О важном 20 октября 2025 8-9 класс «О городах России. Ко Дню народного единства»

Разговоры о важном 20 октября 2025 — О городах России. Ко Дню народного единстваПоделиться:

Рабочие листы на 20.10.2025 Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 8-9 классов

Занятие 8

О городах России. Ко Дню народного единства

Дата проведения: 20 октября.

Цели занятия: формирование представлений обучающихся о многообразии и богатстве историко-культурного наследия России, современных тенденциях развития городов и комфортной городской среды; осознание необходимости вклада каждого человека в благополучие и процветание родного края, формирования ответственной и активной жизненной позиции.

Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность.

Основные смыслы

  • День народного единства — государственный праздник, связанный с историческими событиями и напоминающий нам, что сила России — в единстве.
  • Города России — это воплощение этнокультурного многообразия и многонационального единства нашей страны, неразрывной  связи  прошлого,  настоящего и будущего.
  • Облик и атмосферу городов создают и меняют люди: современная городская среда развивается на основе человекоцентричности, гармонии с природой, технологичности и цифровой трансформации, сохранения историко-культурной идентичности.
  • Путешествие по городам России — возможность познакомиться с многообразием культур народов России и уникальными отечественными достижениями.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоматериалов, интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивное задание;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеороликов, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика, интерактивное задание.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно-целевой этап

Учитель  организует  просмотр  видеоролика-анонса со Станиславом Соломатиным.

 

Учитель: Русские народные сказки часто начинаются со слов

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и готовят нас к увлекательным  приключениям  главных  героев.  И сегодня мы отправимся в такое путешествие по России.

Границы нашей страны простираются от южных морей до полярного края. Чтобы проехать с запада на восток России, нужно  больше  недели!  А по  всей  ее территории  проходят

11 часовых поясов1, то есть разница во времени между самым восточным городом Анадырем и самым западным Балтийском — 10 часов.

Почему именно сегодня мы говорим о России и многообразии русских городов? Совсем скоро, 4 ноября, все жители нашей страны будут отмечать один из важных государственных праздников — День народного единства. Как вы понимаете, что значит «народное единство»?

Ответы обучающихся.

Учитель   организует    просмотр    и     обсуждение      видеоролика

«Россия — страна городов».

 

 

Основной этап

Учитель: С древних времен города объединяли жителей. Ведь жить вместе, вместе строить, обороняться от врагов, делиться чем-то необходимым, решать важные для всех вопросы лучше и легче, чем в одиночку. Согласны ли вы с этим? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: У каждого города своя история и свое лицо (презентация к занятию, слайд 2). Названия наших русских городов отражают их географическое положение, природные особенности, исторические события, память об их основателях или людях, которые прославили свой родной город. Помните, в мультфильмах про трех богатырей был князь Владимир Красное

1 Методический комментарий: учитель может объяснить обучающимся, что такое часовой пояс. Часовой пояс − это условный участок территории, где действует единое установленное время. Из-за вращения Земли вокруг своей оси солнечное время в разных точках планеты различается.

Солнышко?     Имя    это     князя     и    его     потомков     сохранилось в названиях некоторых городов.

Вопросы для обсуждения:

  • От каких    личных    имен   произошли     названия    городов Ярославль, Дмитров и Борисоглебск?
  • Если бы вы основали город, то какое название бы ему дали? Почему?

Ответы обучающихся.

Региональный компонент. Учитель может дополнить беседу рассказом о топонимике региона или о необычных городах региона в категории «самый-самый».

Учитель: Были в истории нашей страны времена, когда именно жители городов сыграли решающую роль в сохранении независимости.  В  начале  XVII  века,  четыреста  лет  назад, на территорию нашей страны вторглись иностранные захватчики, цель которых была — разделить страну и установить над ней полный контроль.

Тогда, в 1612 году, жители Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы и других городов объединились в народную армию – народное ополчение — и вместе пошли на помощь москвичам под предводительством князя Дмитрия Пожарского и новгородского старосты Кузьмы Минина (презентация к занятию, слайды 3, 4, 5). Что объединило жителей городов, вступивших в народное ополчение?

Ответы обучающихся.

Учитель: Получается, что история городов — это история всей  нашей  страны,  в  которой  много  веков  рядом, в добрососедских отношениях живут самые разные люди. Именно их единство помогало спасти и родной город, и всю страну в самые трудные и опасные времена. Люди всегда хотели жить безопасно и удобно, хотели, чтобы их окружала красота. А как вы думаете, какими мечтали видеть города наши предки?

Ответы обучающихся.

Учитель: В сказках и былинах встречаются образы городов.

Как обычно описывают города в сказках?

Ответы обучающихся.

Учитель: Вокруг города возводились мощные крепостные стены и высокие башни, а внутри появлялись площади, где проходили   народные   гулянья,   устраивались   ярмарки и праздники. Давайте послушаем, как описывал один сказочный город великий русский поэт А. С. Пушкин.

Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.

Как вы думаете, какие люди жили в таком златоглавом и красивом городе?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте вместе построим древнерусский город.

Учитель  организует  выполнение интерактивного задания

«Построй древнерусский город».

 

 

Учитель: Вместе мы собрали один из древних городов. Также и наши  предки  объединялись  для  строительства  крепостей, и каждый вносил свой значимый вклад в одно общее дело.

История каждого города складывается из множества историй его жителей. Мы часто не знаем имен тех, кто строил наши города, но мы благодарны им. И от нас зависит, какими станут наши российские города в будущем. Согласны ли вы с этим?

Ответы обучающихся.

Учитель  организует  просмотр  видеоролика-интервью с российской певицей, актрисой и педагогом, исполнительницей народных и авторских песен («Матушка», «С добром», «Русская дорога» и др.) Татьяной Куртуковой.

 

Учитель: Как в древние времена, так и сегодня самое главное влияние на любой город оказывают его жители. Люди меняют

облик города, воплощают в нем свои мечты, потому что для них важно развивать место, в котором они живут. В каких интересных городах региона или страны вы уже бывали?

Вопросы для обсуждения:

  • Знаете ли вы таких людей, кто развивает наш населенный пункт, заботится о нем?
  • Что делают эти люди? (это люди разных профессий, это ваши родители, это ученики старшей школы, которые выходят на субботники и т. д.).

Ответы обучающихся.

Учитель: И в каждом населенном пункте нашей страны, будь то огромный мегаполис или небольшая деревня есть люди, которые заботятся о нем, и это объединяет всех нас. Как забота о родном месте объединяет людей и всю нашу страну?

Ответы обучающихся.

Учитель: Большие и малые города — это как уменьшенная копия всей страны. В каждом городе живут разные народы, с ними связаны уникальные, необычные истории и легенды и даже свои особенные блюда, которые больше нигде нельзя попробовать (презентация к занятию, слайд 6).

Вопросы для обсуждения:

  • Почему люди любят путешествовать?
  • Любите ли вы  читать  книги  или  смотреть  фильмы об интересных и красивых местах в России? Почему вам это нравится?

Учитель: Многие интересные блюда становятся символом городов, так что им даже ставят памятники! Так, в Казани, главном городе Республики Татарстан, есть памятник пирожку с мясом и картофелем  —  он  по-татарски  называется  «эчпочмак». А в Саранске самое знаменитое блюдо называется «медвежья лапа». Но это не настоящая лапа, а всего лишь мясная котлета,

«когти» на которой изображают сухарики. Какие необычные блюда региона готовят в вашей семье?

Ответы обучающихся.

Учитель: Часто в городах встречаются люди, которые словно стали его душой, и о них знают все жители. Это может быть уникальный экскурсовод, который знает самые интересные улочки и может рассказать историю любого здания, или музыкант, который посвящает свои песни родному городу, а может, это архитектор, создавший необычный индивидуальный стиль домов или школ. Как человек может проявить свою любовь к родному месту?

Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель:  Каждый  уголок  нашей  страны  уникален и неповторим. Любой город или поселок имеет свой дух, свою особую  атмосферу.  И нам  часто  хочется  возвращаться в некоторые места не только потому, что там красивая природа, необычные музеи или живут наши друзья, а потому что сам город мы воспринимаем  как  живой.  Через  знакомство  с городами и народами России мы приобщаемся к истории и красоте нашей страны.

Вопросы для рефлексии:

  • Какие эмоции у вас вызвало сегодняшнее занятие?
  • В какое путешествие вы бы хотели отправиться?
  • Как можно проявлять любовь к месту, где мы живем?

Ответы обучающихся.

Постразговор

Что почитать

  • Кайманов С. «Необычные места России»
  • Волков В.,    Волкова     Н.    «Москва    будущего      глазами прошлого»
  • Егорова Ю. «Необычные дома Москвы»
  • Кретова К. «Аста-Ураган. Путешествие по России»
  • Александрова Л. «Русь — страна городов»

Что посмотреть

  • Мультсериал «Смешарики. Азбука дружбы народов», 2022

Проектная     и     внеурочная     деятельность,     внеклассные мероприятия

  • Фотокнига «Путешествуем всей семьей по России»: обучающиеся делают   альбом   с   фотографиями из путешествий по России и сопровождают фотографии небольшими заметками.
  • Конкурс рисунков «Красочная Россия»: обучающиеся изображают природные достопримечательности нашей страны.
  • Проект «Город моей мечты»: обучающиеся создают изображение города своей мечты и готовят небольшое устное выступление.
  • Творческий вечер «Мифы и легенды народов России»: обучающиеся готовят  устные  сообщения  о  мифах и легендах народов России.
  • Театральная постановка «Сундук сказок»: обучающиеся совместно с  родителями  подготавливают  спектакль по мотивам сказок народов России.