О важном 3 марта 2025 11 класс «Международный женский день»

Разговоры о важном 3 марта Поделиться:

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Занятие 24 Международный женский день

Дата проведения: 3 марта.

Цель:    формирование      и     развитие     у     обучающихся первичных представлений о роли женщин в истории России, их вкладе в развитие различных сфер жизни и деятельности; формирование стремления к самореализации и служению обществу      на     примере      выдающихся      женщин      России; воспитание ценностного отношения к семье и своим близким.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, крепкая семья.

Основные смыслы:

  • Международный женский день – это не только исторический символ борьбы за права, но и день признания вклада женщин в развитие института семьи, общества, науки, культуры и других сфер деятельности.
  • Истории замечательных женщин России – это истории про стремление к мечте, преодоление трудностей и служение Отечеству.
  • Вклад женщин в различные сферы жизни, такие как наука, техника, культура и экономика, имеет огромное значение и способствует развитию общества, обеспечивая равновесие, разнообразие и прогресс.
  • Материнство, воспитание детей, забота о семье — важнейшие роли женщин в обществе.
  • Современные женщины играют важную роль в жизни страны, успешно сочетают заботу о семье, рождение и воспитание детей с работой и общественной деятельностью.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие  предполагает  использование  видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоматериалы;
  • интерактивные задания;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой      этап:   просмотр    видеоролика- анонса занятия, беседа.

Основной      этап:    беседа,     просмотр      и     обсуждение видеоинтервью, фрагмента мультфильма.

Заключительный           этап:         беседа,           выполнение интерактивного задания.

Мотивационно-целевой этап

Учитель       организует        просмотр        видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.

Учитель: Ребята, у нас начинается предпраздничная неделя. Вы наверняка уже готовитесь к 8 Марта? А что вы знаете об этом празднике? Известно ли вам что-то о его истории?

Ответы обучающихся.

Учитель: 8 Марта – это Международный женский день, в этот день обычно все мужчины и мальчики поздравляют знакомых им женщин и девочек, говорят теплые слова и дарят подарки.

А еще праздник 8 Марта – это самое начало весны, когда природа просыпается, когда уже по-весеннему светит солнышко и на душе становится радостно.

Почему, как вы думаете, Международный женский день – один из наших любимых праздников?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте продолжим фразу «Женщины – это…».

Конечно, первое, что мы скажем: это мамы! А кто еще?

Ответы обучающихся (называют членов семьи, представителей разных профессий).

Учитель:  Давайте  вспомним  тех  известных  людей, о которых мы с вами говорили на «Разговорах о важном»

|

и уроках. Есть ли среди них женские имена? В каких областях они известны? Каких известных женщин вы могли бы назвать?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте я буду называть вам имя известной женщины, а вы вспомните, в какой области и чем она прославилась. (презентация к занятию)

Екатерина Вторая (русская императрица, в период правления которой были проведены многочисленные преобразования в разных сферах жизни государства).

Зоя Космодемьянская (партизанка-разведчица, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, ей было посвящено одно из занятий в прошлом учебном году).

Валентина  Терешкова  (первая  женщина-космонавт в мире).

Майя Плисецкая (легендарная балерина Большого театра).

Валентина Матвиенко (российский политический деятель, председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации).

Учитель может дополнить данный этап занятия сведениями об известных женщинах своего региона.

Учитель: Как много имен мы вспомнили! Вклад женщин в различные сферы жизни, такие как наука, техника, культура, экономика, имеет огромное значение. Помните наше занятие про то, что значит служить Отечеству? Мы говорили про героев-мужчин. А сегодня поговорим о том, какую роль в нашей жизни и в жизни нашей страны играют женщины.

Основной этап

 

Учитель: Представьте себе, что 150 лет назад жизнь женщин в России была совершенно другой. Например, они не могли   получать   высшее   образование,   учиться в университете. Не могли стать врачами или инженерами. Не могли участвовать в выборах. Как вы думаете, хотелось ли женщинам изменить такое положение? Почему?

Ответы обучающихся.

|

Учитель: Конечно, девушкам и женщинам хотелось применить свои таланты, получить право на образование, доступ к различным профессиям, участвовать в общественной жизни.

И постепенно их мечты начинали сбываться.

В 1878 году было открыто первое высшее учебное заведение для женщин в России – Санкт-Петербургские высшие женские курсы. Неофициально их называли Бестужевские курсы, по имени их первого директора – известного историка Константина Николаевича Бестужева- Рюмина.

А в 1906 году в Санкт-Петербурге открылись Женские политехнические курсы — первое в России высшее техническое учебное заведение для девушек, где они могли получить профессии архитектора, инженера-строителя, химика.

Посмотрите на фотографии, как была организована учеба (презентация  к  занятию).  Какие  вы  видите  отличия от современного учебного процесса? Как вы думаете, трудно ли было учиться девушкам? Почему они готовы были преодолевать трудности?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как вы думаете, легко ли им было быть первыми? Может  быть,  они  испытывали  страх?  Что  же  помогло им преодолеть трудности и страх и добиться своей цели?

Ответы обучающихся.

Учитель: Смелость – это ведь не только мужское качество. В истории России было много женщин, которые не только трудились ради Родины, но и вставали на защиту своей земли, дома и своих близких.

Какими еще качествами обладают женщины, которых вы любите: ваши мамы, бабушки, сестры, учителя?

Ответы обучающихся.

Учитель: Женщины вносят огромный вклад в развитие и сохранение мира, совершают научные открытия, создают произведения искусства, проектируют здания, защищают Отечество. И вместе с тем они продолжают выполнять самую главную свою миссию. Как вы думаете, какую?

|

Ответы обучающихся.

Учитель: Знаете ли вы, что существует почетное звание матери-героини? Как вы думаете, за что его присваивают?1 Почему материнство приравнивается к подвигу?

Ответы обучающихся.

Учитель:  Сейчас  мы  с  вами  посмотрим  интервью с Оксаной Гарнаевой. Она занимается воспитанием 22 детей, а кроме этого, является председателем благотворительного фонда  помощи  детям-сиротам  и  многодетным  семьям

«Русская береза».

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с Оксаной Гарнаевой. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему люди    с   почтением    и   глубоким    уважением относятся к матерям?
  • Что означает выражение «счастье материнства»?
  • Есть ли в нашем классе многодетные семьи? Были ли или есть среди ваших родственников многодетные семьи?

Ответы обучающихся.

Учитель: У каждого из нас есть самая главная женщина в жизни – наша мама. И для своих детей мамы стараются сделать все, что от них зависит. Что мамы делают для нас?

Ответы обучающихся.

Учитель: А что мы можем сделать для наших мам?

Ответы обучающихся.

Учитель организует просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма «И мама меня простит» или чтение  и  обсуждение  стихотворения  Эммы  Машковской

«Обида» (приложение 1, презентация к занятию). Примерные вопросы для обсуждения:

1  Звание  матери-героини  впервые  появилось  в  советской  наградной  системе в 1944 году, незадолго до окончания Великой Отечественной войны. Его присуждают матерям, которые вырастили десять и больше детей (включая усыновленных).

|

  • Почему мальчик переживает, что обидел маму? Почему ему кажется, что ничего хорошего в его жизни уже не будет?
  • Почему герой представляет себя в будущем всегда печальным и молчаливым?
  • Ради кого герой готов совершать подвиги?
  • Почему герой уверен, что мама его простит?

Заключительный этап

Учитель:  Давайте  выполним  интерактивное  задание

«Собери пословицу» и посмотрим, как народная мудрость воплотила  в  этих  коротких  выражениях  все  то,  что мы испытываем по отношению к нашим мамам.

Учитель организует выполнение интерактивного задания

«Собери пословицу».

Учитель организует заключительную беседу. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Если бы вы могли обратиться с поздравлением ко всем женщинам мира, что бы вы сказали?
  • Каким образом  вы  можете  выразить  уважение и благодарность своим близким женщинам? Какой подарок вы можете сделать мамам и бабушкам независимо от праздника?

Если позволяет время занятия, учитель может предложить обучающимся вместе с участниками одного из выпусков программы «Голос. Дети» спеть песню «Мама» (видеоматериал к занятию).

Постразговор

Что почитать:

  • Д. Родари. Почему мама должна каждый день ходить на работу//Почему? Отчего? Зачем? – М., 1984
  • Долгинова Е. Истории удивительных женщин. Истории для маленьких мечтательниц. – Изд. Клевер,
  • Русинова А., Гусев Д., Цырлина Т. Бестужевки. Первый женский университет/ Комиксы для детей. – Изд. Самокат, 2021.

|

  • Знаменитые женщины России / под ред. М. Терешиной. –

Что посмотреть:

  • Моя мама волшебница. Мультипликационный фильм,
  • Мама. Художественный фильм-мюзикл,
  • И мама меня простит. Мультипликационный фильм,
  • Осьминожки. Мультипликационный фильм,

Творческая и проектная работа:

  • «Фотоальбом известных в будущем женщин» (Кем видят себя в будущем девочки нашего класса?)
  • Марка к 8 Марта.
  • Рассказ «Когда мама была маленькой» (Что мамы помнят о своем детстве? Какой была их детская жизнь? Чем были увлечены? О чем мечтали? и пр.)

|

Приложение 1

Э. Мошковская. Обида

Я маму мою обидел, Теперь никогда-никогда Из дому вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет, Я тоже не помашу,

Она ничего не расскажет, Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду, Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу, Я буду искать руду,

Я через бурную реку Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник, И буду я с бородой,

И буду всегда печальный И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний, И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья Тот самолёт прилетит.

И выйдет оттуда мама, И мама меня простит!