О важном 7 класс 17 февраля «Что значит служить Отечеству?»

О важном 1 класс 17 февраля «Что значит служить Отечеству?»Поделиться:

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся

Занятие 22

Что значит служить Отечеству? (280 лет со дня рождения Ф. Ушакова)

Цель:  развитие   у   обучающихся   представлений о гражданском долге и служении Отечеству на примере адмирала   Ф.  Ф.  Ушакова,   ценностного   отношения к историческим    традициям,    чувства    патриотизма и ответственности за судьбу Родины; развитие потребности в самовоспитании таких нравственных качеств, как честь, добросовестность, ответственность, стремления следовать нравственным примерам.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Основные смыслы:

Основные смыслы:

  • Служение Отечеству – это не только военная обязанность, но и деятельная любовь к Родине, стремление к её процветанию и защите.
  • Каждый, кто заботится об общественном благе, регулярно совершает достойные и честные поступки, служит Отечеству.
  • Федор Федорович Ушаков – один из символов воинской славы России, пример мужества, преданности Отечеству             и                                       высокого профессионализма.
  • Долг, честь и милосердие – нравственные традиции российского народа.
  • Верность нравственным идеалам и принципам помогает человеку выполнять свой долг.
  • Историческая память  о  героях  вдохновляет на уважение традиций, формирует национальную гордость и чувство патриотизма.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие  предполагает  использование  видеоматериалов и презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа, лексическая работа.

Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика

«Жизнь и подвиги адмирала Ушакова», видеоролика- интервью, беседа, вариативно – чтение и обсуждение фрагмента литературного произведения.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым.

Учитель:  Ребята,  неделю  назад  мы  говорили об уникальном месте планеты и нашей страны – Арктике. Вспомните, что нас поразило в разговоре? Какие факты были для вас новыми и необычными? Какими достижениями нашей страны, о которых мы говорили на прошлой встрече, мы можем гордиться?

Ответы обучающихся.

Учитель: За каждым из таких важных фактов стоят конкретные люди, которые достойно и честно трудятся, выполняют свои обязанности, заботятся об окружающих, проявляя таким образом отношение к своей Родине, поддерживая  традиции  и  отдавая  дань  своим  предкам. В нашем разговоре сегодня мы попробуем ответить на вопрос:

«Что значит служить Отечеству?».

Об отношении к Отечеству, а именно о его защите и защитниках мы традиционно говорим в феврале. А почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, потому что 23 февраля – День защитника Отечества. А что значит быть защитником Отечества?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как вы уже знаете, 2025 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом защитника Отечества. Это решение принято в честь 80-летия Победы в Великой  Отечественной  войне  и  в  знак  уважения к участникам специальной военной операции.

А быть защитником Отчества и служить Отечеству – это одно и то же?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте разберемся в этом на примере одного из наших великих соотечественников. 24 февраля 2025 года мы отмечаем 280 лет со дня его рождения. Это Федор Федорович Ушаков. Слышали ли Вы это имя?

Ответы обучающихся.

Учитель: Федор Федорович Ушаков – легендарный российский флотоводец, адмирал. Кто знает, что это значит?

Учитель  организует   лексическую     работу  со    словами

«флотоводец»1, «адмирал»2, «эскадра»3.

1 Флотоводец – военно-морской деятель, военачальник, умело осуществляющий руководство военно-морскими силами государства или их значительной частью (обычно флотом) во время войны, владеющий искусством подготовки и ведения военных действий на море в стратегическом или оперативно-стратегическом масштабе. Основные качества, роль и значение флотоводца в руководстве военными действиями  и  в  развитии  военного  дела  сходны  с  теми,  которые  относятся к полководцам (Толковый военно-морской словарь, 2010).

2 Адмирал – воинское звание высшего офицерского состава (Там же).

3 Эскадра – крупное соединение военных кораблей. В парусном флоте эскадрой называлась часть дивизии; каждая дивизия разделялась на три эскадры, а флот состоял из девяти эскадр. Кроме того, эскадрой называлась часть флота, получившая оперативную самостоятельность или посылаемая в какую-либо экспедицию (Самойлов К. И. Морской словарь).

Основной этап

Учитель: Давайте  посмотрим  видеофильм  о  жизни и подвигах Федора Федоровича Ушакова.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика

«Жизнь и подвиги адмирала Ушакова». Примерные вопросы для обсуждения:

  • О чем Федор Ушаков мечтал с детства? Удалось ли ему осуществить свои мечты?
  • Чем прославился Федор Ушаков?
  • Что из рассказа о Федоре Ушакове вам запомнилось больше всего?
  • Почему нам важно знать о его жизни и подвигах?

Учитель может дополнить данный этап занятия рассказом о памятных событиях города или региона, которые связаны с жизнью и деятельностью Федора Ушакова (например, Кронштадт,   Архангельск,   Воронеж,   Севастополь), о памятниках Ушакову в своем городе (Санкт-Петербург, Саров, Ростов-на-Дону, Кронштадт, Саранск, Херсон и другие).

Вариативно: если время занятия позволяет и учитель считает целесообразным, он может организовать чтение и обсуждение фрагмента книги Л. Раковского «Адмирал Ушаков» (Приложение 1).

Учитель: В биографии Федора Федоровича Ушакова было много славных сражений, об одном из них я хочу вам рассказать. Это морское сражение у мыса Тендра. Оно произошло в Черном море. Русская эскадра встретилась с флотом турецкого султана, который двигался к Крыму для высадки своего десанта.

Чтобы представить себе, где и как это происходило, мы выполним с вами одно упражнение. Положите на стол перед собой правую руку, ладошкой вверх. Ладонь будет обозначать Черное море, оно имеет примерно такую же форму. У края ладони, где большой палец, — берега России. У края ладони, где мизинец, — берега Турции. Согните большой палец — получится Крымский полуостров, он далеко вдается в море.

На кончике ногтя большого пальца будет город Севастополь

— основная стоянка русского флота. Из Севастополя и вышла на поиски врага эскадра Ушакова.

Обучающиеся выполняют упражнение, учитель предлагает им сравнить то, что у них получилось, с картой (презентация к занятию).

Учитель: Турецкая эскадра состояла из 14 линейных кораблей4, 8 фрегатов5 и 23 вспомогательных судов. Эскадра Ушакова располагала 10 линейными кораблями, 6 фрегатами, одним бомбардирским кораблем6 и 20 вспомогательными судами7.

Чьи силы были больше – российские или турецкие?

Ответы обучающихся.

Учитель: Как вы думаете, чем закончилоось сражение?

Ответы обучающихся.

Учитель: После двух дней сражения неприятельские корабли спустили флаги и бесславно отступили к своим берегам. Турецкий флот в результате сражения лишился шести своих кораблей, а российский не потерял ни одного. Федор Федорович Ушаков командовал эскадрой, находясь в самой гуще сражения на корабле «Рождество Христово».

Победа русского флота при Тендре в сентябре 1790 года отмечается как день воинской славы России.

4 Линейный корабль – крупный трехмачтовый боевой корабль парусного флота, имевший по бортам до 80 пушек. При этом применялась линейная тактика (с чем и связано название): корабли в боевом порядке следовали строго друг за другом (Энциклопедия «Техника», 2006).

5 Фрегат – трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость и мог совершать сложные маневры (Морской словарь, 2010).

6 Бомбардирский корабль – парусный 2-3-мачтовый корабль с повышенной прочностью корпуса, вооруженный пушками крупного калибра для стрельбы по береговым укреплениям.

7 Вспомогательные суда в составе эскадры – грузовые суда для транспортировки запасов питания, обмундирования, материалов и инструментов для ремонта судов и проч.

Давайте на примере Федора Федоровича Ушакова ответим на главный вопрос сегодняшнего разговора: что значит служить Отечеству?

Ответы обучающихся.

Учитель: Участником нашего разговора сегодня будет настоящий герой – Герой России, военный корреспондент Евгений Поддубный.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с Евгением Поддубным. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Кого Евгений      Евгеньевич      считает               защитником Отечества?
  • Что, по мнению Евгения Евгеньевича, значит «любить Россию»?
  • Почему наш народ всегда защищал и будет защищать свою Родину?

Заключительный этап

Учитель: Помните, при каком царе стала издаваться первая в России газета?

Ответы обучающихся.

Учитель: Петр Первый стоял у истоков не только первой газеты, благодаря ему в России появилось много того, что укрепило ее мощь и славу. Кстати, и рождение российского флота, о славных победах которого мы сегодня говорили, – тоже заслуга Петра Первого.

Моем ли мы сказать, что Петр Первый тоже служил Отечеству? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, и этим подавал пример своим подданым и даже  закрепил  за  дворянами  обязанность  служить

Отечеству. Не служить, не приносить пользу стало считаться позором.

Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что служить – это значит «работать, делать что-нибудь для чьей-нибудь пользы, быть полезным в чем-нибудь».

Кто  еще,  кроме  военных,  служит  Отечеству?  Чем?

Приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Учитель: Каждый, кто заботится о своей Родине, о своих соотечественниках, добросовестно работает и учится, совершает достойные и честные поступки, служит Отечеству.

Постразговор

Что почитать:

  • Конюхов Ф. Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал.
  • Митяев А. Рассказы о русском флоте.
  • Раковский Л. Адмирал Ушаков.

Внеурочная и проектная деятельность:

  • Выставка книг о Героях Отечества;
  • Инсценировка фрагментов    из   книги    Л.   Раковского

«Адмирал Ушаков».

 

Приложение 1

Л. Раковский. Адмирал Ушаков (фрагмент)

… Солнце давно зашло. Ушаков продолжал сидеть у окна – еще можно было читать, не зажигая огня.

Где-то на улице послышался шум, крики. Федя заткнул уши пальцами и продолжал читать.

Вдруг    в   сенях    раздались   шаги,    дверь                        распахнулась, и Паша Пустошкин крикнул:

– Федя, на Проспективной пожар! И убежал.

Ушаков невольно глянул в окно: зарева не было видно. Но он тоже сорвался с места и, не надевая шляпы, помчался вслед за Пашей.

Пожар был у Большой Проспективной улицы.

Прыгая через канавы, еще полные весенней воды и грязи, Ушаков увидал: горит деревянный одноэтажный дом.

Возле дома толпился народ. Но внимание Федора привлек детский плач.

Федя подошел поближе и увидел, что на узлах сидела курносая девочка. Она плакала, запрокидывая назад голову.

  • Испугалась, поди? – сказал, не обращаясь ни к кому, Паша Пустошкин, стоявший рядом с Федей.
  • Нет, плачет, что сгорит ее снегирь. Он в доме, в клетке оставши… – словоохотливо объяснил из толпы чей-то женский голос.
  • А где висит клетка? – спросил Федя Ушаков, протискиваясь к девочке.
  • В светелке… Над окном! – сквозь слезы выдавила она. Ушаков повернулся и побежал к горевшему дому.
  • Федя, куда же ты? – испуганно крикнул ему вдогонку Паша Пустошкин.

Ушаков подбежал к дому. Дым уже показался из дверей.

Прикрывая голову бортом сюртука, Федя смело вскочил в дымные сени.

За ним раздался испуганный бабий вопль:

  • Куда он? Рехнулся парень!

В сенях Ушакова охватило таким горячим воздухом, будто он попал в жарко натопленную баню. Горечь сдавила горло. Слезы посыпались из глаз.

Он вскочил в комнату и, протирая глаза, пригляделся в дыму. Над одним из окон висела маленькая клетка. В ней, перепархивая с жердочки на жердочку, тревожно кричал снегирь.

Федя  вспрыгнул  на  лавку,  сорвал  с  гвоздя  клетку и опрометью кинулся вон.

В сенях его снова обдало нестерпимым жаром: кухонная дверь уже начинала тлеть. Густой столб черного дыма непроницаемой стеной закрывал выходную дверь.

Пригнув голову, Ушаков бросился наугад туда, где должен был быть выход, откуда слышались тревожные голоса. И очутился на воздухе.

Толпа, в волнении ждавшая его, облегченно вздохнула:

  • Жив!
  • Клетку вынес!
  • Ну и отчаянный же!

Какой-то     дед,    только    что    прибежавший     на                              пожар, услужливо плеснул на плечи Ушакова ведро воды.

Девочка по-прежнему сидела на узлах, но уже не плакала.

  • Ой, как   тебя    облили!    –    звонко    рассмеялась               она, принимая из рук Феди клетку со снегирем.
  • Храбер солдат!
  • Какой солдат? Гардемарин!
  • И чего    лез,   непутевый?   –    обсуждали   в               толпе происшествие.

Ушаков покраснел от смущения и, не глядя ни на кого, побежал через пустыри домой.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Какие качества       характера       Федора                  Ушакова проявились в описанном поступке?
  • Почему он принял решение спасти снегиря?

Можно      ли     говорить   о       том,  что    он     начал        служить Отечеству с детства?