Подготовка к занятию мои горизонты 5 декабря 9 класс «Россия деловая: предпринимательство»
Для проведения занятия рекомендуется заранее подготовить материалы/слайды, разделить класс на три команды, а также попросить обучающихся подготовить рабочие тетради, карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария).
Введение
Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о предпринимательстве и Деловой среде. Вы узнаете, что такое предпринимательская деятельность, в чём её смысл и каковы основные направления для самореализации в этой сфере. Мы обсудим, какие качества и навыки необходимы для создания собственного дела, а также познакомимся с примерами успешных предпринимателей, которые нашли своё место в Деловой среде.
Запишите, пожалуйста, тему: «Россия деловая: предпринимательство». В течение занятия делайте записи ключевых моментов в тетради, чтобы позже вернуться к ним и освежить важные детали. А сейчас давайте разберёмся, что такое предпринимательство. Как вы думаете, что означает это слово?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Отлично, ребята. Запишите в тетрадях определения.
Педагог выводит слайд с определениями или, если показать слайд нет возможности, зачитывает определения вслух.
Предпринимательство — это деятельность, при которой человек создаёт и продвигает идеи, товары или услуги, чтобы зарабатывать деньги.
Предприниматель — человек, который организует эту деятельность, создавая компании и рабочие места, чтобы сделать жизнь людей комфортнее.
Слово педагога: На этом занятии вы сможете задуматься о том, какие предпринимательские
качества у вас уже есть, а какие стоит развивать. Мы также попробуем создать собственные бизнес-идеи, чтобы каждый из вас смог почувствовать себя настоящим предпринимателем и
представить, как можно воплотить свои идеи в жизнь.
Но прежде чем мы перейдём к обсуждению, давайте посмотрим небольшой ролик, который поможет нам лучше понять, что такое предпринимательство и какие возможности оно открывает.
Видеоролик о среде и отрасли
Текст видеоролика:
Каждый день люди спешат в офисы, банки, магазины, государственные учреждения. Это и есть Деловая среда, которая включает в себя сразу несколько важных отраслей. Это юриспруденция, финансы и экономика, государственная служба и предпринимательская деятельность — наша сегодняшняя тема. Что же это такое? Это самостоятельная работа, где человек сам принимает решения, берёт на себя риски и зарабатывает прибыль, создавая товары, услуги или выполняя работы.
Как думаете, можно ли сказать, что и владелец маленькой пекарни, и директор огромного холдинга с филиалами по всей стране — оба предприниматели?
Да! Предприниматели могут быть разными.
Кто-то из них открывает собственные магазины, рестораны или кафе. Кто-то запускает интернет-сайты или мобильные приложения. Кто-то занимается производством — например, фабриками по выпуску игрушек или по переплавке стали.
Предприниматели могут работать в разных областях: самыми популярными сферами для открытия бизнеса в 2024 году стали IT, электронная коммерция и экология. Но всех предпринимателей объединяет готовность брать на себя риски и развивать свою идею. Кстати, именно с идеи начинается любой бизнес — с небольшой задумки, которая может вырасти в успешное дело.
Даже многие крупные компании когда-то начинались как стартапы — небольшие проекты, созданные людьми с интересными идеями. Стартапы представляют собой инновационный бизнес, основанный на разработке новых технологий или необычных подходов к работе.
Такие компании могут быстро расти, хотя и связаны с риском.
В нашей стране сегодня есть множество успешных предпринимателей, у которых когда-то была только идея. К примеру, Евгений Гаврилин, создатель краудфандинговой платформы Boomstarter, мечтал помочь людям воплощать их проекты в жизнь. Он начал с того, что сам искал поддержку для своих идей, а затем создал платформу, где каждый может найти помощь в реализации своего замысла. Теперь Boomstarter помогает тысячам людей запускать стартапы и творческие проекты. А вот пример совсем из другой сферы: молодая мама Евгения Белонощенко не могла найти развивающие занятия для маленькой дочки — и решила создать свои. Так родился «Бэби-клуб».
Ещё один пример бизнеса, который знаком каждому, — «Пятёрочка». Эта сеть с 25-летней историей охватывает 73 региона от Калининграда до Владивостока и насчитывает более 22 тысяч магазинов. Одной из особенностей компании стала программа «Директор магазина — партнёр». Она позволяет руководителям управлять магазином почти как собственным бизнесом, принимая ключевые решения, развивая предпринимательские навыки и увеличивая свой доход.
Следующий шаг после идеи — создание бизнес-модели и бизнес-плана. Бизнес-модель — это схематичное описание того, как компания будет зарабатывать деньги. Бизнес-план — более подробный документ, где расписано, как именно компания будет работать: кто её клиенты, как будет организована продажа товаров или услуг и как она будет приносить доход.
И, конечно, в любом бизнесе важны люди, которые помогают воплотить этот план в жизнь. Чем крупнее компания, тем больше сотрудников требуется для её работы. К примеру: Менеджер проектов организует и контролирует работу, следя за тем, чтобы все задачи выполнялись вовремя и без проблем.
Финансовый аналитик помогает грамотно распоряжаться деньгами, инвестировать их и планировать расходы.
Специалист по управлению персоналом ищет новых работников, обучает их и всячески развивает.
Самое главное, что объединяет всех этих людей, — желание воплотить в жизнь нужную людям идею.
Предприниматели меняют мир, и, возможно, в будущем, таким человеком станешь и ты!
Групповая работа
Слово педагога: А теперь давайте проверим, насколько вы были внимательны. В начале занятия я разделил(а) вас на три команды, и сейчас пришло время для групповой работы.
Я буду задавать вопросы, ваша задача — как можно быстрее поднять руку и дать верный ответ. Если ответ правильный, ваша команда получает один балл, если нет, право ответа переходит к следующей команде.
Баллы за верные ответы я буду фиксировать на доске. Команда, набравшая больше всего баллов, станет победителем.
И не забывайте записывать важные моменты в карту среды (в тетради).
Вопросы педагога:
Какие четыре основные отрасли входят в Деловую среду?
Верный ответ: юриспруденция, финансы и экономика, государственная служба, предпринимательская деятельность.
Что отличает предпринимательскую деятельность от всех остальных отраслей Деловой среды?
Верный ответ: предпринимательская деятельность отличается тем, что это самостоятельная работа, где человек сам принимает решения, берёт на себя риски и зарабатывает прибыль, создавая товары, услуги или выполняя работы.
Что такое стартап?
Верный ответ: стартап — это новая компания, которая создаётся, чтобы воплотить необычную идею в жизнь. Обычно стартапы предлагают что-то совсем новое, например уникальную технологию или интересный способ работать. Такие компании могут быстро расти, хотя и связаны с риском.
Слово педагога: Молодцы! Вы были очень внимательны. А наш победитель — команда (…).
Если есть команды, которые набрали равное количество очков, педагог говорит, что победила дружба.
Слово педагога: Ну а теперь давайте вместе порассуждаем, зачем же миру нужны
предприниматели?
Педагог демонстрирует слайд со следующими вариантами ответа. Если нет такой возможности, педагог читает из сценария.
Создание рабочих мест. Предприниматели открывают новые компании, что помогает людям находить работу и зарабатывать деньги.
Новые идеи и технологии. Они придумывают интересные вещи и услуги, которые делают жизнь лучше и помогают развиваться миру.
Рост экономики. Предприниматели вкладывают деньги в свои дела, благодаря чему экономика страны становится сильнее.
Конкуренция на рынке. Благодаря предпринимателям появляется много разных компаний, что заставляет их делать товары качественнее и дешевле для покупателей.
Помощь обществу. Многие предприниматели занимаются проектами, которые решают важные проблемы людей вокруг нас.
Стабильность экономики. Разнообразие бизнесов делает экономику более устойчивой к трудным временам из-за наличия множества источников дохода.
Личностное развитие детей и подростков. Предпринимательство вдохновляет молодёжь учиться новому, проявлять инициативу и стремиться к своим мечтам.
Слово педагога: Выберите наиболее подходящий, на ваш взгляд, ответ.
Ответы обучающихся.
Слово педагога: На самом деле, ребята, конечно же, важны все эти пункты. Предпринимателями не рождаются, этому можно научиться. Часто кажется, что для бизнеса нужны большие деньги, но важнее найти хорошую идею и понять, чем можно выделиться на рынке. К тому же, даже если кажется, что всё уже придумано, всегда есть место для новых
идей и улучшений. Ведь у нас в стране уже более 16 миллионов предпринимателей, которые вносят вклад в развитие общества и государства.
Основная часть
Разминка. Анкета «Предпринимательские качества»
Слово педагога: Ребята, а какие качества необходимы предпринимателю? Как вы думаете?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Отличные мысли! А хотите узнать, есть ли у вас предпринимательские качества и сможете ли вы стать предпринимателями? Тогда предлагаю вам заполнить анкету! Сейчас я раздам вам по одному бланку на команду, но работать каждый из вас будет самостоятельно. Перепишите к себе в тетради только сами качества, без определений, и поставьте галочки — подходит вам каждый пункт или не подходит.
Педагог раздаёт командам бланки. Если нет возможности распечатать раздатку, педагог предлагает обучающимся нарисовать в тетрадях таблицу из трёх колонок и подписать их:
«Личные качества», «Да» и «Нет». Далее педагог зачитывает качества и просит записать их в левый столбец. Затем обучающиеся отмечают, подходит им каждый пункт или нет.
Личные качества предпринимателя:
Ответственность. Владельцам бизнеса необходимо уметь нести ответственность за принимаемые решения.
Креативность. Предприниматели могут придумывать новые продукты и услуги, нестандартно мыслить и находить решение там, где его не стали бы искать другие люди. Преданность делу. Если у вас не горят глаза при мысли о том, чем вы занимаетесь, вам будет тяжело зажечь своей идеей других людей. Занятие бизнесом — дело, связанное с массой сложностей, и единственное, что не даст вам опустить руки и забыть о конечной цели — это ваше большое желание. Умение быть преданным своему делу — важное качество предпринимателя.
Мотивация. Вы достигнете успеха, если хотите реализовать свою уникальную идею, которая принесёт вам финансовую и моральную независимость.
Рискованность. Даже чтобы начать планировать создание собственного бизнеса, вам уже следует быть чуточку авантюристом. Если вы не готовы рисковать, многие возможности для роста и развития вашего предприятия пройдут мимо вас. Но не путайте смелость с безрассудством. Владелец предприятия должен уметь просчитывать все риски.
Находчивость. Как правило, ничто в жизни не происходит точно по плану. Поэтому умение быстро реагировать и принимать решения в непредвиденных ситуациях жизненно важно
для ведения бизнеса.
Честность. Умение быть честным со своими клиентами, партнёрами, сотрудниками является важным качеством предпринимателя.
Самоотдача. Вы должны быть готовы отдавать большую часть своего времени и усилий на ежедневные обязанности в рамках своего дела.
Гибкость. После того, как вы уже всё обсудили и подготовили, вам придётся критически взглянуть на проделанную работу и проявить здоровый прагматизм. Приверженность начальному плану, не соответствующему текущей ситуации, вряд ли пойдёт на пользу вашему бизнесу. В общении с клиентами, подрядчиками, потенциальными партнёрами и т. д., гибкость ценится гораздо больше, чем упрямство и желание доказать свою правоту.
Иными словами, гибкость — это умение реагировать на внешние факторы. Общительность. Когда вы будете заниматься своим бизнесом, вам придётся встречаться с огромным количеством людей, и, конечно, лучше, чтобы они считали вас профессионалом и человеком, который легко идёт на контакт.
Слово педагога: Теперь давайте посчитаем, сколько у вас ответов «да» и «нет». Если у вас
больше семи ответов «да», значит, у вас отличные шансы на успех как предпринимателя! Если набрали больше четырёх ответов «да», значит, у вас уже есть необходимые качества, чтобы попробовать себя в этом деле. А если «да» меньше четырёх — ничего страшного, это значит, что у вас есть отличная возможность развить нужные навыки.
Ну что, кто из вас уже готов к предпринимательству? Поднимите руки, кто набрал достаточно ответов «да»!
Обучающиеся поднимают руки.
Слово педагога: Отлично! На самом деле эта анкета, конечно, не показатель — предпринимательская деятельность доступна каждому. Решающую роль играет только ваше желание заниматься бизнесом и упорство в достижении цели.
А теперь предлагаю больше узнать о профессиях, которые играют ключевую роль в построении бизнеса. Мы отправимся в одну из действующих компаний и увидим, как проходит рабочий день её команды. Внимательно смотрите и записывайте всё важное — это пригодится вам в дальнейшем. Итак, внимание на экран.
Видеоролик о предприятии
Обсуждение ролика
Слово педагога: А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Что нового вы узнали о том, как работает команда на предприятии? Какая из компаний вам больше понравилась и почему?
Если бы вы открывали свой бизнес, он был бы похож на «Пятёрочку» или на TenChat?
Что вас больше вдохновляет: помогать людям покупать удобные товары или придумывать что- то новое?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Групповая работа «Поиск идеи для бизнеса»
Механика выполнения задания:
Участники каждой команды вместе работают над созданием уникальной бизнес-идеи. Их задача — выбрать дело, которое им интересно, в котором у них есть базовые навыки и которое может приносить доход. Задача команды — предложить бизнес-идею, соответствующую всем трём критериям. Затем каждая команда презентует свою идею, а остальные группы могут оценить и поддержать предложенные проекты.
Слово педагога: Ребята, а давайте теперь попробуем примерить на себя профессию
предпринимателя и создадим свои бизнес-проекты. Для этого каждая команда будет работать вместе, чтобы придумать уникальную идею для своего будущего дела.
Как вы думаете, с чего начинается создание своего дела?
Ответы обучающихся.
Педагог демонстрирует слайд с критериями поиска бизнес-идеи.
Слово педагога: Верно, первый шаг — это поиск идеи для бизнеса. И ваша задача — придумать такую идею всей командой. Чтобы придумать удачную бизнес-идею, нужно помнить о трёх важных вещах. Во-первых, это должно быть то, чем вам нравится заниматься. Во-вторых, у вас должны быть хотя бы начальные навыки в этой области. И наконец, это дело должно приносить прибыль или пользу другим людям.
Каждой команде нужно выбрать одно направление. Попробуйте подобрать дело, которое всех устроит, и на основе этого придумать бизнес-идею. Например, если вам нравится спорт, можно предложить открыть секцию или проводить тренировки. А если вам нравится рисовать, возможно, это будут курсы или мастер-классы по искусству. У вас есть 10 минут, чтобы обсудить идеи внутри команды.
Обучающиеся выполняют задание.
После завершения обсуждения один-два представителя каждой команды по очереди презентуют свою бизнес-идею перед классом. После каждой презентации педагог может спросить, кому из остальных обучающихся была бы интересна или полезна предложенная услуга или продукт, и предложить поднять руки.
Слово педагога: Отлично, ребята, вы предложили интересные идеи и, как видите, нашли первых заинтересованных. У вас уже есть понимание, как важно продумать идею и учесть три
основных критерия её успеха. Если вас интересует предпринимательство, то вы уже сейчас можете начать развивать предпринимательские навыки и получать практический опыт в этой сфере. Возможностей для этого масса!
Заключительная часть
Анонс от проекта Знание.Игра
Слово педагога: Дорогие ребята! Если вы принимаете участие в интеллектуальном чемпионате курса «Россия — мои горизонты» и прокачиваете свои знания вместе с проектом Знание.Игра Российского общества «Знание», то напоминаю вам, что игра проходит в три этапа: 12 октября и 16 ноября прошли первые два этапа, а к третьему можно будет подключиться 21 декабря.
Все подробности можно найти в личном кабинете в Профиграде https://bvbinfo.ru/lk- student/dashboard.
Подведение итогов. Рефлексия
Слово педагога: Ребята, мы с вами познакомились с Деловой средой, профессией предпринимателя и с другими специалистами, помогающими строить бизнес. Вы узнали много нового и активно участвовали в нашем соревновании. Спасибо вам!
А сейчас давайте вспомним, какие новые знания и навыки вы приобрели? Какой опыт получили в разработке бизнес-планов и стратегий? Как планируете использовать полученные знания в будущем? Может, у вас остались какие-то вопросы по этой теме? Ответы обучающихся и обсуждение появившихся в процессе вопросов.
Слово педагога: Учитывая всё то, что вы сегодня узнали и попробовали сделать, поделитесь,
пожалуйста: если бы вы открывали свой бизнес, каким бы он был?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Запишите все те мысли, которые сейчас пришли к вам, в свою тетрадь. И обязательно продолжайте заполнять карту Деловой среды, если услышите о каких-то других
интересных профессиях или если решите открыть своё дело и к вам будут приходить идеи, связанные с вашим будущим бизнесом.
Итоговое слово педагога
Слово педагога: Дорогие ребята, сегодня мы познакомились с предпринимательством, посмотрели ролик, прошли тест и поиграли в игру на создание бизнес-идей. Теперь вы лучше понимаете, какие качества нужны для работы в этой сфере и как важен вклад каждого специалиста. Если вы чувствуете, что мир бизнеса — это ваше, развивайте в себе креативность, лидерство, аналитическое мышление, читайте литературу о предпринимателях, участвуйте в конкурсах и используйте полезные сервисы.
Я также рекомендую вам воспользоваться платформой «Конструкториум» (на доске — QR- код), где можно узнать, как начать бизнес и избежать ошибок. А немного позже вы сможете пройти дополнительные диагностики по аналитическим способностям и креативному интеллекту, которые откроются в январе и феврале. Спасибо вам за активное участие, до встречи на новых занятиях!