О важном 15 сентября 2025 для 9 класса «Творчество, которое объединяет»

О важном 15 сентября Поделиться:

Рабочие листы Смотреть

О важном 15 сентября 2025 для 9 класса «Творчество, которое объединяет»

Занятие 3

Творчество, которое объединяет

Дата проведения: 15 сентября 2025 года

Цели занятия: формирование ценностного отношения обучающихся  к  творчеству  и  понимания  роли  искусства в личностном становлении и духовном обогащении; поддержка мотивации к развитию собственных талантов; осознание значимости российской культуры как части мирового наследия.

Формирующиеся   ценности:   приоритет  духовного над материальным, служение Отечеству.

Основные смыслы

  • Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
  • Существует множество возможностей для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
  • Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка Петра Чайковского и Михаила Глинки, поэзия Александра Пушкина и романы Льва Толстого, произведения Федора Достоевского и Антона Чехова широко известны в десятках стран мира.
  • Музыка является одним из видов искусства, который сопровождает человека в течение всей жизни. Современная российская музыка развивается в различных жанрах и направлениях.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивное задание;
  • дополнительные материалы;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивного задания.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика- анонса с Евгением Егоровым.

 

Учитель: На прошлой неделе мы говорили о русском языке, на котором общаемся, выражаем мысли, поем песни и читаем книги. Но помимо языка, мы можем общаться и раскрывать свои эмоции и переживания с помощью творчества. Творчество — это процесс, во время которого рождается что-то новое: идея, изобретение, картина, мелодия (презентация к занятию, слайд 1). Когда мы хотим сообщить что-то миру, то выражаем это через танец, песню, сделанную игрушку и многое другое.

Вопросы для обсуждения:

  • Кого можно назвать творческим человеком?
  • Каким видом творчества вам нравится заниматься больше всего?

Ответы обучающихся.

Учитель: Творчество сопровождает нас всю жизнь. Во время игры рождаются разные истории, песенки, мы можем придумать даже целый мир и слепить его из пластилина или нарисовать. Давайте приведем примеры того, что может создать человек (презентация к занятию, слайд 2). Даже взрослые занимаются творчеством. Многие люди с детства так полюбили рисовать, танцевать или играть на музыкальных инструментах, что получили специальное образование и стали художниками, танцорами или музыкантами.

Вопросы для обсуждения:

  • Как меняется      ваше     настроение       после     занятий творчеством?
  • Есть ли     в     вашей     семье     традиции,    связанные с творчеством?
  • Есть ли у   вас   в    семье   или   среди   знакомых   люди с творческой профессией?

Ответы обучающихся.

Основной этап

Учитель: Все виды творчества, ценности, традиции и обычаи можно назвать одним словом — культура. Каждый народ бережно относится к своей культуре, сохраняя ее для последующих поколений. Русская культура известна во всем мире. Имена наших художников, писателей, композиторов, музыкантов, танцоров, актеров, архитекторов вошли в мировую сокровищницу. Люди из разных городов и стран приезжают в Россию, чтобы посетить известные музеи, картинные галереи и театры.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вам больше всего интересно в культуре нашей страны?
  • О чем вы бы хотели узнать больше?
  • Нравится ли вам читать книги или рассматривать иллюстрации с разными известными местами? Вы с семьей иногда ходите на концерты, в театры?

Ответы обучающихся.

Учитель: Природа России необычайно богата и всегда вдохновляла творческих людей. Смена времен года, величественные леса, глубокие озера, высокие горы и даже песчаные   пустыни   —   всё   это   позволяло   создавать и творить прекрасное. Художник выражает свои эмоции через краски, композитор создает из нот музыкальную картину, архитектор возводит красивое здание, которое будет дополнять пейзаж. Каждый выбирает свои инструменты для выражения идей и с их помощью сообщает миру мысли, переживания, эмоции.

Вопросы для обсуждения:

  • Что в природе вдохновляет именно вас? Что бы вы хотели нарисовать?
  • Какие стихотворения о природе или о России вы знаете?

Ответы обучающихся.

Учитель: Современная русская культура активно развивается, в том числе и в музыкальной сфере. Музыка — это удивительное и многогранное искусство, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни. Мы встречаемся с ней ежедневно — в транспорте, магазинах, на концертах и культурных мероприятиях, а также в фильмах и театре. Один из хороших примеров сочетания современных трендов с сохранением национальной самобытности в традициях — Международный музыкальный конкурс «Интервидение». О нем нам расскажет продюсер музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрий Викторович Аксюта.

Учитель  организует  просмотр  видеоролика-интервью с главным продюсером музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрием Викторовичем Аксютой.

 

Учитель: «Интервидение» первый раз было организовано в 1965 году. Ваши бабушки и дедушки в детстве или юности могли видеть этот конкурс по телевизору. Сегодня конкурс возрожден, и представители разных стран исполняют песни на своих национальных языках. Нашу страну представит известный исполнитель Shaman. У зрителей будет отличная возможность познакомиться с традициями и культурами разных народов.

«Интервидение» — не просто конкурс. Он способствует культурному обмену, укреплению взаимопонимания и доверия

между    народами.    Обязательно    посмотрите     20     сентября это зрелищное шоу всей семьей!

Вопросы для обсуждения:

  • Как музыка помогает нам развиваться, формировать свой характер?
  • Какую музыку любите слушать вы вместе с близкими и друзьями?
  • Нравится ли  вам,  когда  ваши  друзья  играют на   музыкальных   инструментах?   Какие   чувства вы испытываете?

Ответы обучающихся.

Учитель: Но мы можем не только наблюдать за творчеством других людей, но и сами учиться новому, пробовать разные направления. Часто говорят, что для занятий творчеством нужно иметь талант.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие таланты есть у вас, ваших родных и друзей?
  • Нужно ли развивать свой талант и как?
  • Чему бы вы хотели научиться?

Ответы обучающихся.

Учитель: На самом деле, одного таланта недостаточно. Чтобы научиться чему-то, нужно иметь большое желание, терпение, трудолюбие, а также наставника в этом направлении. Сегодня у каждого  есть  возможность  выбрать  для  себя  и записаться в разные кружки и секции, заниматься рисованием, музыкой или другими творческими направлениями.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие занятия посещаете вы?
  • Кто из вас хочет стать в будущем художником, музыкантом, актером, танцором, дизайнером, скульптором или архитектором?
  • Нужно ли для творческих людей развиваться и учиться всю жизнь или главное — иметь вдохновение?

Ответы обучающихся.

Учитель организует просмотр фрагмента мульти- пликационного фильма «Дореми».

 

Вопросы для обсуждения:

  • Как композитор  записывает  придуманную  мелодию и почему музыкант точно знает, как это нужно сыграть?
  • Какой язык для передачи музыки они используют?

Ответы обучающихся.

Учитель: Музыкальные инструменты, краски художника, художественное слово может изобразить красоту природы и людей. Например, все мы знаем, что в России очень ярко представлены все четыре времени года. И действительно, часто на картинах изображена белоснежная зима, весенняя зелень и поющие на деревьях птицы, широкие поля, озаренные палящим летним солнцем, и усыпанные осенними листьями парки и улицы. Как передать особое «весеннее» или «зимнее» настроение с помощью музыки? Давайте узнаем вместе. И в этом нам помогут картины известных художников и музыка Петра Ильича Чайковского (презентация к занятию, слайд 3).

Преподаватель организует выполнение интерактивного задания «Времена года».

 

Учитель: Посмотрите, как красиво и гармонично дополняют друг друга музыка и живопись!

Вопросы для обсуждения:

  • Какие эмоции вы испытываете при взгляде на эти картины?
  • Какая мелодия вам показалась самой красивой?

Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель: Сегодня мы говорили о разных видах творчества, об искусстве и культуре. Все это наполняет жизнь человека звуками, красками, яркими образами и увлекательными историями.

Посещение  различных  концертов,  выставок,  знакомство с фильмами и мультфильмами, чтение книг и разглядывание красивых  фотографий  вдохновляет  нас,  расширяет  кругозор и помогает  найти  себе  занятие,  которое  избавит  от  скуки и однообразия. Творчеством может заниматься любой человек, главное трудиться и верить в свои силы!

Вопросы для обсуждения:

  • Почему человеку необходимо верить в свои способности?
  • Почему важно уважать творческие проявления других людей и поддерживать их?
  • Как нужно    относится    к    тому,   что    у    нас    может что-то не получиться сразу?

Ответы обучающихся.

Постразговор

Что почитать

  • Гордеева Е. «Музыканты, прославившие Россию»
  • Кандаурова Л.   «Чему    я    могу    научиться     у    Сергея Рахманинова»
  • Яковлева Ю. «Чему я могу научиться у Майи Плисецкой»

Проектная      и     внеурочная     деятельность,     внеклассные мероприятия

  • Официальный сайт «Интервидения» https://intervision.world
  • Проект «Музыка моей семьи». Создать музыкальный портрет своей семьи. Определить схожесть и различия в музыкальных вкусах представителей разных поколений.
  • Литературный вечер «Читаем стихи вместе» — внеурочное мероприятие для школьников и родителей, посвященное любимым стихотворениям о временах года или природе России.