О важном для СПО 13 мая «Русский язык. Великий и могучий»

О важном 13 мая «Русский язык. Великий и могучий.225 лет со дня рождения А.С. Пушкина»Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся по теме

«Русский язык. Великий и могучий.

225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»

 

Цель   занятия:   расширять   знания    обучающихся    о    творчестве А. С. Пушкина, способствовать осознанию роли великого писателя в изменении русского языка, формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие российской и мировой культуры, воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

 

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, сохранение исторической памяти, любовь к Родине.

 

Основные смыслы: 6 июня – знаковая дата для российской и мировой культуры: именно в этот день родился А. С. Пушкин, а ещё в этот день отмечается День русского языка. Пушкинское творчество открывает читателю огромный мир человеческих чувств, переживаний, приобщает его к культурным и общечеловеческим ценностям и богатству русского языка.

 

Планируемые результаты. Личностные:

  • стремиться к   расширению  своих   знаний   о   жизни   и   творчестве А. С. Пушкина;
  • проявлять чувства уважения и благодарности к людям, внёсшим большой вклад в развитие отечественной и мировой литературы;
  • понимать важность чтения для личностного развития, стремиться расширять свой кругозор и начитанность.

 

Метапредметные:

  • проявлять интерес к изучению творчества и личности А. С. Пушкина;
  • работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
  • участвовать в     обсуждении    предложенных    проблем,    активно высказывать своё мнение и суждения.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа и образовательная игра.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • интерактивные/игровые задания,
  • презентация.

 

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Анализ плаката в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия   и    актуализировать    имеющуюся    информацию    о    творчестве А. С. Пушкина.

Часть 2. Основная

В продолжение раскрытия темы занятия учитель проводит образовательную игру, маршрут которой состоит из заданий-вопросов, составленных на материале сказок А. С. Пушкина. Выполнение интерактивных заданий сопровождается беседой по анализу произведений писателя.

Часть 3. Заключение

В завершение занятия педагог подводит обучающихся к осознанию общего смысла выражения о творчестве А. С. Пушкина: «Он – наш поэт, он – наша слава!», обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, рассмотрите плакат. Чей портрет мы видим на нём?

Знаете ли вы, почему на плакате дата 6 июня?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Правильно, это портрет великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И в этом году отмечается 225-летие со дня его рождения, а 6 июня – это дата его рождения. Но ещё в этот день отмечается День русского языка. Случайно ли это совпадение? Предположите, почему День русского языка мы отмечаем в день рождения Пушкина.

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Конечно, не случайно. Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и писатель, который серьёзно повлиял на изменения, которые произошли в русском языке. Как же так? Дело в том, что в то время образованные люди использовали книжный язык, который считался подходящим для поучений и указов, а для повседневного общения он был не очень удобен.

А Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу! Русский язык – один из богатейших языков в мире! Послушайте наказ от Ивана Сергеевича Тургенева. Почему писатель называет язык кладом? Ведь клад – это сокровище. Почему язык – это сокровище и драгоценность, которые надо беречь? Объясните.

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Сколько ярких слов, передающих тончайшие оттенки чувств и глубокие мысли в русском языке! Какое богатство многозначных слов и фразеологизмов он хранит. Но русский язык – это не застывшая форма, он

 

постоянно развивается: одни слова уходят из употребления, другие слова появляются в языке.

А что помогает нам совершенствовать своё умение использовать язык? Что необходимо делать, чтобы наш словарный запас расширялся, и мы овладели «чудесами» языка, о которых говорят писатели?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, это чтение книг. Чтение расширяет наш кругозор, развивает воображение и память, читающий человек обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. «Чтение – вот лучшее учение», говорил А. С. Пушкина.

Послушаем Михаила Боярского, народного артиста РСФСР, знатока и ценителя творчества А. С. Пушкина.

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Мои любимые произведения – это…

 

Методический комментарий. Педагогу важно привести свои примеры произведений А. С. Пушкина, возможно процитировать отдельные строки из стихотворений.   Это   будет   способствовать   интересу   к   творчеству А. С. Пушкина и внесёт личностно-эмоциональную составляющую в занятие.

 

Учитель. А какие произведения А. С. Пушкина вы знаете? Какие сказки поэта читали?

Ответы обучающихся.

Учитель. Со сказками А. С. Пушкина мы начинаем знакомиться очень рано. «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. А вы знаете, из какой они сказки?

Ответы обучающихся.

Учитель.

Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.

Этими словами Александр Сергеевич заканчивает свою «Сказку о золотом петушке». А как вы понимаете эти слова?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. А в какой сказочной стране живут герои пушкинских сказок?

Ответы обучающихся.

 

Демонстрация интерактивной карты «Путешествие по Лукоморью».

Механика интерактивной карты. На карте нанесён маршрут, каждая точка которого при нажатии открывает задание для обучающихся.

Методический комментарий: исходя из возраста обучающихся и уровня их подготовленности, учитель выстраивает свой вариант маршрута путешествия. В ходе занятия можно разыграть как все, так и часть заданий. Перед началом игры учитель определяет форму прохождения маршрута – фронтально или командно (по группам).

 

Учитель. В Лукоморье! А знаете ли вы, откуда появилось это слово и что оно обозначает?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Слово Лукоморье имеет вполне конкретное значение — так называют излучину реки или изгиб морского побережья. Чаще всего это название встречается в славянской мифологии, в которой Лукоморье — это расположенное на самом краю вселенной заповедное место, где, согласно древним легендам, растёт сказочное дерево. Итак, в путь!

 

Полный вариант маршрута-путешествия по Лукоморью.

 

Какие сказочные персонажи живут в Лукоморье?

Методический комментарий: после просмотра видео обучающиеся называют сказочных персонажей. Если учитель выбрал групповую форму игры, то побеждает в этом задании та команда, которая последней назовёт героя из сказки.

 

 

Чьи это слова? Узнайте героя сказки.

  1. Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь… Ответ. Запуск видеофрагмента.

  1. Братец мой, —

Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою.

Без меня царевна видно Пробежала…

Ответ. Запуск видеофрагмента.

  1. Ты, конечно, спору нет: Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее…

Ответ. Запуск видеофрагмента.

Методический комментарий. На экране появляется отрывок из сказки, после чего ребятам предлагается отгадать героя сказки. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма с этой фразой персонажа.

 

 

 

Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

Жил старик со своею старухой У самого синего моря… Старик ловил неводам рыбу, Старуха пряла свою пряжу.

 

Ответ:

 

 

Жил старик со своею старухой У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

 

 

 

 

 

 

 

В   кого   превращался   князь   Гвидон   в   «Сказке   о   царе Салтане…»?

 

Ответ:

Лебедь князю говорит:

Будь же, князь, ты комаром

 

Вот опять она его Вмиг обрызгала всего:

В муху князь оборотился…

 

И опять она его

Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился,

Шмелём князь оборотился…

 

 

 

Сколько было богатырей в «в чешуе златой горя» в «Сказке о царе Салтане…»?

 

 

 

 

 

Ответ:

Стал глядеть он; море вдруг Всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге И оставило на бреге Тридцать три богатыря.

 

Учитель. Приведите ещё примеры использования А. С. Пушкиным сказочного числа 3 в его произведениях.

 

Методический комментарий: обучающиеся могут привести следующие варианты ответов – 3 девицы под окном; ткачиха, повариха, Бабариха, 3 раза корабль приезжал на остров Буян; 3 желания выполняла царевна Лебедь, 3 раза закидывал старик невод и другие варианты.

 

 

Какую песенку поёт белочка в «Сказке о царе Салтане…»?

 

Ответ. Запуск видеофрагмента.

 

 

Догадайся, что спрятано в «чёрном ящике»?

…. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

Ответ. Яблоко.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

 

Из какой сказки А. С. Пушкина эти строки?

 

Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!»

Ответ. «Сказка о золотом петушке».

Запуск видеофрагмента.

 

 

Отгадайте ребус и узнайте, как звали собаку из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

 

Ответ: Пёс бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце пёсье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось! — Она его ласкать, Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою? Ляг!» — и в комнату вошла.

 

 

 

Отгадайте героя и назовите сказку А. С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Ответ: Жадная старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ответ: Три девицы. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ответ: Царица. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 

 

 

 

К какой сказке А. С. Пушкина выполнил иллюстрацию И. Я. Билибин?

Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Здесь, у дуба мы попрощаемся с Лукоморьем, но не навсегда, а на время, чтобы снова и снова возвращаться к этим удивительным сказкам. Восхищаться, радоваться, переживать и говорить: «Что за прелесть эти сказки!».

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Уверена, что вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. О творчестве А. С. Пушкина мы говорим: «Он – наш поэт, он – наша слава!». Как вы понимаете это выражение?

Ответы обучающихся.

Учитель. Мир пушкинского стиха – это мир чудес, тайн. Произведения Александра Сергеевича переводятся на десятки языков мира, поэт имеет своих почитателей во всех уголках мира, в честь Пушкина воздвигнуто более 400 памятников в 320 городах мира!

Красота пушкинского художественного слова, наш русский язык – это то великое достояние, которое нам досталось от предков и которое мы должны передать потомкам. Современный русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьей, имя которой – Россия.

 

ПОСТРАЗГОВОР

Беседы о местах или объектах, которые связаны с именем А. С. Пушкина. Тематические экскурсии и лекции для обучающихся «А. С. Пушкин.

Жизнь и творчество».

Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина.

Выставка рисунков, посвящённых творчеству А. С. Пушкина. Просмотр спектаклей по произведениям А. С. Пушкина.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение значения устаревших слов в произведениях А. С. Пушкина.

Литературное чтение: чтение произведений А. С. Пушкина.

Окружающий мир: расширенное изучение тем «Царскосельский лицей.

Пушкин в Лицее», «Поэты пушкинской поры».

Изобразительное искусство: Пушкин глазами художников.

Музыка: сказки А. С. Пушкина в музыке. Оперная сказка Н. А. Римского- Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», опера М. И. Глинки

«Руслан и Людмила» и другие.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Пушкин для младших школьников. Сборник методических материалов к разделу начальной общеобразовательной школы программы курса «Псковское пушкиноведение». – Псков: АНО «Пушкинский образовательный центр», 2011.

Литвяк Е. Пушкин и Лицей. – Москва: Издательство «Настя и Никита»,

2020.

Улыбышева  М.   Как   Пушкин  русский   язык  изменил.   —      Москва: Издательство «Настя и Никита», 2015.

Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей. – Санкт-Петербург: Образование-Культура, 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

«Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, он остаётся чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим» (Ю. Лотман).