О важном 14 октября 2024г 6 класс «Что значит быть взрослым?»

О важном 14 октября 2024г 1 класс «Что значит быть взрослым?»Поделиться:

О важном 14 октября 2024г  «Что значит быть взрослым?»

Цель занятия: раскрыть понятие «ответственность», формировать представления о том, что значит «быть взрослым», развивать стремление быть полезным для других людей и для общества в целом, воспитывать ответственность, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.

Основные смыслы: быть взрослым   –   это   нести   ответственность за себя, своих близких и свою страну. Взрослые – это те, кто умеет жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, те, кто обладает умением принимать решения и осознавать ответственность за эти решения, это люди с активной жизненной позицией, готовые трудиться.

Взрослыми становятся постепенно, поэтому уже младшие школьники могут воспитать в себе чувство ответственности, взаимоуважения, готовность к оказанию помощи сначала своим близким, а потом и всем людям. Младшие школьники могут участвовать в проектах, которые помогают научиться проявлять ответственность и заботу о природе, о других людях.

Планируемые результаты. Личностные:

  • ·               приобретать     первоначальные     представления     о     правах     и ответственности, уважении и достоинстве человека;
  • осознавать значимость нравственно-этических норм поведения   и правил межличностных отношений;
  • ·               осознавать возможность воспитания в себе таких черт характера, которые помогут стать ответственным человеком.
  • Метапредметные:
  • ·               проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
  • воспринимать и   формулировать   суждения,   соблюдать   правила ведения диалога и дискуссии;
  • ·               уметь корректно и аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

 

Партнёр    занятия:    ФГБОУ    ВО    «Московский    государственный психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Основные виды деятельности: познавательная беседа, дискуссия, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым материалом.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагмент,
  • интерактивное задание,
  • презентация.

 

Структура занятия

 

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить вхождение в тему. Занятие начинается с обсуждения вопросов: хочется ли детям повзрослеть, чем их привлекает позиция взрослых. Работа со стихотворением Ю. Яковлева

«Взрослый человек».

 

Часть 2. Основная

Эта часть начинается с просмотра обращения федерального спикера. Дальше занятие проходит как беседа, в ходе которой обсуждаются вопросы, почему быть взрослым – это интересно; что значит быть взрослым; как и когда воспитываются черты характера, свойственные взрослым; что значит ответственность за свои поступки, что значит верность слову. В ходе беседы выполняются интерактивные и игровые задания, идёт работа с текстами художественных произведений.

 

Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о том, что взрослым быть интересно, что уже сейчас у каждого есть возможность воспитывать в себе те черты характера, которые свойственны настоящим взрослым, что уже в детстве важно научиться проявлять ответственность в различных делах.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. В каждом человеке живёт взрослый и ребёнок. Ребёнок и взрослый – как две вселенные, необходимые друг другу. Ребята, а вам хочется повзрослеть?

Ответы обучающихся.

Учитель. В детстве мечтаешь поскорее стать взрослым! Вот как герой стихотворения Юрия Яковлева «Взрослый человек». Давайте послушаем фрагмент этого стихотворения.

Наверное, очень здорово

Быть взрослым человеком:

Гулять, когда захочется, Под ливнем и под снегом.

 

Наверно, очень здорово Носить густую бороду,

И суп не есть решительно, Наверно, тоже здорово!

 

Купаться за день в озере Хотя бы сорок раз

И в дружбе жить с мороженым, Ангины не боясь.

 

Наверно, очень здорово Ни разу днём не спать,

Ведь взрослым не командуют:

«А ну-ка, марш в кровать!»

 

И нету дела взрослому До холода, до сырости, До шарфа и до насморка.

И вот мечтал я вырасти!

 

Учитель. Почему герою стихотворения хотелось поскорее вырасти? Как он представляет себе жизнь взрослого человека?

Ответы обучающихся.

Учитель. А теперь давайте послушаем продолжение стихотворения. Обратите внимание, как изменилось отношение героя стихотворения к его детским мечтам о том, что он будет делать, когда станет взрослым.

Пусть долго годы тянутся.

 

Дождался – стал я рослым, Уже мне паспорт выдали. Как всем обычно взрослым.

 

Могу ходить по лужам я, Да что-то не хожу.

Со сливочным мороженым, Представьте, не дружу.

 

Я сплю по воле собственной Часок после обеда,

И суп, поверьте, нравится Мне больше, чем конфеты.

 

Купаюсь я умеренно, Не балуюсь со снегом. И всё же очень здорово

Быть взрослым человеком!

 

Учитель. Как вы думаете, почему герой, повзрослев, по-другому оценивает свои детские мечты? И многое, даже если может, то не делает, став взрослым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Оказывается, быть взрослым – это совсем не значит делать только то, что захочешь. Быть взрослым – это иметь много возможностей, но при этом и выполнять много обязанностей.

Повзрослевший герой стихотворения говорит: «И всё же очень здорово быть взрослым человеком!». А вы задумывались, почему быть взрослым – это замечательно?

Ответы обучающихся.

 

Учитель, обобщая ответы. Быть взрослым иногда сложно, но у взрослого человека много возможностей:

  • взрослые могут принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;
  • взрослые могут выбирать свою профессию и строить свою карьеру в соответствии с собственными интересами и целями;
  • взрослые могут участвовать в развитии своей страны, нашей любимой России;
  • взрослые создают счастливые семьи;
  • взрослые имеют возможность путешествовать и исследовать мир;
  • взрослые обладают большим опытом и знаниями, навыками, которые они могут использовать в своей жизни.

 

Часть 2. Основная

Учитель. С чего же начинается путь в мир взрослых? Кого мы можем назвать взрослым? Давайте послушаем ответы на эти вопросы известного российского шеф-повара, ресторатора и телеведущего Константина Ивлева.

Демонстрация видео интервью с федеральным спикером.

Учитель. Что же такое взрослость? Как об этом говорит шеф Ивлев?

Ответы обучающихся.

Учитель. Взрослый – это самостоятельный, умный, сильный, добрый человек, который берёт ответственность за свои поступки. Что, по-вашему, самое важное для того, чтобы стать взрослым?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Для дальнейшей работы учитель, исходя из уровня подготовленности обучающихся, выбирает демонстрацию фрагмента мультфильма «Как стать большим» или чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

  • вариант

Учитель. Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент мультфильма

«Как стать большим». Какой секрет открыл для себя котёнок?

Демонстрация видеофрагмента мультфильма «Как стать большим».

Ответы обучающихся.

Учитель. Котёнок и на высокую ёлку забирался, чтобы стать большим, и под дождиком побывал, чтобы вырасти, но это не помогло. А вот его дела, которые он совершил, помогли котёнку открыть секрет взросления.

  • вариант

Учитель. Предлагаю вам вспомнить рассказ Евгения Пермяка «Как Маша стала большой». Послушайте его и подумайте: когда мама, папа, да и сама Маша решили, что она становится взрослой?

 

Чтение учителем рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

 

  • Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

  • Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет. Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без

часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

 

Учитель. Что помогает Маше становиться взрослой?

Ответы обучающихся.

Учитель. А как осуществить свою мечту стать взрослым? Просто ждать? Были ли у вас ситуации, когда вам говорили: «Ты поступил как взрослый!»,

«Ты совсем взрослый!», «А мы и не заметили, как ты взрослеешь!»? Давайте выполним задание «Взрослые и детские поступки».

Учитель. Вам нужно привести примеры ситуаций, в которых родители могли бы произнести слова: «Какой ты у меня уже взрослый!», «Какой ты ещё маленький!»

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель. Какие же качества взрослого проявлялись в тех поступках, о которых вы рассказали?

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Давайте выполним такое задание: вы среди карточек отберёте те, что помогают продолжить предложение «Быть взрослым, значит…».

Интерактивное задание.

Содержание задания. На экран выводится список выражений, среди которых надо выбрать продолжение фразы: «Быть взрослым, значит…».

Быть взрослым, значит…

быть самостоятельным.
делать только то, что хочешь.
принимать решения и выполнять их.
заставлять всех подчиняться только твоим желаниям.
быть ответственным.
ждать, когда за тебя всё сделают другие.
выполнять данные обещания.
перестать выполнять правила.
заботиться о своей семье и нашей любимой Родине.

 

Учитель. Уверена, что всем вам захотелось стать именно таким взрослым

– ответственным за себя, за семью, за страну, принимающим важные решения, протягивающим руку помощи своим близким и всем людям. Как и когда воспитываются черты характера, свойственные взрослым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Думаю, для вас путь во взрослую жизнь может начинаться с таких поступков, когда вы помогаете своим родителям и поддерживаете их. Конечно, ваши родители – взрослые люди. Но бывает, что им очень нужна ваша забота, ваше внимание. Можете ли вы привести такие примеры?

Ответы обучающихся.

Учитель. Взросление начинается в семье, с того, что вы начинаете проявлять внимание к своим близким, заботиться о них. А ещё путь во взрослую жизнь в семье начинается с появления такого дела, за которое отвечаете именно вы. Приведите, пожалуйста, примеры таких дел, за которые в семье можете отвечать, а возможно, уже и отвечаете именно вы.

Ответы обучающихся.

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Детство – это прекрасная пора, но именно в детстве мы постепенно, шаг за шагом, взрослеем. Представьте, что у нас есть машина времени, и мы на ней отправимся в будущее. Готовы? Отправляемся в то

 

время, когда каждый из вас стал взрослым человеком. Закройте глаза и представьте встречу с собой взрослым!

Внимание, возвращаемся в настоящее. Поделитесь, пожалуйста, какие качества вы видите у себя взрослого?

Ответы обучающихся.

Учитель. Есть ли среди этих качеств «ответственность», «умение заботиться о самом себе и другом человеке»?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Ответственность – важнейшее качество взрослого. Это значит, держать свое слово, выполнять свои обещания, а главное – обдумывать свои поступки, чтобы они приносили пользу, а не причиняли боль другим людям. Быть взрослым – это не значит никогда не ошибаться, это значит уметь исправить свою ошибку, преодолеть трудности и обязательно сделать что-то очень хорошее.

У взрослого человека много возможностей, но при этом взрослые всегда отвечают за свои решения. А путь во взрослую жизнь начинается в детстве. В добрый путь!

 

ПОСТРАЗГОВОР

Участие обучающихся в реальных проектах: благотворительные акции, волонтёрские программы, экологические инициативы и др.

Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно познакомиться с профессиями, требующими высокой степени ответственности: пожарные станции, больницы, социальные службы, чтобы наглядно увидеть, как ответственность проявляется в профессии.

Изучение биографий известных людей, которые своим примером демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с пословицами о взрослении.

Литературное чтение: чтение рассказов, в которых главные герои, сверстники младших школьников, проявляют ответственное отношение к людям и животным: сказки В. Сутеева, рассказы Л.Н. Толстого, рассказы Н.Н. Носова, рассказы Ю. Яковлева «Багульник», «У человека должна быть собака»; рассказ И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото».

Окружающий мир: обсуждение тем «Классный, школьный коллектив»,

«Моя семья», «Совместный труд и отдых в семье».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению      и      просмотру).                                            https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Ценности семьи как источника взросления, поскольку семья учит пониманию важности любви, поддержки, взаимоуважения, в семье происходит передача нравственных ценностей.

Благодарность родителям, учителям и наставникам, прививающим нравственные ценности и помогающим взрослеть.