Подготовка к занятию
Для проведения занятия рекомендуется заранее разделить класс на несколько групп (рекомендуемое число участников в каждой группе — 3–5), подготовить материалы/слайды (например, карточки с профессиями для игры-разминки и карточки с подотраслями и профессиями для группового занятия), а также попросить обучающихся подготовить рабочие тетради, карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).
Введение
Педагог показывает слайд с изображениями: постельное бельё, футболка, спортивные кроссовки, кожаный ремень, рюкзак, журнал. Если нет возможности показать слайд, педагог просто зачитывает названия предметов вслух.
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Эти предметы — подсказка к теме нашего занятия. Как вы думаете, что общего у этих предметов? Что их может объединять?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Эти предметы мы используем каждый день! Вы сталкиваетесь с результатами работы отрасли, о которой мы сегодня поговорим, с самого утра, когда снимаете пижаму и надеваете школьную форму или любимую футболку. В школьной столовой вы берёте салфетки, а в вашем рюкзаке лежат учебники и тетради, созданные на полиграфических предприятиях. Пенал, кроссовки для физкультуры, яркие заколки или ленты для волос — всё это тоже плоды труда лёгкой промышленности. Сегодня мы поговорим об этой важной отрасли. Запишите тему занятия: «Россия индустриальная: лёгкая промышленность».
Обучающиеся записывают тему занятия, педагог выводит на экран слайд с определением или зачитывает это определение вслух.
Лёгкая промышленность — это отрасль, производящая товары, которые мы используем в быту. Это одежда, обувь, мебель, ткани, игрушки и другие вещи.
Слово педагога: Вместе с вами мне интересно будет открыть, как и где производятся наши одежда, обувь, учебные принадлежности и многое другое. В этом нам помогут видеоролики и игры. Мы вместе узнаем, что стоит за привычными вещами, которые окружают нас, и как труд многих людей помогает нам в повседневной жизни. Кто помнит, какие другие отрасли Индустриальной среды мы успели обсудить?
Ответы обучающихся. Верные ответы: атомная промышленность, добыча и переработка. Далее можно упомянуть карту среды, если педагог вместе с обучающимися ведут её. Если этого не делается, то рассказывать о карте не нужно.
Слово педагога: Молодцы! Откроем в рабочей тетради новую страницу карты Индустриальной среды. Записывайте всю самую важную информацию об этой отрасли, чтобы хорошо её запомнить. Записать новые данные вы сможете ручкой — тоже результат труда лёгкой промышленности. Что же ещё создаёт и выпускает эта сфера? Посмотрим видеоролик и узнаем! Смотрите внимательно. После просмотра я задам вам несколько вопросов.
Видеоролик о среде и отрасли
Уважаемый педагог, в случае невозможности продемонстрировать ролик воспользуйтесь текстовым форматом и озвучьте обучающимся основные мысли.
Текст видеоролика:
Откройте ваш шкаф — и вы увидите результат работы лёгкой промышленности — мягкий свитер, удобные кроссовки, яркая куртка. А теперь вопрос — как всё это появилось? Нет, не в магазине. Ещё раньше, на фабрике, где из обычных нитей и тканей создают то, что вы носите каждый день.
Когда-то в России, в первых текстильных мастерских, трудились вручную. Сегодня же лёгкая промышленность — это современные фабрики, где инновационные технологии и автоматизация помогают превращать сырьё в готовые изделия. Здесь создают стильные наряды, которые одновременно обеспечивают комфорт, защиту и удобство в повседневной жизни. Давайте узнаем, какой путь они проходят от идеи до вашего гардероба!
Лёгкая промышленность делится на несколько направлений. Начнём с текстильной промышленности. Представьте: вы держите в руках мягкий шарф или любимый плед. Это результат труда текстильщиков! Они превращают волокна — хлопок, шерсть или даже переработанный пластик — в пряжу, а затем в ткань. Магия? Нет, технология!
В швейной отрасли ткани превращаются в самые разнообразные изделия: школьную форму, рабочую спецодежду, наряды для торжеств и защитные костюмы. Кроме одежды, здесь шьют чехлы для оборудования, декоративные текстильные элементы и другие функциональные изделия. Всё это — результат труда мастеров швейного дела, которые в
своей работе объединяют мастерство, технологии и творческий подход.
Но какой наряд без обуви? Обувная промышленность позаботится о кроссовках для спорта, тёплых сапогах для зимы и лёгких сандалиях для лета. А дополнит образ продукция кожевенного производства, где сырьё проходит обработку и превращается в материал для стильных курток, изящных кошельков и элегантных аксессуаров.
А вот вам настоящий подиум — модная индустрия! Здесь работают дизайнеры и модельеры. Всё, что вы видите на витринах, начинается с идеи, которая проходит путь от эскиза до готового изделия. Ну а затем — примерки, доработки и долгожданный выход новой коллекции.
Галантерейная отрасль создаёт аксессуары: ремни, сумки, зонты и другие полезные и стильные вещи, которые дополняют наш ежедневный образ.
А записать новую информацию, которую вы узнали из этого ролика, можно в тетрадях, созданных благодаря полиграфической отрасли. Она же, кстати, отвечает за производство книг, журналов, упаковок, этикеток и множества других печатных материалов, которые окружают нас в повседневной жизни.
Швеи, модельеры, закройщики, костюмеры — все эти специалисты работают, чтобы сделать жизнь комфортной и стильной.
Сегодня современные технологии творят настоящее чудо: «умные» ткани, которые защищают от дождя, сохраняют комфортную температуру тела или даже накапливают солнечную энергию.
А что дальше? Например, одежда из необычных материалов, таких как грибы, — да, это уже разрабатывают! Или ткани, которые можно напечатать на 3D-принтере. А ещё — цифровой дизайн, где вместо ткани дизайнеры сначала создают одежду прямо на экране компьютера, чтобы проверить, как она будет выглядеть и сидеть.
А теперь представьте будущее, где футболка меняет цвет в зависимости от вашего настроения, а куртка подзаряжает телефон. Если вас это вдохновляет, возможно, именно вы станете теми, кто создаст материалы и технологии завтрашнего дня.
Вот такая она, лёгкая промышленность — удивительное сочетание творчества, науки и мастерства!
Обсуждение ролика
Слово педагога: Ребята, проверим, насколько внимательно вы смотрели видеоролик! Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде. Если команда не сможет ответить, право ответа переходит к другой. За каждый правильный ответ вы получите один балл. Помните: отвечаем, только подняв руку, выкрики с места не засчитываются. Будьте внимательны!
Подсказка для педагога. Список вопросов:
Что нового вы узнали о лёгкой промышленности?
Возможный ответ: Она занимается не только одеждой, но и обувью, аксессуарами. Узнали про «умные» ткани, которые могут регулировать температуру или даже заряжать устройства.
Какие направления лёгкой промышленности были упомянуты в видеоролике? Возможный ответ: В ролике рассказали о текстильной промышленности, швейной отрасли, обувной промышленности, кожевенном производстве, модной индустрии, галантерейной отрасли, полиграфии.
Какие изделия производит текстильная промышленность?
Возможный ответ: Ткани, нити, волокна. Это может быть хлопок, шерсть, переработанный пластик, который превращается в пряжу и ткани.
Какие профессии в лёгкой промышленности вам показались наиболее интересными и почему?
Возможный ответ: Модельер — потому что он придумывает новые наряды. Закройщик — он создаёт основу для одежды. Технологи, которые работают с материалами, или дизайнеры, создающие одежду на экране.
Чем занимается обувная промышленность и какие товары она создаёт?
Возможный ответ: Обувная промышленность создаёт обувь для разных сезонов и целей: спортивные кроссовки, зимние сапоги, летние босоножки.
Какие инновационные технологии используются в лёгкой промышленности? Возможный ответ: «умные» ткани, 3D-печать, одежда из грибов, цифровой дизайн, который позволяет видеть модель ещё до её создания.
Слово педагога: Молодцы! Вы очень внимательно смотрели видео! И пока лидирует команда… (номер или название). А теперь подумайте и ответьте на вопросы, ответы на которые не звучали в ролике.
Как вы считаете, почему знания о материалах и технологиях так важны для создания качественных товаров?
Предполагаемые ответы: чтобы вещи были прочными, удобными, долговечными. Чтобы понимать, как использовать новые материалы, такие как переработанный пластик или
«умные» ткани.
Как, на ваш взгляд, лёгкая промышленность может повлиять на устойчивое развитие общества?
Возможный ответ: она может использовать экологичные материалы, перерабатывать старую одежду, создавать ткани, которые меньше загрязняют природу. Это помогает сохранить ресурсы и уменьшить отходы.
Слово педагога: Молодцы! Вы отлично справились! Давайте запишем в тетради все подотрасли лёгкой промышленности.
Педагог выводит на экран слайд со списком подотраслей лёгкой промышленности или, если возможности показать слайд нет, зачитывает информацию вслух.
Подсказка для педагога. Подотрасли лёгкой промышленности:
Текстильная промышленность; Швейная отрасль;
Обувная промышленность; Кожевенное производство; Модная индустрия; Галантерейная отрасль.
Слово педагога: В ролике затронули тему будущего этой сферы. Как вы думаете, профессии этой отрасли будут востребованы в будущем? Почему?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Конечно! В будущем эти профессии останутся востребованными, потому что люди всегда будут нуждаться в удобной и красивой одежде, а также уникальных, экологичных и качественных товарах.
Основная часть
Игра-разминка «Собери свою коллекцию»
Механика игры: Педагог выводит на экран слайды или записывает на доске список профессий с кратким описанием: швея, модельер, закройщик, специалист по ремонту одежды, костюмер, обувщик, гончар. Каждой группе выдаётся карточка с продуктом лёгкой промышленности и чистый лист бумаги. Педагог распечатывает карточки из раздаточных материалов либо пишет названия продуктов на листочках и раздаёт командам.
Задача обучающихся:
Определить, какой специалист разрабатывает и производит продукт.
Указать материалы и инструменты, которые могут понадобиться для его создания.
Это обучающиеся должны сделать самостоятельно, без подсказки от педагога. Если обучающиеся назвали не все материалы и инструменты, педагог может прокомментировать и дополнить ответ.
Слово педагога: Ребята, сейчас мы ближе познакомимся с профессиями лёгкой промышленности. Вы увидите, как каждая из этих профессий важна в процессе создания
вещей, которыми мы пользуемся ежедневно. Перед вами список профессий. Каждая команда получит карточку с продуктом — например, вечерним платьем, рюкзаком или кроссовками.
Ваша задача — ответить на два вопроса:
Кто из специалистов разрабатывает и производит этот продукт? Какие материалы и инструменты для этого нужны?
Работайте вместе, обсуждайте и находите лучшие ответы — как настоящая команда профессионалов. Задание понятно? Тогда приступаем!
Обучающиеся работают на листах бумаги. Педагог следит за тем, как группы выполняют задание. Если хватает времени, каждая группа может презентовать свой ответ.
Подсказка для педагога
Список профессий и краткое описание:
Швея занимается пошивом одежды, текстильных изделий или их ремонтом.
Модельер — дизайнер одежды, создающий новые модели.
Закройщик делает выкройки, раскраивает материалы и подготавливает их к пошиву. Специалист по ремонту одежды занимается восстановлением одежды: заменой фурнитуры, починкой разрывов или подгонкой по фигуре.
Костюмер отвечает за подбор, изготовление и уход за костюмами для театра, кино или мероприятий.
Обувщик занимается созданием, ремонтом и восстановлением обуви.
Гончар создаёт керамические изделия из глины, такие как посуда, декор и строительные материалы.
Карточки с продуктами:
Платье
Деловой костюм Выкройки для одежды Замена молнии Историческая одежда Кожаные ботинки Глиняный горшок
Комментарии педагога и верные ответы:
Швея занимается пошивом одежды, текстильных изделий или их ремонтом + платье или деловой костюм.
Инструменты: швейная машина, ножницы, иголки.
Модельер — дизайнер одежды, создающий новые модели + платье или деловой костюм. Инструменты: карандаши, лекала, компьютер для цифрового дизайна.
Закройщик делает выкройки, раскраивает материалы и подготавливает их к пошиву + выкройки для одежды.
Инструменты: ножницы, раскройный нож, линейки.
Специалист по ремонту одежды занимается восстановлением одежды: заменой фурнитуры, починкой разрывов или подгонкой по фигуре + замена молнии.
Инструменты: иглы, утюг, швейная машина.
Костюмер отвечает за подбор, изготовление и уход за костюмами для театра, кино или мероприятий + историческая одежда.
Инструменты: манекен, швейная машина, клеевой пистолет.
Обувщик занимается созданием, ремонтом и восстановлением обуви + кожаные ботинки. Инструменты: колодки, молоток, шило.
Гончар создает керамические изделия из глины, такие как посуда, декор и строительные материалы + глиняный горшок.
Инструменты: гончарный круг, печь для обжига.
Слово педагога: Молодцы! Вы познакомились с профессиями и обсудили инструменты, которые они используют в работе. А теперь я предлагаю заглянуть на настоящее предприятие, чтобы увидеть, как всё это воплощается в жизнь. Давайте посмотрим, как специалисты лёгкой промышленности превращают идеи в готовые изделия. Внимание на экран!
Видеоролик о предприятии
Обсуждение ролика
Слово педагога: Очень интересные профессии, согласны? Какие специальности вас заинтересовали больше всего? Почему?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Спасибо за ваши ответы! Не забывайте записывать новую информацию в рабочую тетрадь — она обязательно пригодится вам в будущем, когда будете выбирать профессию. Но чтобы стать успешным и востребованным специалистом, нужно получить качественное образование. О том, какие возможности открывает обучение, мы узнаем из следующего видеоролика. Давайте смотреть!
Видеоролик об образовании
Уважаемый педагог, в случае невозможности продемонстрировать ролик воспользуйтесь текстовым форматом и озвучьте обучающимся основные мысли.
Текст видеоролика:
Лёгкая промышленность — это мир, где фантазия встречается с мастерством, а руки создают настоящие шедевры! Хотите воплощать в жизнь свои идеи и делать этот мир красивее и удобнее? Добро пожаловать в увлекательное путешествие по профессиям лёгкой промышленности.
Начать можно прямо в школе! Уроки труда помогут разобраться в основах шитья, а знания по математике помогут рассчитывать выкройки и правильно раскраивать ткани. Литература разовьёт ваше творческое мышление, а информатика пригодится, чтобы освоить современные программы для моделирования одежды.
Практикуйте навыки прямо сейчас! Запишитесь в кружок кройки и шитья. Здесь учат работать с тканями, выкройками и машинками, что важно для швейного производства. Попробуйте шить что-то для себя — от стильного чехла на телефон до собственной модной сумочки. Художественные кружки научат сочетать цвета и фактуры. Кружки по химии будут полезны для изучения свойств тканей, состава красителей и разработки новых материалов, например водоотталкивающих или экологичных.
А если хочется большего, участвуйте в конкурсах школьных дизайнеров или попробуйте себя в создании театральных костюмов.
После школы вы можете выбрать обучение в колледже или вузе. В колледже можно освоить профессию за 2–4 года и стать швеёй или закройщиком. Эти специалисты востребованы в самых разных местах — от мастерских и крупных производственных фабрик до театров и киностудий. А те, кто выберет вуз, смогут стать дизайнерами одежды. Вы будете придумывать и разрабатывать коллекции, которые однажды могут оказаться на мировых подиумах!
Погрузиться в эту сферу можно уже сейчас. Многие колледжи и вузы проводят мастер- классы и открытые уроки для школьников. На них вы сможете попробовать себя в роли модельера или закройщика, а заодно создать что-то своими руками — например, сумку или куртку, которую можно гордо носить каждый день. Музеи и театры будут рады вас видеть у себя в гостях и рассказать больше об истории моды и костюмах.
Если вам интересно работать с модой, тканями и стилем, используйте каждую возможность для развития. Начните с простого: научитесь шить, создавайте эскизы и изучайте мир лёгкой промышленности. Возможно, именно ваши идеи однажды воплотятся в культовых вещах!
Групповая работа «Создай свою коллекцию»
Слово педагога: Ребята, кто-то посещает кружки, о которых было сказано в ролике? Или, может, кто-то шил для себя какую-то вещь? Поделитесь!
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Отлично! А мы сейчас сыграем в одну увлекательную игру, которая тоже поможет понять, насколько вам интересна лёгкая промышленность.
Механика игры:
Обучающиеся работают в командах, на которые их разделили в начале занятия (рекомендуемое число участников — 3–5 человек). Педагог просит каждую команду выбрать подотрасль. Повторяться с подотраслями нельзя, поэтому команды вытягивают карточки вслепую. Педагог заранее готовит карточки с подотраслями и кратким описанием (распечатывает или пишет от руки), а также материалы-подсказки с профессиями и кратким описанием (в виде раздатки или краткой записи на школьной доске). Задача каждой команды — создать концепцию для своей коллекции продуктов или нового продукта подотрасли лёгкой промышленности и определить, какие специалисты в этом помогут. По итогу каждая группа презентует свою коллекцию продуктов и команду специалистов. На выполнение задания даётся 10 минут, на презентацию — 5 минут.
Слово педагога: Ребята, представьте, что вы — команда, работающая в одной из отраслей лёгкой промышленности. Ваша задача — придумать концепцию нового продукта или коллекции для выбранной подотрасли. Это может быть коллекция одежды для молодых родителей, удобная обувь для спортсменов, стильные аксессуары или даже новая книга! Каждой из ваших команд достанется направление: текстильная промышленность, швейная отрасль, обувное или кожевенное производство, модная индустрия, галантерея. Запомните: направление у каждой команды будет своё — повторяться они не будут.
Подумайте, что вы хотите создать и кто из специалистов будет работать над вашим проектом. Вы можете использовать предложенный список профессий или добавить свои идеи, но важно, чтобы все выбранные специальности относились к лёгкой промышленности.
Ваша задача — собрать профессиональную команду и объяснить, почему вы выбрали именно этих специалистов. В конце игры каждая команда представит свою идею. Если всё понятно, приступаем!
Подсказка для педагога:
Список подотраслей лёгкой промышленности с кратким описанием:
Текстильная промышленность — основа лёгкой промышленности, где создаются ткани, пряжа и текстильные волокна. Без текстиля не было бы одежды, домашнего текстиля и даже обивки для мебели.
Швейная промышленность — сюда входит всё, что связано с созданием одежды, униформы и аксессуаров.
Обувная промышленность — эта отрасль занимается разработкой и производством кроссовок, ботинок, туфель и других видов обуви для разных нужд.
Кожевенная промышленность — в этой отрасли перерабатывают кожаные материалы и создают из них стильные и практичные вещи: сумки, ремни, кошельки и многое другое.
Модная индустрия — здесь рождаются идеи, которые задают тренды. От разработки новых коллекций одежды до организации показов и работы с дизайнерами.
Галантерейная промышленность. Сумки, ремни, шляпы, перчатки и даже зонты — всё это создаётся в галантерейной отрасли, чтобы сделать нашу жизнь удобнее и ярче. Аксессуары
— это детали, которые завершают образ.
Карточки с профессиями и кратким описанием:
Швея. Профессионал, который сшивает детали одежды или аксессуаров. Швея превращает выкройки и ткани в готовые изделия, будь то платье, рубашка или сумка.
Модельер/Дизайнер-модельер. Креативный специалист, который придумывает новые фасоны одежды, создаёт эскизы и выбирает материалы для коллекций.
Портной-закройщик. Специалист, который создаёт выкройки по эскизам и подготавливает материалы для пошива. Закройщик — это тот, кто превращает идеи дизайнера в реальные детали.
Специалист по изготовлению швейных и меховых изделий. Этот мастер создаёт сложные изделия из ткани и меха: от тёплых зимних пальто до меховых аксессуаров. Обувщик. Специалист по созданию и ремонту обуви. Он занимается всем — от разработки формы до обработки материалов и финальной сборки обуви.
Специалист по ремонту одежды. Мастер, который помогает вещам обрести новую жизнь. Он чинит порванные ткани, заменяет молнии и даже изменяет фасон одежды.
Костюмер. Творец, который отвечает за подбор и создание костюмов для театра, кино или шоу. Его работа помогает актёрам перевоплощаться в своих героев.
Дизайнер мебели. Специалист, который придумывает стильную и удобную мебель, сочетая современные тенденции с функциональностью.
Мастер печатного дела. Специалист, который отвечает за печать книг, журналов, упаковок и рекламных материалов.
Пример того, как можно выполнить задание. Ответы могут служить ориентиром и подсказкой, но обучающиеся могут предложить иные варианты — и это не будет считаться ошибкой.
Текстильная промышленность: придумать уникальный экологичный материал для одежды (например, ткань из переработанных пластиковых бутылок). Профессии: дизайнер- модельер, специалист по изготовлению швейных и меховых изделий, технолог текстильного производства (не из списка).
Швейная промышленность: создать коллекцию школьной формы, которая будет удобной, стильной и доступной. Профессии: дизайнер-модельер, портной-закройщик, швея, специалист по ремонту одежды.
Обувная промышленность: разработать удобную влагостойкую обувь для путешественников. Профессии: обувщик, дизайнер обуви (не из списка).
Кожевенная промышленность: создать коллекцию стильных и практичных рюкзаков для школьников. Профессии: специалист по изготовлению швейных и меховых изделий, портной-закройщик, швея.
Модная индустрия: представить коллекцию одежды для важного события (например, выпускного бала или модного показа). Профессии: модельер/дизайнер-модельер, костюмер, портной-закройщик, швея.
Галантерейная промышленность: создать коллекцию аксессуаров для разных сезонов (зонты, шапки, шарфы, ремни). Профессии: специалист по изготовлению швейных и меховых изделий, швея, закройщик, дизайнер аксессуаров (не из списка).
Слово педагога: Время на подготовку вышло! Все команды готовы представить свои идеи? Первая команда, выходите к доске и расскажите нам о вашей коллекции!
Группы презентуют свои идеи.
Слово педагога: Отличная работа! Вы не только придумали интересные проекты, но и показали, как важны совместные усилия и творческий подход. Возможно, кто-то из вас однажды воплотит свои идеи в жизнь!
Заключительная часть
Подведение итогов. Рефлексия
Слово педагога: Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия. Сначала поделимся впечатлениями о последнем задании.
Какие новые знания или навыки вы приобрели, работая в команде? Что для вас было самым интересным в разработке своей коллекции? Как вы думаете, где эти знания могут пригодиться в будущем?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Отлично, вы не только проявили творческий подход, но и смогли лучше понять, как работает лёгкая промышленность и какие специалисты в ней задействованы. Теперь давайте вспомним, чему мы научились сегодня. Мы узнали, что лёгкая промышленность — это не только одежда, но и обувь, аксессуары, книги и многое другое. Мы познакомились с её подотраслями и профессиями, увидели, как технологии и творчество объединяются, чтобы создавать вещи, которыми мы пользуемся каждый день.
Может быть, у кого-то из вас есть знакомые или члены семьи, которые работают в лёгкой промышленности? Что вы знаете об их работе? Что бы вы смогли добавить?
Ответы обучающихся.
Итоговое слово педагога
Слово педагога: Сегодня вы сделали важный шаг к тому, чтобы лучше узнать мир профессий. И если вас вдохновили профессии в этой сфере, знайте: лёгкая промышленность ждёт тех, кто готов творить, учиться и работать с душой. Эта отрасль требует не только креативности, но и ответственности, ведь за каждой деталью стоит труд множества специалистов.
Впереди нас ждут новые занятия, где мы продолжим открывать для себя интересные профессии и направления. А если вы хотите узнать, какая сфера вам больше всего подходит, не упустите шанс пройти дополнительные диагностики. Доступны диагностики «Естественно- научные способности» и «Технические способности».
Это поможет вам лучше понять свои сильные стороны! Спасибо за вашу активность и креативность!