилось.

Рекомендации для педагога: Педагог выводит на экран, выписывает на школьной доске или раздаёт распечатанный шаблон для работы с формулой выбора профессии.

Обучающиеся заполняют формулы по шаблону. При желании, обучающиеся могут в дополнительную строку вписать свои наблюдения, касающиеся других элементов формулы (компетенций, условий труда, целей и ценностей), на которых не было акцента на занятии. Ответы обучающихся (для педагога):

ППД: информация

НДО: техническое

Школьные предметы: математика, информатика

Цели и ценности: комфорт и безопасность, помощь людям

Условия труда: хочу работать в команде, готов следовать чётким правилам

Личные качества: коммуникабельность, усидчивость, ответственность

Компетенции:

Организовывать свои действия так, чтобы достигать требуемых результатов в установленные сроки;

Находить новые, нестандартные решения проблем;

Рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть все возможные условия; Сосредоточиться на деле и не отвлекаться;

Аккуратно выполнять свою работу;

Находить нужную информацию, разбираться в предоставленных документах и материалах; Выявлять причинно-следственные связи;

Работать в команде ради достижения общих целей; Легко находить общий язык с различными людьми.

Работа в отрасли: актуальная информация от HeadHunter

Дорогие педагоги!

Этот блок разработан совместно с крупной платформой для поиска работы и подбора персонала hh.ru [хэ хэ ру]. Здесь вы сможете в простом и понятном формате продемонстрировать обучающимся, актуальную на сегодняшний день картину на рынке труда в изучаемой отрасли.

Слово педагога: Друзья, мы завершаем изучение программирования и телекоммуникаций в этом году. В заключение хочу поделиться с вами актуальной информацией о трудоустройстве в этих сферах от крупной платформы для поиска работы и подбора персонала hh.ru [хэ хэ ру].

Слово педагога: Чем хороша работа в ИТ? Тем, что вы не просто сидите за компьютером, а создаете сервисы, которыми пользуются миллионы. Без программистов не было бы соцсетей, а без специалистов сферы коммуникаций — интернета.

Еще один плюс — это свобода: многие айтишники работают удаленно или совмещают работу с учебой.

Зарплата этих специалистов зависит от навыков: чем больше умеешь, тем выше доход. Карьерный рост не привязан к стажу — важны лишь знания и умения.

Государство тоже заинтересовано в специалистах, развивающих сферу: сотрудники аккредитованной ИТ-компании могут получать разнообразные льготы.

Слово педагога: А сейчас я развею популярный миф. Кажется, что программисты нужны везде, однако за три года вакансий стало на 25% меньше.

Чтобы не остаться за бортом, нужно следить за трендами, прокачивать востребованные навыки и быть в теме. В ИТ невозможно один раз получить диплом и спокойно работать всю жизнь — технологии меняются, и важно вовремя осваивать то, что нужно работодателям.

А еще стоит учитывать ситуацию на рынке: спрос на специалистов может меняться в зависимости от экономических условий и появления новых технологий.

Слово педагога: В то же время работодатели активно ищут самых разных специалистов из мира ИТ. Помимо непосредственно разработчиков, нужны, например, специалисты техподдержки, аналитики, системные администраторы, тестировщики и менеджеры продуктов.

Слово педагога: Здорово, что при трудоустройстве опыт нужен далеко не всегда! Многие работодатели готовы обучать. Начать можно с техподдержки, тестирования, аналитики.

Главное — не бояться пробовать. Сегодня вы ищете работу, а завтра уже стажируетесь в крупной компании или запускаете свой первый проект.

Итоговое слово педагога

Слово педагога: Друзья, надеюсь, вам было интересно побывать в современном офисе, узнать много нового о профессии фронтенд-разработчика и подумать над заданием специалиста!

Теперь вы наверняка лучше представляете, подходит ли вам эта профессия или похожие на неё, близкие специальности. Попробуйте «примерить» на себя то, о чём рассказал Тимур.

Интересна ли вам информатика? Хотели бы вы видеть, как код «оживает» у вас на глазах и превращается в страницы сайтов и приложений? Получается ли у вас сосредоточиться на какой-то задаче и не отвлекаться? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять себя и свои интересы.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с новыми профессиями — впереди много интересного!

Спасибо вам за занятие, до новых встреч!