Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к российскому кинематографу как неотъемлемой части российской и мировой культуры, объединяющей нацию; развитие эстетического вкуса, зрительской культуры, способов самореализации личности.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, любовь к Родине, приоритет духовного над материальным, гуманизм, историческая память и преемственность поколений, культурно- историческое наследие страны, развитие и самореализация личности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролик;
- дополнительные материалы. Партнер: Мосфильм
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр видеоролика
Содержательный этап (основной): дискуссия, комментарии эксперта, просмотр видеоролика.
Рефлексивный (заключительный) этап: анкетирование, беседа
Мотивационно-целевой этап
Слайды 1—2
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим об отечественном кинематографе, в котором отражены ключевые для становления нации исторические события, показаны герои войны и труда, деятели науки, искусства и общества. Наше кино отличает гуманизм, пристальное внимание к человеку, его духовным исканиям, высокие нравственные идеалы, эстетическое совершенство. Именно поэтому наше кино имеет свой «золотой фонд» и признано во всем мире.
Давайте посмотрим небольшой видеоролик и подумаем, почему наше кино так любимо и почитаемо многими людьми в России и за рубежом.
Просмотр видеоролика.
Содержание видеоролика: кадры первой кинохроники, выдающиеся представители кино и произведения киноискусства, входящие в
«золотой фонд» нашей культуры, профессии киноиндустрии, современное российское кино, его традиции и новации.
Педагог: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от просмотра видеоролика. Ответьте на вопрос: «Зачем вам, студентам, получающим среднее профессиональное образование, знать об отечественном кинематографе, помогут ли эти знания в вашем развитии и самореализации?»
Ответы обучающихся Содержательный этап (основной) Слайд 3
Педагог: Отечественное кино – неотъемлемая часть российской и
мировой культуры, передающая традиционные духовно-нравственные
ценности, великое культурно-историческое наследие. В какие годы создавался «золотой фонд» российского кино»? Какие лучшие фильмы XX века «золотого фонда» нашего кино вам известны? Назовите имена их режиссеров?
Слайд 4-5 (примеры)
20—е годы: «Броненосец “Потемкин”» – С. Эйзенштейн
30-е годы: «Земля» – А. Довженко, «Чапаев» – Г. Васильев, С. Васильев,
«Петр Первый» – В. Петров, «Александр Невский» — С. Эйзенштейн,
«Волга-Волга» – Г. Александров.
40-е годы: «Подвиг разведчика» – Б. Барнет, «Золушка» –
Н. Кошеверова, М. Шапиро, «Иван Грозный» – С. Эйзенштейн,
«Молодая гвардия» – С. Герасимов.
50—е годы: «Летят журавли» – М. Калатозов, «Тихий Дон» – С. Герасимов,
«Судьба человека» – С. Бондарчук.
60-е годы: «Я шагаю по Москве» – Г. Данелия, «Андрей Рублев» –
А. Тарковский, «Война и мир» – С. Бондарчук, «Берегись автомобиля» – Э. Рязанов, «Доживем до понедельника» – С. Ростоцкий, «Белое солнце пустыни» – В. Мотыль.
70-е годы: «А зори здесь тихие» – С. Ростоцкий, «Калина красная» –
В. Шукшин, «Тема» – Г. Панфилов, «Москва слезам не верит» –
В. Меньшов.
80-е годы: «Чучело» – Р. Быков, «Курьер» – К. Шахназаров, «Холодное лето пятьдесят третьего» – А. Прошкин, «Собачье сердце» – В. Бортко.
90-е годы: «Утомленные солнцем» – Н. Михалков, «Брат» – А. Балабанов. Слайд 6
Педагог: Давайте охарактеризуем образ главного героя в
отечественном кинематографе и попробуем ответить на вопрос: «Как показан человек в отечественном кинематографе? Почему главные
герои нашего кино так полюбились нескольким поколениям зрителей и
что их объединяет?
Слайд 7
Педагог: Образ героя в нашем кинематографе отличают такие ценности, как: истина, вера, жизнь человека, поиски смысла жизни, надежда, спасение, любовь, достоинство личности, приоритет духовного над материальным, добро, милосердие, патриотизм, героизм, гражданственность, служение обществу, взаимовыручка, братство, коллективизм, дружба, ответственность, справедливость, бескорыстие, красота, природа, труд, высокий профессионализм.
Все эти национальные ценности воплощаются в героях нашего кино, они близки и понятны каждому.
Слайд 8
Педагог: В послевоенные (50-е годы) патриотическая тема нашего кино окрашивается глубокой человечностью и тонким лиризмом. Михаил Калатозов снимает фильм «Летят журавли» (1957), Григорий Чухрай – «Баллада о солдате» (1959), а Сергей Бондарчук – «Судьба человека» (1959). Все эти фильмы рассказывают зрителям не только о войне как о фронтовой жизни – в фильмах показывается, как война разрушительно действует на обычных людей и как эти люди возвышаются духом и демонстрируют пример стойкости, героизма и гуманности. Эти фильмы отмечены многими наградами у нас в стране и за рубежом.
Слайд 9
Педагог: В 60-е годы в нашем кино появляются новые герои. Это живые люди, размышляющие о смысле жизни, испытывающие духовные и
любовные переживания, решающие проблемы «отцов и детей». Таковы герои фильмов «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, 1968, «Щит и меч» Владимира Басова, 1968, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, 1969.
Слайд 10
В 70-е годы «золотой фонд» нашего кино пополняется и такими шедеврами, как «Калина красная» Василия Шукшина, 1973, «Подранки» Николая Губенко, 1976, «Чужие письма», Ильи Авербаха, 1975, «Тема» Глеба Панфилова, 1979. В них показываются герои с нелегкой судьбой, но каждый из них, преодолевая жизненные трудности, не падает духом.
Жизненным оптимизмом наполнен и прославенный фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» – символ поколения 70-х годов, который посмотрело около 90 миллионов зрителей. В 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.
Слайд 11
В фильмах 80-х годов главные герои задумываются о смысле жизни, о ее сложностях и противоречиях: «Чучело» Ролана Быкова, 1983,
«Пацаны» Динары Асановой, 1983, «Иди и смотри» Элема Климова, 1985,
«Курьер» Карена Шахназарова, 1986.
Слайд 12
В 90-е годы новый герой постсоветского времени действует в условиях разрушения ценностей. Кино становится развлекательным и больше не выполняет миссию трансляции культурных ценностных установок. Однако и в этих условиях создаются фильмы,
показывающие человека, стремящегося к правде.
Какие фильмы 90-х годов вы можете назвать?
Таков герой фильма «Брат» Алексея Балабанова. Его трагический образ становится символом поколения, у Данилы Багрова есть понятия о чести и справедливости. Неслучайно зрители называют это кино
народным.
Слайд 13
Педагог: А теперь давайте поговорим о современном российском кино. Назовите наши современные фильмы, которые вам понравились и запомнились.
- Какие темы в них раскрываются?
- Можно ли сказать, что современное российское кино продолжает традиции советского кино XX века?
- Какие ценности мы находим в современном кино?
Ответы обучающихся
Слайды 14–15
Педагог: Духовные ориентиры (проблемы морального выбора, философские размышления, интеллектуализм) мы находим в авторском кино («Возвращение» Андрея Звягинцева, «Остров» Павла
Лyнгинa). Патриотические картины создаются при содействии Министерства культуры PФ и Российского военно-исторического общества («Батальон» Д. Mecxиeвa, «Битва за Севастополь»
- Мокрицкого и др.). В современных фильмах создаются героические образы представителей советской эпохи (либо более ранней истории): «Легенда № 17» (H. Лeбeдeв, 2012) повествует o выдающемся
хоккеисте B. Харламове и знаменитом тренере A. Тарасове. Это не абстрактные фигуры, а живые люди. Героев России прошлого и СССР мы встречаем в фильмах: «Адмирал» A. Кравчука, «Герой»
Ю. Васильева, «Гагарин. Первый в космосе» П. Пархоменко, «Ледокол»
- Хомерики, «Время первых» Д. Киселёва и дp.
Педагог: Знаете ли вы фильмы, в которых бы были изображены представители разных профессий и специальностей? Какими они
показаны в фильмах? Любят ли они свой труд, ответственно ли относятся к делу?
Как формировался в отечественном кинематографе позитивный образ
«человека труда», нетипичный для зарубежной киноиндустрии?
Ответы обучающихся
Педагог: Итак, мы выяснили, что в отечественном кинематографе прошлого и современности много общего – это ценности духовно- нравственного развития человека. Наше кино пропагандирует эти ценности с помощью художественных образов, непосредственно влияющих на человека и общество. Давайте поговорим об этом влиянии.
Педагог: (ведет дискуссию по вопросам).
– Согласны ли вы с утверждением, что кино в современном мире является важнейшим из искусств?
- Как вы понимаете слова А.А. Тарковского (1932–1986), советского режиссера, повлиявшего на мировой кинематограф: «Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило»?
- Действительно ли фильмы помогают понять окружающую реальность, историю внешнего мира и сознание человека?
- Помогает ли кино в развитии и самореализации каждого из нас?
Ответы обучающихся
Слайд 16
Педагог: Мы с вами пришли к важному выводу – кинематограф в России имеет давние традиции и «золотой фонд», признанный во всем мире. Кино способно дать представление о человеке, обществе и стране в определённую эпоху. Отечественное кино передает наши
традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Познание кино нужно каждому из нас для развития и самореализации.
Педагог: Кино создает команда профессионалов, в которой важен вклад каждого. Кино интересно тем, что в отличие от живописи, скульптуры, литературы создается коллективно, являясь не только произведением, которое творит съемочная группа, но продуктом киноиндустрии, диктующей свои условия.
- Какие профессии в кино вы знаете?
- Может ли один человек создать кино?
- От чего и от кого зависит развитие киноиндустрии?
Ответы обучающихся
Слайд 17
Педагог: Давайте поразмышляем над словами М. Ромма (1901–1971), советского режиссёра театра и кино: «Кинематограф выполняет не только полезные, но и вредные функции. Он дает широкое, вещественное представление о жизни… Но кинематограф приносит и вред…». О чем предупреждает режиссер?
Ответы обучающихся
Слайд 18
Педагог: Мы пришли с вами к выводам: важно осознавать необходимость командной работы для достижения результата и понимать роль зрителя в развитии киноиндустрии. Кинематограф совмещает в себе разные аспекты: эстетический, идеологический, социальный… и коммерческий. Фильм – это и коммерческое явление, поэтому важным элементом при его создании становится
прогнозирование зрительских ожиданий, поддержка интереса аудитории, актуальность выбранной темы и затронутых вопросов. Поэтому очень важно тщательно выбирать то, чем вы питаете свой ум, каковы ваши зрительские ожидания – от них зависит, какие фильмы
будут создаваться – серьезные, со смыслом или только развлекательные.
Педагог: Давайте поговорим о вашем зрительском опыте.
- Какой фильм отечественного кино на вас произвел наибольшее впечатление, какие чувства вы испытали? Над какими смысложизненными вопросами задумались?
- Как вы выбираете фильмы? Нужно ли учиться выбирать фильмы?
- Какие фильмы о героях войны, труда, выдающихся людях нашего Отечества прошлого и современности вы смотрели? Как подействовали на вас образы, события, ситуации из этих фильмов?
- Нравятся ли вам смотреть фильмы о любви, дружбе, семье, духовной жизни человека, его поступках и о том, как эти поступки влияют на других людей?
- Какие патриотические фильмы вам нравятся?
- Любите ли вы смотреть фильмы о истории России, ее культуре, природе?
- Как ведут себя герои фильмов в семье и обществе, как проявляют себя в деятельности, какие ценности защищают? С кого из героев вы хотели бы взять пример?
Ответы обучающихся
Педагог: Давайте посмотрим с вами видеоролик. Видеоролик с мнением эксперта
Педагог: Cегодня мы с вами поговорили о том, что за 115 лет своего существования отечественный кинематограф объединял наш народ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Мы гордимся
«золотым фондом» нашего кино и понимаем ответственность за то, каким будет наш зрительский выбор, а значит и кинематограф
Рефлексивный (заключительный) этап
Примерные вопросы для рефлексии:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Какие фильмы отечественного кинематографа входят в его
«золотой фонд»? Какие ценности они отражают?
- О каких кинопрофессиях вы узнали?
- Какую роль в вашей жизни играет кино? Считаете ли вы себя ответственным зрителем?
- Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
- Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие? О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
Довольны ли вы своим участием в занятии?