Мои горизонты 6 класс 12 сентября «Открой своё будущее»

Мои горизонты 6 класс 12 сентября «Открой своё будущее»Поделиться:

Подготовка к занятию

Уважаемые педагоги!

Для проведения занятия рекомендуется заранее скачать материалы, распечатать и при необходимости нарезать раздаточные материалы, разделить класс на группы, а также попросить обучающихся подготовить тетради, карандаши и ручки (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Желаем успехов!

 Вступительное слово

 Слово педагога: Здравствуйте, ребята!

Люди «ищут себя», своё любимое дело жизни годами и даже десятилетиями. Но сегодня вы узнаете, с чего начать, какие шаги сделать первыми навстречу своему будущему. Занятие будет необычным: мы посмотрим видео, пообщаемся, выполним разные задания. А чего мы точно не будем делать — это ставить оценки. Ведь на пути поиска своего места в жизни — множество дорог, и каждому нужно выбрать свою самостоятельно. Давайте посмотрим видеоролик.

Видеоролик «Кем ты будешь, когда вырастешь?»

 Формула любимого дела жизни

 Слово педагога: Ребята, поднимите руку, кто уже знает, кем будет, когда вырастет?

Педагог опрашивает 3–4 обучающихся.

Слово педагога: Кто-то уже определился с любимым делом, у кого-то этот выбор впереди, но и для тех и для других есть одна универсальная формула! Запишите её в тетради:

ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ + МОГУ + БУДУ.

«Хочу» — это ваши желания, то, чем вам бы хотелось заниматься.

«Могу» — ваши возможности или то, что лучше всего получается / легче всего даётся. А под словом «Буду» имеется в виду востребованность дела, которое вы выбрали.

 

 

Основная часть

 

 

Хочу

 

Слово педагога: Давайте более подробно разберём формулу и познакомимся с каждым её элементом. Итак, начнём с «Хочу». Как вы думаете, что такое «Хочу»?

Короткое обсуждение в классе.

Слово педагога: Ребята, спасибо за интересные ответы и предположения, давайте посмотрим ролик и узнаем, правы ли мы были.

 

 

Видеоролик «Хочу»

 

Слово педагога: Ребята, давайте сейчас каждый задаст себе вопрос: «А чего я хочу?».

Педагог делает небольшую паузу.

 

 

 

«Десять на десять»

 

Уважаемые педагоги! 
К каждому блоку данной части занятия предлагаются различные игровые активности. Вы
можете самостоятельно определить, какие из них провести на занятии. Также вы можете
отказаться от проведения игры, в случае если не хватает времени. 

Слово педагога: Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы сыграем в игру, которая называется «Десять на десять». Мы с вами разделимся на две команды — мальчики и девочки

— и попробуем составить список целей, которые вы хотите достичь. Эти цели — наши мечты, желания, поэтому не стесняйтесь, если вдруг они покажутся вам несерьёзными, слишком простыми или недостижимыми. У нас нет никаких ограничений и есть всё необходимое для достижения цели. Готовы? Тогда давайте начнём с девочек, и я им помогу.

 

Педагог формулирует первую цель. Например, побывать на Байкале.

Слово педагога: А теперь очередь мальчиков.

Обучающиеся поочерёдно дают ответы, формируются два списка из 10 пунктов. Педагог может записывать их на доске.

Слово педагога: Так, ребята, давайте посмотрим, сколько у нас с вами получилось «хотелок». Сейчас каждый из вас выберет по два «Хочу», которые больше всего нравятся, или придумает свои.

Выбранные цели «умножаем на 100». Давайте усилим их в 100 раз.

Один пример приводит педагог, остальные ответы предлагают обучающиеся, а педагог инициирует их активность наводящими вопросами. Например, побывать на Байкале × 100 = год прожить на Байкале или объехать всю Восточную Сибирь.

Купить новую игровую приставку × 100 = тестировать новые игровые приставки и получать их ещё до старта продаж.

Быстрее бегать × 100 = пробежать марафон.

Слово педагога: Молодцы. Здорово у нас получилось. У каждого из нас очень разные и очень интересные мечты! Я искренне желаю вам, чтобы они сбылись. Попробуйте дома составить свой список желаний, усилить их в сто крат, и пусть они обязательно сбудутся. Каждый из вас талантлив, и впереди много интересного. Будьте открыты новым знаниям и навыкам, и я уверена, что каждого из вас ждёт успех.

Для того чтобы закрепить полученные знания, давайте посмотрим ролик.

 

 

Видеоролик «Чек-лист «Хочу»

 

 

Чек-лист «Хочу»

Педагог демонстрирует слайд с чек-листами.

Перед вами слайд, на нём вы видите перечень пунктов, напротив которых ставятся галочки, когда тот или иной будет выполнен. Запишите эти пункты себе в тетради. Когда вы вернётесь домой, посмотрите внимательно на этот список, вспомните, о чём мы сегодня с вами говорили, и отметьте в чек-листе те пункты, которые готовы реализовать в ближайшее время. А мы с вами выяснили, что же такое «Хочу», и нам нужно двигаться дальше по нашей формуле. Но сначала я задам вам один очень важный вопрос.

Как вы думаете, если мы понимаем, что нам интересно и чего мы хотим, достаточно ли этого для выбора профессии?

Обучающиеся отвечают.

 

Действительно, для выбора профессии важно понимать ещё и свои «Могу». Это следующее слагаемое нашей формулы.

 

 

Видеоролик «Могу»

 

 

Могу

 

Слово педагога: В выборе любимого дела важно понимать не только что вам нравится, но и что вы можете, что лучше всего у вас получается. При этом «Могу» — это не просто знание о том, что вы любите и умеете делать, а осознание как возможностей, так и ограничений. Зная свои сильные и слабые стороны, вы сможете развивать то, к чему у вас есть интерес и талант, и не тратить время и силы на то, что не нравится и не получается. Понимание своих способностей помогает чувствовать уверенность в себе и развиваться в любимом деле.

Научиться определять свои «Могу» очень важно. Для того чтобы потренироваться в этом, давайте сыграем в игру.

 

 

Игра «Умения персонажей»

 

Слово педагога: Ребята, чтобы увидеть свои собственные умения и способности, иногда проще сначала научиться замечать их у других. Давайте попробуем сделать это на примере: вспомните хорошо знакомых персонажей. Опишите, что они хорошо умеют делать.

Педагог может предложить выбрать персонажа из любых популярных мультиков. Например,

«Бременские музыканты», «Смешарики», «Простоквашино» и т. д. Примеры вы можете увидеть на слайде.

Слайд:

Копатыч («Смешарики») — умеет работать в огороде, заботиться о растениях и выращивать овощи, фрукты и ягоды.

Трубадур («Бременские музыканты») — умеет петь и играть на гитаре.

Кот Матроскин («Простоквашино») — умеет вести хозяйство, знает, как ухаживать за животными.

Можно предложить обучающимся вспомнить, о каких ещё умениях Матроскин рассказывает сам или демонстрирует их в мультфильме — играть на гитаре и петь песни, шить на машинке и вышивать.

 

Слово педагога: Молодцы! В свободное время обратите внимание на своих друзей и близких и попробуйте понять, что в них вам нравится и чем вы восхищаетесь. Потом подумайте умеете ли вы то, что умеют ваши друзья и близкие? Если вам кажется, что нет, — ничего страшного: вспомните моменты, когда вы гордились собой, и назовите ваши собственные качества и умения, благодаря которым это произошло. Так вы сможете убедиться, что у каждого человека есть его сильные стороны.

 

 

Чек-лист «Могу»

 

Слово педагога: Соотношение между «Хочу» и «Могу» — в ваших руках. Если у вас есть мечта и вы идёте к своей цели, вы обязательно её достигнете. Но для этого надо разобраться в себе и понять, чего вы на самом деле хотите и чем любите заниматься, а ещё — что вы можете и умеете.

Сейчас вы учитесь в 6-м классе и находитесь в самом начале пути к профессии мечты. Важнее всего на этом этапе — понять свои интересы и желания, определить свои «хочу». А к подробному изучению и обсуждению ваших «могу» мы приступим, когда вы станете немного старше. Но если вы уже сейчас знаете некоторые свои «могу», также запишите их в своих тетрадях.

Давайте снова обратимся к чек-листу у вас в тетрадях и посмотрим ролик.

 

 

Видеоролик «Чек-лист «Могу»

 

 

Буду

 

Слово педагога: А мы с вами движемся дальше и подходим к третьему элементу нашей формулы — «Буду».

Напомню, первая составляющая формулы — «Хочу». Это ваши интересы и склонности. Вторая

— «Могу». Это ваши знания и умения. Что же значит «Буду»? А «Буду» — это будущее, в котором каждый из вас становится востребованным профессионалом.

Казалось бы, сложно сказать, будет ли та или иная специальность востребована через несколько лет. Но если заниматься любимым делом, анализировать спрос на рынке труда, читать и смотреть мнение экспертов по поводу будущего профессии, то можно стать нужным / востребованным специалистом, выполнять любимую работу и получать за свой труд достойную оплату.

 

Внимание на экран.

 

 

Видеоролик «Буду»

 

Слово педагога: «Кем я буду?» — чтобы ответить на этот вопрос, нужно не бояться сочетать ваши сильные стороны, даже если на первый взгляд вам кажется, что они никак друг с другом не сочетаются, и постоянно развиваться.

То, кем вы будете, зависит от вас.

 

 

Диалог педагога с классом

 

Слово педагога: Ребята, как вы думаете, какие профессии могли бы сочетать ваши «Хочу» и

«Могу»?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Помните: у каждого из вас есть возможность найти дело своей жизни, так что не нужно бояться его искать. Если вы пока не знаете, какое дело может вам подойти, ничего страшного. Сейчас вы в самом начале долгого, но очень интересного пути. Проделав его, вы сможете понять, чего по-настоящему хотите, что можете и что будете делать, а курс «Россия — мои горизонты» обязательно вам в этом поможет. Как вы думаете, какие шаги навстречу будущей профессии было бы полезно сделать в каждом классе?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Молодцы, ребята! А в заключение давайте посмотрим ролик про чек-лист, который будет вам полезен.

 

 

Видеоролик «Чек-лист «Буду»

 

Слово педагога: Заглянуть в будущее нельзя, но зато о нём можно позаботиться уже сейчас. Итак, что же вы можете сделать для своего «Буду»?

 

 

Хочу-могу-буду

 

Слово педагога: Сегодня мы с вами отлично поработали, а если у вас будет желание, то в свободное время попробуйте заполнить чек-лист в своих тетрадях. Сдавать его не надо. Постарайтесь сделать это для самих себя.

Педагог может снова вывести на экран слайд с чек-листами

 

Теперь давайте подведём итог. Сегодня мы вместе вывели формулу выбора любимого дела.

Беседа с обучающимся в формате опроса:

«Хочу» — это… (интересы и склонности);

«Могу» — это… (знания и умения);

«Буду» — это… (твоё будущее, в котором ты станешь востребованным профессионалом, чтобы быть счастливым и успешным в своей сфере, получая при этом достойный доход).

 

 

Заключение

 

 

Продолжи фразу

 

Слово педагога: Сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими размышлениями. Каждый по кругу выскажется одним предложением, выбирая начало фразы из списка, представленного на экране / доске:

сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно…

я выполнял(а) задания… я понял(а), что…

теперь я могу…

я почувствовал(а), что… я приобрел(а)…

я научился(лась)…

у меня получилось… я смог(ла)…

я попробую… меня удивило…

занятие дало мне для жизни… мне захотелось…

 

 

Заключительное слово

 

Слово педагога: Ребята, запишите свои размышления в тетради. Ну, а я говорю вам спасибо за сегодняшнее занятие. Главное — не бояться пробовать, интересоваться, развивать себя, быть открытыми новым знаниям. В свободное время не забудьте заглянуть на сайт «Билет в будущее» и в виртуальный город профессий Профиград. У нас с вами впереди много разных

 

мероприятий в рамках профориентации. А сегодня наше занятие завершено, всего вам доброго!