Цель занятия: формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся, готовности к защите Родины, уважения к подвигам героев Отечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, гордость за страну, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- тезисный план;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Партнеры: Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Ассоциация социальной защиты ветеранов подразделений специального назначения «Братство краповых беретов “Витязь”», Российское военно-историческое общество.
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр и обсуждение фрагмента фильма, видеоролика.
Основной этап: дискуссия, комментарии экспертов, просмотр и обсуждение видеоролика.
Заключительный этап: анкетирование, беседа.
Мотивационно-целевой этап
Слайд 1
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим об отважных воинах Российской армии и о том, какая это особая честь – нести службу в ее рядах. Наверняка, многие из вас смотрели один из культовых отечественных фильмов, посвященный Вооруженным силам нашей страны. Его герои стали примером для многих поколений офицеров.
Просмотр фрагмента из фильма «Офицеры».
Педагог: Кто из вас смотрел этот фильм? Как он называется?
Ответы обучающихся.
Если обучающиеся не знают название фильма, педагог сам дает ответ, уточняет год выпуска, имена режиссера и актеров, исполнивших главные роли, а также рекомендует посмотреть фильм вместе с близкими родственниками или друзьями.
Педагог: Как Вы понимаете слова главного героя: «Есть такая профессия – Родину защищать»?
Ответы обучающихся. Слайд 2
Педагог: Для современного общества профессия
военнослужащего является неимоверно важной. Те, кто выбрали для себя эту профессию, навсегда связали свою жизнь с Вооруженными силами Российской Федерации, которые являются важнейшей составляющей независимости государства и гарантией его безопасности.
Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России является президент страны – Владимир Путин. Вооруженные силы РФ включают Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно- морской флот; два рода войск – Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.
Слайд 3
В состав ВС входят подразделения специального назначения –
спецназ.
Специальные подразделения также входят в состав Федеральной службы безопасности (ФСБ), Службы внешней разведки (СВР), Федеральной службы охраны (ФСО), Росгвардии, Министерства
внутренних дел (МВД) и Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН).
24 октября бойцы спецназа отмечают свой профессиональный праздник, именно этому событию посвящено сегодняшнее занятие!
Просмотр видеоролика (история спецназа).
Слайд 4
Педагог: Военный – это героическая профессия, это долг и призвание. Но в армии служат не только профессиональные военные. Служба в армии – это почетная обязанность гражданина России, которая дает преимущества и в дальнейшем профессиональном становлении. Особую гордость всегда испытывают те, кто удостоился высокой чести – служить в спецназе! Это военнослужащие, которые обладают не только высочайшим уровнем боевой подготовки, но и особыми личными качествами, являются элитой Вооруженных сил РФ!
Содержательный этап (основной)
Слайды 5–6
Педагог: Российские подразделения специального назначения выполняют задачи повышенной сложности и секретности: борьба с терроризмом, организация и ведение разведки, выполнение спецзаданий за границей. Спецназ России находится на острие борьбы с неонацистами на Украине в ходе Специальной военной операции. Среди подразделений спецназа стоит выделить те, которые приобрели широкую известность и являются особой гордостью российского спецназа:
- Управление «А» («Альфа») и Управление «В» («Вымпел») – подразделения специального назначения органов государственной безопасности Российской Федерации (ФСБ);
- 604-й Центр специального назначения «Витязь» – подразделения специального назначения Федеральной службы войск национальной гвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- Силы специальных операций ВС Российской Федерации;
- Спецназ ГРУ (ГУ) Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации.
Бойцы спецназа должны находиться в постоянной боевой готовности. Спецназ – это настоящее братство, готовность в любой момент отдать жизнь за товарища, за Отечество!
Слайды 7-9
Педагог: Военные подвиги, совершенные бойцами спецназа, навсегда вошли в историю Вооруженных сил Российской Федерации, стали легендой и примером для многих будущих поколений. Имена выдающихся героев спецназа долгие годы оставались в тени. Только невероятная сила духа и высокий интеллект позволили им добиться поставленных целей! Кто же они? Люди, ставшие легендами российского спецназа?
Павел Анатольевич Судоплатов – легендарный разведчик, генерал-лейтенант.
В годы Великой Отечественной войны возглавлял IV управление Народного комиссариата внутренних дел СССР. Отвечал за руководство партизанскими и разведывательно-диверсионными операциями в ближнем и дальнем тылу противника, координировал работу агентурной сети на территории Германии и стран её союзников.
Генерал Павел Судоплатов – основатель советского спецназа госбезопасности.
Алексей Николаевич Ботян – советский разведчик, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, полковник КГБ СССР. Одна из самых известных операций – освобождение Кракова в 1945 году. Об этих событиях в 1967 году советский писатель Юлиан Семенов написал роман «Майор Вихрь», который также был экранизирован. В числе прототипов для главного героя – майора Красной армии Андрея Бурлакова (Вихря) – был Алексей Ботян.
Геннадий Николаевич Зайцев – «Папа спецназа антитеррора». Герой Советского Союза, генерал-майор. Командир Группы «А» Седьмого управления КГБ СССР – Главного управления охраны Российской Федерации. Возглавлял легендарное подразделение дважды, в 1977-1988 и 1992-1995 годах. Лично руководил многими знаковыми операциями по освобождению заложников.
Слайд 10
Педагог: Как вам кажется, какими качества должен обладать военнослужащий войск специального назначения?
Ответы обучающихся
(дисциплинированность; организованность, ответственность; пунктуальность, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, старательность, исполнительность и др.)
Педагог: Послушаем мнение экспертов, людей, которые обладают
всеми перечисленными качествами, являются выдающимися представителями профессии военнослужащего.
Мнение экспертов, представителей/ветеранов подразделений специального назначения «Альфы», «Вымпела» и «Витязя».
Педагог: Мы учимся у наших военных любить свою Родину, ставить её интересы выше своих, героически сражаться и побеждать. Но только ли военные защищают страну?
Ответы обучающихся
Слайд 11
Педагог: Все вы знаете, что сегодня Россия проводит специальную военную операцию. Несмотря на то, что ее участники находятся далеко от нас, они нуждаются в нашей помощи и поддержке. Выполняя непростые боевые задачи, находясь на передовой, бойцы чувствуют наше тепло и веру в них! Для военнослужащих необыкновенно важна поддержка близких людей, семьи. Осознание того, что тебя любят и ждут, придает силы и помогает преодолеть любые препятствия!
Как может каждый из нас внести вклад в общее дело победы, в каких формах можно оказать поддержку военнослужащим?
Ответы обучающихся
Педагог: Участвовали ли вы или члены вашей семьи в таких акциях? (Хотели бы принять участие?)
Ответы обучающихся
Педагог: Граждане нашей страны стремятся разными способами поддержать как военнослужащих, находящихся в зоне СВО, так и мирных жителей освобожденных территорий!
Педагог: Но и выполняя свои прямые обязанности как гражданина России, будучи на работе или на учебе, следуя моральным нормам и правилам, придерживаясь важнейших ценностей, мы вносим в клад в победу! Успехи наших предприятий и учреждений – символ нашего единения и веры в правое дело!
Рефлексивный (заключительный) этап
Слайд 12
Педагог: Мы должны с особым уважением относиться к военнослужащим и при этом не забывать, что каждый из нас, добросовестно выполняя свои гражданские обязанности, вносит личный вклад в защиту страны! «Берегите людей, берегите Россию. Профессионалы и патриоты, которых мы долгие годы готовили, спасут Россию. Защитите страну. Сделайте для этого всё, что в ваших силах. Каждый на своём месте», – эти слова принадлежат Юрию Ивановичу Дроздову – генерал-майору, выдающемуся отечественному разведчику, основателю подразделения спецназа «Вымпел».
Российские подразделения специального назначения (спецназ) способны выполнять задачи повышенной сложности как на территории России, так и за ее пределами, исторически олицетворяют любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, интеллектуальными, физическими и моральными качествами, являются достойным примером настоящего мужчины!
Сегодня мы говорили о ценностях и качествах настоящих мужчин, которые позволяют им быть не только доблестными воинами Отечества, но и прекрасными сыновьями, отцами, мужьями, дедушками. Уверен, в каждой из ваших семей есть свои интересные особенности, традиции, истории — о которых просто необходимо заявить на всю страну, приняв участие во всероссийском конкурсе «Это у нас семейное». Подать заявку на участие в конкурсе можно до 4 ноября. (слайд)
Давайте подведем итоги занятия
Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию.
Примерные вопросы для рефлексии:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Узнали ли вы что-то новое о ВС России (подразделениях специального назначения)?
- О каких подразделениях спецназа вы узнали?
- О каких благотворительных программах и инициативах вы узнали?
- Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
- Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
- О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
- Довольны ли вы своим участием в занятии?
Ответы обучающихся. Слайд 13