СЦЕНАРИЙ О важном 8 сентября 2025 «Русский язык в эпоху цифровых технологий»
Занятие 2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
Дата проведения: 8 сентября.
Цели занятия: формирование у обучающихся понимания важности сохранения русского языка; отражение его изменений в условиях развития цифровых технологий; объяснение пользы взаимодействия русского языка и цифровых технологий; объяснение важности изучения языковых норм и правил.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм.
Основные смыслы:
- Русский язык объединяет многонациональную семью народов Российской Федерации, знакомство с ним помогает понять наш национальный менталитет.
- Язык — это живая экосистема, адаптирующаяся к изменениям в обществе и к развитию цифровых технологий.
- Грамотная речь — признак образованного человека и залог личного успеха в будущем.
- Умение осознанно выбирать языковые средства помогает налаживать контакт с разными поколениями и профессиональными группами.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа с использованием видеоматериалов и практических заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- практическое задание;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр и обсуждение видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: просмотр и обсуждение видеороликов, беседа, выполнение практического задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
О важном 8 сентября 2025 «Русский язык в эпоху цифровых технологий»
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым.
Учитель: На русском языке мы общаемся ежедневно, проводим уроки в школе, читаем книги, рассказываем стихи. Наш язык имеет долгую историю, он развивался на протяжении столетий и кажется непоколебимым и устойчивым, как огромная гора. Сколько в нем слов, выражений, сколько текстов и книг написано на русском языке!
Известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (презентация к занятию, слайд 1).
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что значит «беречь язык»? Как вы это можете объяснить?
Что для этого нужно делать?
- Почему Тургенев называет русский язык кладом?
Ответы обучающихся.
Учитель: Помимо того, что язык сравнивается с сокровищницей, хранилищем информации, его также называют инструментом. И сегодня мы поговорим о языке именно как об инструменте общения. Любой живой язык, и даже выдуманный для фантастической книги или мультфильма, может использоваться людьми, если они договорились на нем общаться и определили для этого правила (презентация к занятию, слайд 2).
Язык необходим для общества, как воздух для жизни человека. Ежедневно каждый произносит множество слов, задает вопросы, облекая в слова мысли и чувства. Примерно в день человек произносит 6 ‒ 7 тысяч слов! А иногда и намного больше, например 15 тысяч слов: обычно это зависит от профессии человека, от места его проживания и от того, как часто мы любим рассказывать разные истории (презентация к занятию, слайд 3).
Когда мы общаемся, то видим, как язык нас всех объединяет. В каждой стране мира есть государственный язык, а иногда даже и не один. Мы говорим на государственном языке нашей страны — русском, который объединяет наше общество. Как вы думаете, почему именно русский язык объединяет все народы России?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика с федеральным спикером.
Учитель: Русский язык живет, развивается и меняется, как человек. Мы растем, приобретаем новые знания и опыт, а вместе с ними узнаем и новые слова. Так ведет себя и язык. История русского языка насчитывает несколько веков. На протяжении эпох менялись слова, их произношение и даже значение. Например, вместо «ученики» учитель из Древней Руси говорил
«ученицыˊ», а когда хотел обратиться к одному ученику, то говорил ему «ученичеˊ!». Сегодня без подготовки мы не сможем прочитать и понять тексты, записанные несколько веков назад. Даже 100 лет назад наши предки писали и произносили слова по- другому.
Каждый день мы пишем сообщения, звоним или общаемся по видеосвязи. А ведь еще 20 лет назад сложно было себе представить, что можно с легкостью позвонить и увидеть человека на расстоянии. Спросите после занятия у родителей, бабушек и дедушек, когда они в последний раз писали бумажные письма. Когда-то письма были главным средством общения на расстоянии, и во многих семьях хранятся письма и открытки.
Теперь мы используем телефоны и часто вместо слов ставим смайлики или просто отправляем реакцию. Давайте поиграем в игру и попробуем расшифровать несколько сообщений.
Учитель организует практическое задание «Угадай слово». На экране представлены предложения, записанные при помощи смайликов. Задача обучающихся — расшифровать текст (приложение 1; презентация к занятию, слайд 4).
Учитель: Современная эпоха цифровых технологий влияет на наш язык, на то, как мы пишем, какие слова используем при общении. Это не плохо, но в то же время не стоит забывать, что речь характеризует нас, и мы должны стараться развивать ее и улучшать.
Давайте посмотрим на эту тему небольшой фрагмент из хорошо известного вам мультфильма.
Учитель организует просмотр фрагмента из мультипликационного фильма «Новое Простоквашино. Дискотека века».
Учитель: Попробуем посмотреть на ситуацию, показанную в мультфильме, как настоящие ученые, и ответим на вопросы.
- Почему речь почтальона Печкина удивила Маргариту Егоровну?
- Что было забавным и нелепым в поведении почтальона?
- Что можно посоветовать Печкину для того, чтобы его правильно поняли?
Ответы обучающихся.
Учитель: Все правильно, ребята! Действительно, чтобы нас понимали, нужно не только говорить без ошибок. Грамотность в наше время — это умение ориентироваться в мире языка (презентация к занятию, слайд 5). Представьте, что язык для нас
- как густой лес, в котором есть разные деревья, грибы, ягоды, различные животные пробегают там, и птицы прячутся ветвях. И каждый человек сам выбирает для себя то, что ему нужно. Как в лесу мы можем собирать грибы или фотографировать птиц, а может, собирать листья разных деревьев, так и каждый день из огромной сокровищницы языка мы берем то, что нам нужно сегодня, и пользуемся этим! А наш язык очень богатый,
выразительный и сложный, и главное — он открыт и создан нашими предками именно для нас!
- Что необходимо для того, чтобы речь была понятной, логичной и выразительной?
- Как умение правильно выражать свои мысли помогает людям в ежедневном общении?
- Что может произойти, если люди неправильно друг друга поняли?
- Могут ли наши слова запутать, обидеть, огорчить другого человека? Какие эмоции может вызвать наша речь?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы говорили о русском языке, богатом, могучем, объединяющем всех. Каждый день мы используем язык, чтобы делиться впечатлениями, общаться, рассказывать интересные истории или петь песни. И мы отлично понимаем друг друга, так как люди договорились использовать русский язык на территории всей нашей страны. Мы можем путешествовать, знакомиться и дружить с ребятами из разных городов, переписываться с ними. Давайте вспомним основные правила общения.
- Как мы должны начинать нашу беседу или переписку?
- Какими способами можно показать, что наш собеседник нам дорог?
- Почему в общении важно давать высказаться другому человеку?
Ответы обучающихся.
Учитель: Впереди вас ждут интересные годы обучения в школе, во время которых вы прочтете множество книг и научитесь говорить красиво и правильно.
Вопросы для обсуждения:
– Почему важно много читать и обсуждать
ппрочитанные книги?
- Как знание русского языка помогает в школьной жизни?Приведите примеры.
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что почитать:
- Вартаньян Э. А. «Путешествие в слово»
- Попова Т. «Наш русский язык. Детская энциклопедия»
- Токмакова И. П. «Аля, Кляксич и буква “А”»
- Усачев А. А. «Великий могучий русский язык»