Слово педагога: Приветствую вас, ребята! Взгляните на этот слайд и попробуйте одним словом назвать всё, что вы здесь видите.
Педагог демонстрирует слайд с изображением машин (буровая установка, самолёт, трактор, конвейер на заводе, фрезерный станок с ЧПУ) или, если показать слайд нет возможности, зачитывает названия этих машин.
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Верно! Это машины. К каким отраслям они относятся?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Да, к совершенно разным, но при этом все они были созданы благодаря одной отрасли. Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим тяжёлую промышленность и машиностроение как одно из важнейших её направлений. Что же это такое? Давайте разбираться.
Педагог продолжает работать с презентацией «Тяжёлая промышленность и машиностроение».
Слово педагога: Тяжёлая промышленность включает отрасли, производящие преимущественно средства производства: орудия труда, сырьё, топливо.
Педагог демонстрирует слайды — с отраслями тяжёлой промышленности либо зачитывает информацию вслух, если нет возможности показывать слайды.
К ней относятся:
- Обрабатывающая промышленность: чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, лесная промышленность, промышленность строительных материалов;
- Электроэнергетика;
- Добывающая промышленность: добыча и переработка полезных ископаемых.
Педагог демонстрирует следующий слайд — «Машиностроение» либо зачитывает информацию вслух.
Машиностроение:
Отрасль промышленности, занимающаяся проектированием, производством и обслуживанием машин и оборудования.
Далее педагог демонстрирует следующий слайд — о продукции машиностроительной отрасли — или зачитывает эту информацию вслух.
Машиностроители создают:
- Транспортные средства: воздушные и морские суда, космические корабли, железнодорожные поезда, автомобили;
- Промышленное оборудование: станки, энергетические турбины, моторы, оборудование для сельского хозяйства;
- Медицинские приборы, электронику и другое высокотехнологичное оборудование.
Слово педагога: Эти отрасли имеют большое значение, а как вы думаете почему?
Ответы обучающихся.
Возможные ответы:
- Без этих отраслей невозможно было бы строить дома, создавать технику для заводов и многое из того, что мы используем каждый день. Это основа для всего, что нас окружает!
- Эти отрасли важны, потому что они производят оборудование и технологии, которые помогают в других сферах. Например, строительные машины нужны для возведения зданий, а автомобили — для перевозки людей и товаров. Без них наша жизнь была бы гораздо сложнее.
- Тяжёлая промышленность и машиностроение создают рабочие места для многих людей. Это значит, что у людей есть возможность зарабатывать деньги и обеспечивать свои семьи. Кроме того, эти отрасли способствуют развитию экономики страны.
Слово педагога: Ребята, все вы безусловно правы! А как вы думаете, сильно ли изменилась тяжёлая промышленность даже за последние сто лет? Так ли она тяжела для человека, как была раньше?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Сегодня труд человека в тяжёлой промышленности трансформировался. Человек больше не является главной силой, но остаётся главным умом. Представьте, что вы держите в руках пульт управления, а перед вами — огромный завод. Машины выполняют сложнейшие задачи, и всё это происходит под вашим контролем. Выглядит как в компьютерной игре, не правда ли? Но это реальность, которая стала возможной благодаря автоматизации (когда машины работают самостоятельно) и цифровому управлению (когда всё контролируется через компьютеры). Эти современные технологии делают работу не только более точной, но и безопасной. Давайте запишем в рабочие тетради тему сегодняшнего занятия — «Россия индустриальная: тяжёлая промышленность и машиностроение». Теперь прошу вас внимательно посмотреть ролик, потому что после его просмотра мы проведём небольшую викторину, где вы сможете проверить свои знания и заработать баллы. Внимание на экран!
Если на предыдущих занятиях педагог и обучающиеся заполняли карту Индустриальной среды, то на данном занятии также необходимо заложить время на её заполнение. Возможный вариант слова педагога в случае заполнения карты — ниже.
Слово педагога: Ребята, все вы безусловно правы! Давайте запишем в свои рабочие тетради тему сегодняшнего занятия — «Россия индустриальная: тяжёлая промышленность и машиностроение» и продолжим заполнять карту Индустриальной среды, с которой вы уже знакомы. Добавьте в неё ещё отрасли — тяжёлую промышленность и машиностроение.