Рабочая программа вероятность и статистика 10-11 класс 2025-2026

Рабочая программа вероятность и статистика 10-11 класс 2025-2026Поделиться:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 6859204)

учебного предмета «Вероятность и статистика.

Базовый уровень»

для обучающихся 10-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» базового уровня для обучающихся 10 –11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебный курс «Вероятность и статистика» базового уровня является продолжением и развитием одноимённого учебного курса базового уровня основной школы. Курс предназначен для формирования у обучающихся статистической культуры и понимания роли теории вероятностей как математического инструмента для изучения случайных событий, величин и процессов. При изучении курса обогащаются представления учащихся о методах исследования изменчивого мира, развивается понимание значимости и общности математических методов познания как неотъемлемой части современного естественно-научного мировоззрения.

Содержание курса направлено на закрепление знаний, полученных при изучении курса основной школы и на развитие представлений о случайных величинах и взаимосвязях между ними на важных примерах, сюжеты которых почерпнуты из окружающего мира.

В соответствии с указанными целями в структуре учебного курса «Вероятность и статистика» средней школы на базовом уровне выделены следующие основные содержательные линии: «Случайные события и вероятности», «Случайные величины и закон больших чисел».

Важную часть курса занимает изучение геометрического и биномиального распределений и знакомство с их непрерывными аналогами ― показательным и нормальным распределениями.

Содержание линии «Случайные события и вероятности» служит основой для формирования представлений о распределении вероятностей между значениями случайных величин, а также эта линия необходима как база для изучения закона больших чисел – фундаментального закона, действующего в природе и обществе и имеющего математическую формализацию. Сам закон больших чисел предлагается в ознакомительной форме с минимальным использованием математического формализма.

Темы, связанные с непрерывными случайными величинами, акцентируют внимание школьников на описании и изучении случайных явлений с помощью непрерывных функций. Основное внимание уделяется показательному и нормальному распределениям, при этом предполагается ознакомительное изучение материала без доказательств применяемых фактов.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 1 час в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 учебных часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 КЛАСС

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.

Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей.

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события.

Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона.

Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли.

Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе, геометрическое и биномиальное.

11 КЛАСС

Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений.

Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований.

Примеры непрерывных случайных величин. Понятие о плотности распределения. Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

Гражданское воспитание:

сформированностью гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.

Патриотическое воспитание:

сформированностью российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики.

Духовно-нравственного воспитания:

осознанием духовных ценностей российского народа; сформированностью нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; осознанием личного вклада в построение устойчивого будущего.

Эстетическое воспитание:

эстетическим отношением к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений; восприимчивостью к математическим аспектам различных видов искусства.

Физическое воспитание:

сформированностью умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); физического совершенствования, при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

Трудовое воспитание:

готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия; интересом к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умением совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовностью и способностью к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; готовностью к активному участию в решении практических задач математической направленности.

Экологическое воспитание:

сформированностью экологической культуры, пониманием влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознанием глобального характера экологических проблем; ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Ценности научного познания:

сформированностью мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; готовностью осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные суждения и выводы;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи;
  • выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически;
  • оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.

2) Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 КЛАСС

Читать и строить таблицы и диаграммы.

Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных.

Оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта; находить вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах.

Находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию; пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач.

Оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события; находить вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта.

Применять комбинаторное правило умножения при решении задач.

Оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача; находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха; находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения.

11 КЛАСС

Сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм.

Оперировать понятием математического ожидания; приводить примеры, как применяется математическое ожидание случайной величины находить математическое ожидание по данному распределению.

Иметь представление о законе больших чисел.

Иметь представление о нормальном распределении.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 10 КЛАСС

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часовЭлектронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Представление данных и описательная статистика 4Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
2Случайные опыты и случайные события, опыты с равновозможными элементарными исходами 3 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
3Операции над событиями, сложение вероятностей 3Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
4Условная вероятность, дерево случайного опыта, формула полной вероятности и независимость событий 6Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
5Элементы комбинаторики 4Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
6Серии последовательных испытаний 3 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
7Случайные величины и распределения 6Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
8Обобщение и систематизация знаний 5 2Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e0b7b0f1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 2

 11 КЛАСС

№ п/п Наименование разделов и тем программы Количество часовЭлектронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Математическое ожидание случайной величины 4Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fbc5dc1
2Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины 4 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fbc5dc1
3Закон больших чисел 3 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fbc5dc1
4Непрерывные случайные величины (распределения) 2Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fbc5dc1
5Нормальное распределения 2 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fbc5dc1
6Повторение, обобщение и систематизация знаний 19 2Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5fbc5dc1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 3

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 10 КЛАСС

№ п/п Тема урока Количество часовДата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Представление данных с помощью таблиц и диаграмм 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/25c6d12b
2Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dd00738d
3Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/98645f6c
4Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числовых наборов 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7c9033a8
5Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/347c1b78
6Вероятность случайного события. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/64d75244
7Вероятность случайного события. Практическая работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5e8fa94a
8Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/221c622b
9Операции над событиями: пересечение, объединение событий, противоположные события. Диаграммы Эйлера 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cc10c1e2
10Формула сложения вероятностей 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3057365d
11Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9a408d25
12Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b1e76d3a
13Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/47fb6b11
14Формула полной вероятности 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/15941bec
15Формула полной вероятности 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a9ec13c8
16Формула полной вероятности. Независимые события 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e3dd5ac9
17Контрольная работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/29dc6cb9
18Комбинаторное правило умножения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2270cf70
19Перестановки и факториал 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d58ce6d1
20Число сочетаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7904dfb0
21Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa47998f
22Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2e1f2368
23Серия независимых испытаний Бернулли 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e9572a68
24Серия независимых испытаний. Практическая работа с использованием электронных таблиц 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f4a15a14
25Случайная величина 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/639be9aa
26Распределение вероятностей. Диаграмма распределения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6dc7ff39
27Сумма и произведение случайных величин 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/51b7ed5f
28Сумма и произведение случайных величин 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c2757cc3
29Примеры распределений, в том числе геометрическое и биномиальное 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/91e08061
30Примеры распределений, в том числе геометрическое и биномиальное 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5afff05f
31Повторение, обобщение и систематизация знаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0f4d3cd7
32Повторение, обобщение и систематизация знаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e01a3dc4
33Итоговая контрольная работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a985ae79
34Повторение, обобщение и систематизация знаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1ddca5e0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 2

 11 КЛАСС

№ п/п Тема урока Количество часовДата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы
Всего Контрольные работы Практические работы
1Повторение, обобщение, систематизация знаний. Случайные опыты и вероятности случайных событий. Серии независимых испытаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/430d330a
2Повторение, обобщение, систематизация знаний. Случайные опыты и вероятности случайных событий. Серии независимых испытаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a573a292
3Повторение, обобщение, систематизация знаний. Случайные опыты и вероятности случайных событий. Серии независимых испытаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/07a5e861
4Повторение, обобщение, систематизация знаний. Случайные опыты и вероятности случайных событий. Серии независимых испытаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/32bc29bf
5Примеры применения математического ожидания (страхование, лотерея) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ea27084d
6Математическое ожидание суммы случайных величин 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0adefe9e
7Математическое ожидание геометрического и биномиального распределений 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/20de2fc2
8Математическое ожидание геометрического и биномиального распределений 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/17b0e769
9Дисперсия и стандартное отклонение 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bcc67f76
10Дисперсия и стандартное отклонение 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bf78aad6
11Дисперсии геометрического и биномиального распределения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4b5a495e
12Практическая работа с использованием электронных таблиц 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a53cd884
13Закон больших чисел. Выборочный метод исследований 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/94ddc34a
14Закон больших чисел. Выборочный метод исследований 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cf23b369
15Практическая работа с использованием электронных таблиц 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6c1d11a6
16Итоговая контрольная работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7e379f8f
17Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения. Равномерное распределение и его свойства 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/9f5b423d
18Примеры непрерывных случайных величин. Функция плотности распределения. Равномерное распределение и его свойства 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b1c2712e
19Задачи, приводящие к нормальному распределению. Функция плотности и свойства нормального распределения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/97c19f59
20Практическая работа с использованием электронных таблиц 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1f1f9ad9
21Повторение, обобщение и систематизация знаний. Описательная статистика 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/72953f4c
22Повторение, обобщение и систематизация знаний. Описательная статистика 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b699ad0c
23Повторение, обобщение и систематизация знаний. Опыты с равновозможными элементарными событиями 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3fcbacf9
24Повторение, обобщение и систематизация знаний. Опыты с равновозможными элементарными событиями 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/538fd7cf
25Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/272910f5
26Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/dc9ad6ca
27Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5964f277
28Повторение, обобщение и систематизация знаний. Вычисление вероятностей событий с применением формул и графических методов (координатная прямая, дерево, диаграмма Эйлера) 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e71debe4
29Повторение, обобщение и систематизация знаний. Случайные величины и распределения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/00b2efb3
30Повторение, обобщение и систематизация знаний. Случайные величины и распределения 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1cc2df8f
31Повторение, обобщение и систематизация знаний. Математическое ожидание случайной величины 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/aea1298c
32Повторение, обобщение и систематизация знаний. Математическое ожидание случайной величины 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/640a8ebf
33Итоговая контрольная работа 1 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0fd6d597
34Повторение, обобщение и систематизация знаний 1Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5006273e
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 3

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

10 КЛАСС

 Код проверяемого результата  Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
6Теория вероятностей и статистика
6.1Читать и строить таблицы и диаграммы
6.2Оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее, наименьшее значение, размах массива числовых данных
6.3Оперировать понятиями: случайный эксперимент (опыт) и случайное событие, элементарное событие (элементарный исход) случайного опыта; находить вероятности в опытах с равновозможными случайными событиями, находить и сравнивать вероятности событий в изученных случайных экспериментах
6.4Находить и формулировать события: пересечение и объединение данных событий, событие, противоположное данному событию; пользоваться диаграммами Эйлера и формулой сложения вероятностей при решении задач
6.5Оперировать понятиями: условная вероятность, независимые события; находить вероятности с помощью правила умножения, с помощью дерева случайного опыта
6.6Применять комбинаторное правило умножения при решении задач
6.7Оперировать понятиями: испытание, независимые испытания, серия испытаний, успех и неудача; находить вероятности событий в серии независимых испытаний до первого успеха, находить вероятности событий в серии испытаний Бернулли
6.8Оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, диаграмма распределения

11 КЛАСС

 Код проверяемого результата  Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
5Теория вероятностей и статистика
5.1Сравнивать вероятности значений случайной величины по распределению или с помощью диаграмм
5.2Оперировать понятием математического ожидания, приводить примеры того, как применяется математическое ожидание случайной величины, находить математическое ожидание по данному распределению
5.3Иметь представление о законе больших чисел
5.4Иметь представление о нормальном распределении

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

10 КЛАСС

 Код  Проверяемый элемент содержания
6Теория вероятностей и статистика
6.1Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов
6.2Случайные эксперименты (опыты) и случайные события. Элементарные события (исходы). Вероятность случайного события. Близость частоты и вероятности событий. Случайные опыты с равновозможными элементарными событиями. Вероятности событий в опытах с равновозможными элементарными событиями
6.3Операции над событиями: пересечение, объединение, противоположные события. Диаграммы Эйлера. Формула сложения вероятностей
6.4Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. Формула полной вероятности. Независимые события
6.5Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. Число сочетаний. Треугольник Паскаля. Формула бинома Ньютона
6.6Бинарный случайный опыт (испытание), успех и неудача. Независимые испытания. Серия независимых испытаний до первого успеха. Серия независимых испытаний Бернулли
6.7Случайная величина. Распределение вероятностей. Диаграмма распределения. Примеры распределений, в том числе геометрическое и биномиальное

11 КЛАСС

 Код  Проверяемый элемент содержания
5Теория вероятностей и статистика
5.1Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение. Примеры применения математического ожидания, в том числе в задачах из повседневной жизни. Математическое ожидание бинарной случайной величины. Математическое ожидание суммы случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия геометрического и биномиального распределений
5.2Закон больших чисел и его роль в науке, природе и обществе. Выборочный метод исследований
5.3Примеры непрерывных случайных величин. Понятие о плотности распределения. Задачи, приводящие к нормальному распределению. Понятие о нормальном распределении

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Код проверяемого требования  Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования
1Владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать и оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; применять их; умение формулировать обратное и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений; умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений и при решении задач, в том числе из других учебных предметов; умение оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл, граф на плоскости; умение задавать и описывать графы различными способами; использовать графы при решении задач
2Умение оперировать понятиями: натуральное число, целое число, степень с целым показателем, корень натуральной степени, степень с рациональным показателем, степень с действительным показателем, логарифм числа, синус, косинус и тангенс произвольного числа, остаток по модулю, рациональное число, иррациональное число, множества натуральных, целых, рациональных, действительных чисел; умение использовать признаки делимости, наименьший общий делитель и наименьшее общее кратное, алгоритм Евклида при решении задач; знакомство с различными позиционными системами счисления; умение выполнять вычисление значений и преобразования выражений со степенями и логарифмами, преобразования дробно-рациональных выражений; умение оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия, бесконечно убывающая геометрическая прогрессия; умение задавать последовательности, в том числе с помощью рекуррентных формул; умение оперировать понятиями: комплексное число, сопряжённые комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа, форма записи комплексных чисел (геометрическая, тригонометрическая и алгебраическая); уметь производить арифметические действия с комплексными числами; приводить примеры использования комплексных чисел; оперировать понятиями: матрица 2×2 и 3×3, определитель матрицы, геометрический смысл определителя
3Умение оперировать понятиями: рациональные, иррациональные, показательные, степенные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства, их системы; умение оперировать понятиями: тождество, тождественное преобразование, уравнение, неравенство, система уравнений и неравенств, равносильность уравнений, неравенств и систем; умение решать уравнения, неравенства и системы с помощью различных приёмов; решать уравнения, неравенства и системы с параметром; применять уравнения, неравенства, их системы для решения математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни
4Умение оперировать понятиями: функция, чётность функции, периодичность функции, ограниченность функции, монотонность функции, экстремум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке, непрерывная функция, асимптоты графика функции, первая и вторая производная функции, геометрический и физический смысл производной, первообразная, определённый интеграл; умение находить асимптоты графика функции; умение вычислять производные суммы, произведения, частного и композиции функций, находить уравнение касательной к графику функции; умение находить производные элементарных функций; умение использовать производную для исследования функций, находить наибольшие и наименьшие значения функций; строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа; применять производную для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических и физических задачах; находить площади и объёмы фигур с помощью интеграла; приводить примеры математического моделирования с помощью дифференциальных уравнений
5Умение оперировать понятиями: график функции, обратная функция, композиция функций, линейная функция, квадратичная функция, рациональная функция, степенная функция, тригонометрические функции, обратные тригонометрические функции, показательная и логарифмическая функции; умение строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков функций, использовать графики для изучения процессов и зависимостей, при решении задач из других учебных предметови задач из реальной жизни; выражать формулами зависимости между величинами; использовать свойства и графики функций для решения уравнений, неравенств и задач с параметрами; изображать на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств и их систем
6Умение решать текстовые задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, на движение, работу, стоимость товаров и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами); составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность результатов; умение моделировать реальные ситуации на языке математики; составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат
7Умение оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение числового набора; умение извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства реальных процессов и явлений; представлять информацию с помощью таблиц и диаграмм; исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств; графически исследовать совместные наблюдения с помощью диаграмм рассеивания и линейной регрессии
8Умение оперировать понятиями: случайный опыт и случайное событие, вероятность случайного события; умение вычислять вероятность с использованием графических методов; применять формулы сложения и умножения вероятностей, формулу полной вероятности, формулу Бернулли, комбинаторные факты и формулы; оценивать вероятности реальных событий; умение оперировать понятиями: случайная величина, распределение вероятностей, математическое ожидание, дисперсия и стандартное отклонение случайной величины, функции распределения и плотности равномерного, показательного и нормального распределений; умение использовать свойства изученных распределений для решения задач; знакомство с понятиями: закон больших чисел, методы выборочных исследований; умение приводить примеры проявления закона больших чисел в природных и общественных явлениях; умение оперировать понятиями: сочетание, перестановка, число сочетаний, число перестановок; бином Ньютона; умение применять комбинаторные факты и рассуждения для решения задач; оценивать вероятности реальных событий; составлять вероятностную модель и интерпретировать полученный результат
9Умение оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость, пространство, отрезок, луч, величина угла, плоский угол, двугранный угол, трёхгранный угол, скрещивающиеся прямые, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, расстояние от точки до плоскости, расстояние между прямыми, расстояние между плоскостями; умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы планиметрии; умение оценивать размеры объектов окружающего мира; строить математические модели с помощью геометрических понятий и величин, решать связанные с ними практические задачи
10Умение оперировать понятиями: площадь фигуры, объём фигуры, многогранник, правильный многогранник, сечение многогранника, куб, параллелепипед, призма, пирамида, фигура и поверхность вращения, цилиндр, конус, шар, сфера, площадь сферы, площадь поверхности пирамиды, призмы, конуса, цилиндра, объём куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара, развёртка поверхности, сечения конуса и цилиндра, параллельные оси или основанию, сечение шара, плоскость, касающаяся сферы, цилиндра, конуса; умение строить сечение многогранника, изображать многогранники, фигуры и поверхности вращения, их сечения, в том числе с помощью электронных средств; умение применять свойства геометрических фигур, самостоятельно формулировать определения изучаемых фигур, выдвигать гипотезы о свойствах и признаках геометрических фигур, обосновыватьили опровергать их; умение проводить классификацию фигур по различным признакам, выполнять необходимые дополнительные построения
11Умение оперировать понятиями: движение в пространстве, параллельный перенос, симметрия на плоскости и в пространстве, поворот, преобразование подобия, подобные фигуры; умение распознавать равные и подобные фигуры, в том числе в природе, искусстве, архитектуре; использовать геометрические отношения при решении задач; находить геометрические величины (длина, угол, площадь, объём) при решении задач из других учебных предметов и из реальной жизни; умение вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь, объём, площадь поверхности), используя изученные формулы и методы, в том числе: площадь поверхности пирамиды, призмы, конуса, цилиндра, площадь сферы; объём куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара; умение находить отношение объёмов подобных фигур
12Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат, вектор, координаты точки, координаты вектора, сумма векторов, произведение вектора на число, разложение вектора по базису, скалярное произведение, векторное произведение, угол между векторами; умение использовать векторный и координатный метод для решения геометрических задач и задач других учебных предметов
13Умение выбирать подходящий метод для решения задачи; понимание значимости математики в изучении природных и общественных процессов и явлений; умение распознавать проявление законов математики в искусстве, умение приводить примеры математических открытий российской и мировой математической науки

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

 Код  Проверяемый элемент содержания
1Числа и вычисления
1.1Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел
1.2Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби
1.3Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими корнями натуральной степени
1.4Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем. Свойства степени
1.5Синус, косинус и тангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус, арктангенс числового аргумента
1.6Логарифм числа. Десятичные и натуральные логарифмы
1.7Действительные числа. Арифметические операции с действительными числами. Приближённые вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений
1.8Преобразование выражений
1.9Комплексные числа
2Уравнения и неравенства
2.1Целые и дробно-рациональные уравнения
2.2Иррациональные уравнения
2.3Тригонометрические уравнения
2.4Показательные и логарифмические уравнения
2.5Целые и дробно-рациональные неравенства
2.6Иррациональные неравенства
2.7Показательные и логарифмические неравенства
2.8Тригонометрические неравенства
2.9Системы и совокупности уравнений и неравенств
2.10Уравнения, неравенства и системы с параметрами
2.11Матрица системы линейных уравнений. Определитель матрицы
3Функции и графики
3.1Функция, способы задания функции. График функции. Взаимно обратные функции. Чётные и нечётные функции. Периодические функции
3.2Область определения и множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
3.3Степенная функция с натуральным и целым показателем. Её свойстваи график. Свойства и график корня n-ой степени
3.4Тригонометрические функции, их свойства и графики
3.5Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики
3.6Точки разрыва. Асимптоты графиков функций. Свойства функций, непрерывных на отрезке
3.7Последовательности, способы задания последовательностей
3.8Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных процентов
4Начала математического анализа
4.1Производная функции. Производные элементарных функций
4.2Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
4.3Первообразная. Интеграл
5Множества и логика
5.1Множество, операции над множествами. Диаграммы Эйлера – Венна
5.2Логика
6Вероятность и статистика
6.1Описательная статистика
6.2Вероятность
6.3Комбинаторика
7Геометрия
7.1Фигуры на плоскости
7.2Прямые и плоскости в пространстве
7.3Многогранники
7.4Тела и поверхности вращения
7.5Координаты и векторы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ