СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» Занятие 22
«День первооткрывателя» Дата проведения: 12 февраля
Цель занятия: развитие у обучающихся представлений о важности географических, научных и технических открытий, стремления к совершению исследовательской деятельности, осознанного добросовестного отношения к труду.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, ценность научного познания.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- тезисный план;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
Мотивационно-целевой этап
Вариант проведения 1
Слайды 1–2 (фото С. Челюскина, В. Беринга, С. Дежнева, И. Крузенштерна, Х. и Дм. Лаптевых)
Педагог: Узнаете ли вы этих людей? Что их объединяет?
Ответы обучающихся Вариант проведения 2
Интерактивная игра. На слайде представлена карта России, на которой вместо названий некоторых географических объектов поставлены флажки (мыс Челюскин, мыс Дежнева, море Лаптевых, Берингов пролив, остров Крузенштерна и другие). Обучающиеся должны выбрать географический объект на карте и объяснить, почему он так называется.
Педагог предлагает посмотреть видеоролик о
первооткрывателях.
Просмотр видеоролика (2д-ролик «День первооткрывателя»)
Слайд 3
Педагог: Как вы уже догадались, сегодняшний разговор о важном будет посвящен уникальным людям, которые были первыми,
– первопроходцам, путешественникам, исследователям. На
прошлом занятии мы говорили о людях науки и научных открытиях.
А какое значение для России и мира в целом имеют открытия в
Основной этап
При проведении основного этапа педагог может дифференцировать материал.
Педагог: Давайте посмотрим небольшой фрагмент художественного фильма «Первые» (2018 г., режиссер Д. Суворов), повествующего об открытии Семена Ивановича Челюскина.
Просмотр фрагмента фильма «Первые»
Содержание фрагмента: завершение самой известной экспедиции русского мореплавателя Семена Ивановича Челюскина. Изможденный, невзирая на трудности, Челюскин поставил маяк – бревно, которое вез с собой.
Слайд 4
Педагог ведет беседу о просмотренном фрагменте:
- Почему Семен Иванович Челюскин отправляется в столь опасное путешествие?
- Мог ли он вернуться, не подвергать себя опасности?
- Ради чего первооткрыватели рисковали своей жизнью?
Педагог акцентирует внимание обучающихся на том, что подвиги путешественники совершали, прежде всего, ради славы и развития отечественной науки. Стоит сказать и о человеческом любопытстве, пытливости ума, которые способствуют открытию нового, созданию новых подходов, разработок.
Слайд 5
Педагог: А знаете ли вы, кто открыл Байкал? Что было раньше открыто: Байкал или Америка?
Интенсивные работы по изучению суши и морей продолжались и в XVIII–XX вв. В это время совершенствовались географические карты.
Возможны ли великие открытия сегодня? Известны ли вам современные первопроходцы?
Ответы обучающихся
Слайд 6
Педагог: Действительно, уже открыты все материки и моря, осваивается космос, но пытливый человеческий ум продолжает ставить перед собой новые цели и достигать их. С. Дежнев, Х. и Дм. Лаптевы, Ф. Беллинсгаузен, Ю. Лисянский остаются примером для подражания, но появляются современные путешественники и совершаются новые открытия. Это Федор Филиппович Конюхов, Артур Николаевич Чилингаров, Юрий Александрович Сенкевич и другие.
Что вы знаете об их достижениях?
Ответы обучающихся
(Федор Филиппович Конюхов – путешественник, писатель, художник. Он первый в мире достиг пяти полюсов Земли, первый в
России добрался до Северного и Южного полюсов на лыжах, побывал на всех Семи вершинах. Совершил 5 кругосветных плаваний, кругосветный полёт на воздушном шаре, 17 раз пересёк Атлантику. Более подробно на сайте https://konyukhov.ru/.
Артур Николаевич Чилингаров – учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса: посетил оба полюса в течение полугода. А.Н. Чилингаров
возглавил коллектив станции «Беллинсгаузен» 17-ой Советской антарктической экспедиции, возглавил специальную экспедицию по спасению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», высокоширотную экспедицию на атомном ледоколе «Сибирь», на ледоколе «Владивосток» организовал дрейфующую станцию
«Северный полюс – 22». Им и его командой на дне Северного Ледовитого океана был установлен титановый флаг России. А.Н. Чилингаров исследовал обеспечение движения судов по трассе Северного морского пути, разработал свою методику.
Юрий Александрович Сенкевич – учёный-медик, тележурналист и путешественник, писатель и ведущий телепередачи «Клуб путешественников». Участвовал в 12-й советской антарктической экспедиции, в первой советской экспедиции на Эверест, в интернациональной команде совершил путешествие на папирусной лодке «Ра», «Ра-2», на камышовом судне «Тигрисе». В целом ученый побывал более чем в 100 странах мира. В путешествиях Ю.А. Сенкевич провел уникальные исследования по изучению поведения человека в экстремальных условиях).
Слайд 7
Педагог просит обучающихся вспомнить имена первопроходцев, связанные с их регионом, рассказать об их достижениях.
Педагог предлагает посмотреть фрагмент документального фильма о Федоре Конюхове «Федор Конюхов. Наедине с мечтой» (2017 г., режиссер А. Максимова), рассказывает, что о путешественнике сняли не только документальный, но и художественный фильм (2023 г., режиссер И. Волошин).
Просмотр фрагмента фильма «Федор Конюхов. Наедине с мечтой».
Содержание фрагмента: рассказ о достижениях Ф. Конюхова.
Педагог на основе просмотренного фрагмента организует беседу о современных открытиях:
– Чем интересна личность Федора Конюхова?
- Почему он совершает такие опасные экспедиции? Какие качества характера позволяют ему в одиночку отправляться в путь?
- Как он готовится к экспедиции? Все ли подготовительные работы он выполняет один?
- Что предшествует открытию?
- Давайте представим, что один из вас решил изучить дно Байкала. Какую работу нужно проделать до погружения?
- Знаете ли вы, кто составил первый атлас Сибири, кто построил первую паровую дорогу, первым начал добывать нефть в России? Можно ли назвать это открытиями?
- Могли ли эти открытия быть совершены в одиночку? Какие черты характера должен проявлять каждый человек в команде, чтобы добиться общего успеха?
Ответы обучающихся
Слайд 8
Педагог подводит обучающихся к выводу, что географические открытия невозможны без научных и технических достижений. Педагог акцентирует внимание на том, что открытию одного человека предшествует работа целой команды: сбор данных, анализ, разведка, расчеты и т. д. Возможность открытия связана с техническим прогрессом. Процесс подготовки невозможен без обращения к достижениям науки и техники.
Важно обратить внимание на то, что у современных людей не
угасла любовь к приключениям, но их деятельность связана в
большей степени с научными открытиями, что способствует развитию России и укреплению ее позиции в мире.
Слайд 9
Педагог организует беседу о современных достижениях в области науки и техники, обращая внимание на возможность внедрения инноваций в выбранной обучающимися СПО профессии.
– Возможны ли научные или технические открытия в выбранной
вами профессии?
- Может ли внедрение инноваций в вашей профессиональной области повысить личное благосостояние человека или повлиять на знания о мире в целом?
- Задумывались ли вы о пути исследователя? Что для этого нужно в вашей будущей профессии?
- Стоит ли заниматься всю жизнь каким—то делом, не пытаясь привнести своей деятельностью что—то новое?
Ответы обучающихся
Слайд 10
Педагог: Очень важно, чтобы рядом были люди, которые искренне поддерживают все ваши начинания и радуются вашим открытиям и достижениям!
Заключительный этап
Слайд 11
Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о тех, кто открывает новые горизонты, делает мир богаче. Важно понимать, что без этих
людей не будет развития ни в нашем государстве, ни в мире. Задача каждого из нас – ответственно выполнять свою часть работы, но при этом стремиться к великим делам.
В завершение занятия хочется предложить вам поразмышлять над фразой «Что бы было, если…»:
«Что бы было, если бы люди не стремились к открытию нового»,
«Что бы было, если бы больше не совершилось ни одного открытия»,
«Что бы было, если бы все жили мечтой о свершении всемирного прорыва».
Слайд 12
Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.