Разговоры о важном. СПО. 23 октября 2023. «День спецназа»

Поделиться:

Видеоролик "День подразделений специального назначения" Смотреть

Цель занятия: формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся, готовности к защите Родины, уважения к подвигам героев Отечества.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, гордость за страну, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • тезисный план;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролики;
  • дополнительные материалы.

Партнеры: Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Ассоциация социальной защиты ветеранов подразделений специального назначения «Братство краповых беретов “Витязь”», Российское военно-историческое общество.

 

Структура занятия

Мотивационно-целевой         этап:      приветствие,       просмотр       и обсуждение фрагмента фильма, видеоролика.

Основной этап: дискуссия, комментарии экспертов, просмотр и обсуждение видеоролика.

Заключительный этап: анкетирование, беседа.

 

 

Мотивационно-целевой этап

 

Слайд 1

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим об отважных воинах Российской армии и о том, какая это особая честь – нести службу в ее рядах. Наверняка, многие из вас смотрели один из культовых отечественных фильмов, посвященный Вооруженным силам нашей страны. Его герои стали примером для многих поколений офицеров.

Просмотр фрагмента из фильма «Офицеры».

Педагог: Кто из вас смотрел этот фильм? Как он называется?

Ответы обучающихся.

Если обучающиеся не знают название фильма, педагог сам дает ответ, уточняет год выпуска, имена режиссера и актеров, исполнивших главные   роли,   а   также   рекомендует   посмотреть   фильм   вместе   с близкими родственниками или друзьями.

 

Педагог: Как Вы понимаете слова главного героя: «Есть такая профессия – Родину защищать»?

Ответы обучающихся. Слайд 2

Педагог:     Для      современного      общества      профессия

военнослужащего является неимоверно важной. Те, кто выбрали для себя эту профессию, навсегда связали свою жизнь с Вооруженными силами Российской Федерации, которые являются важнейшей составляющей независимости государства и гарантией его безопасности.

Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России является президент страны – Владимир Путин. Вооруженные силы РФ включают Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно- морской флот; два рода войск – Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.

Слайд 3

В состав ВС входят подразделения специального назначения –

спецназ.

Специальные подразделения также входят в состав Федеральной службы безопасности (ФСБ), Службы внешней разведки (СВР), Федеральной службы охраны (ФСО), Росгвардии, Министерства

 

внутренних дел (МВД) и Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН).

24 октября бойцы спецназа отмечают свой профессиональный праздник, именно этому событию посвящено сегодняшнее занятие!

 

Просмотр видеоролика (история спецназа).

 

Слайд 4

Педагог: Военный – это героическая профессия, это долг и призвание. Но в армии служат не только профессиональные военные. Служба в армии – это почетная обязанность гражданина России, которая дает преимущества и в дальнейшем профессиональном становлении. Особую гордость всегда испытывают те, кто удостоился высокой чести – служить в спецназе! Это военнослужащие, которые обладают не только высочайшим уровнем боевой подготовки, но и особыми личными качествами, являются элитой Вооруженных сил РФ!

 

Содержательный этап (основной)

Слайды 5–6

Педагог: Российские подразделения специального назначения выполняют задачи повышенной сложности и секретности: борьба с терроризмом, организация и ведение разведки, выполнение спецзаданий за границей. Спецназ России находится на острие борьбы с неонацистами на Украине в ходе Специальной военной операции. Среди подразделений спецназа стоит выделить те, которые приобрели широкую известность и являются особой гордостью российского спецназа:

  • Управление «А» («Альфа») и Управление «В» («Вымпел») – подразделения специального назначения органов государственной безопасности Российской Федерации (ФСБ);
  • 604-й Центр специального назначения «Витязь» – подразделения специального назначения Федеральной службы войск национальной гвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • Силы специальных операций ВС Российской Федерации;
  • Спецназ ГРУ (ГУ) Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации.

 

Бойцы спецназа должны находиться в постоянной боевой готовности. Спецназ – это настоящее братство, готовность в любой момент отдать жизнь за товарища, за Отечество!

 

Слайды 7-9

 

Педагог: Военные подвиги, совершенные бойцами спецназа, навсегда вошли в историю Вооруженных сил Российской Федерации, стали легендой и примером для многих будущих поколений. Имена выдающихся героев спецназа долгие годы оставались в тени. Только невероятная сила духа и высокий интеллект позволили им добиться поставленных целей! Кто же они? Люди, ставшие легендами российского спецназа?

Павел    Анатольевич    Судоплатов    –    легендарный    разведчик, генерал-лейтенант.

В годы Великой Отечественной войны возглавлял IV управление Народного комиссариата внутренних дел СССР. Отвечал за руководство партизанскими и разведывательно-диверсионными операциями в ближнем и дальнем тылу противника, координировал работу агентурной сети на территории Германии и стран  её союзников.

Генерал   Павел   Судоплатов   –   основатель советского спецназа госбезопасности.

Алексей   Николаевич   Ботян   –   советский   разведчик,   ветеран Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, полковник КГБ СССР. Одна из самых известных операций – освобождение Кракова в 1945 году.  Об  этих  событиях  в  1967 году советский писатель Юлиан Семенов написал роман «Майор Вихрь», который также был экранизирован. В числе прототипов для главного героя – майора Красной армии Андрея Бурлакова (Вихря) – был Алексей Ботян.

Геннадий Николаевич Зайцев – «Папа спецназа антитеррора». Герой Советского Союза, генерал-майор. Командир Группы «А» Седьмого управления КГБ СССР – Главного управления охраны Российской Федерации. Возглавлял легендарное подразделение дважды, в 1977-1988 и 1992-1995 годах. Лично руководил многими знаковыми операциями по освобождению заложников.

Слайд 10

 

 

Педагог: Как вам кажется, какими качества должен обладать военнослужащий войск специального назначения?

Ответы обучающихся

(дисциплинированность;     организованность,     ответственность; пунктуальность,   самообладание,   эмоциональная   уравновешенность, выдержка, старательность, исполнительность и др.)

Педагог: Послушаем мнение экспертов, людей, которые обладают

всеми      перечисленными       качествами,      являются      выдающимися представителями профессии военнослужащего.

Мнение   экспертов,   представителей/ветеранов   подразделений специального назначения «Альфы», «Вымпела» и «Витязя».

 

Педагог: Мы учимся у наших военных любить свою Родину, ставить её интересы выше своих, героически сражаться и побеждать. Но только ли военные защищают страну?

Ответы обучающихся

 

Слайд 11

 

Педагог: Все вы знаете, что сегодня Россия проводит специальную военную операцию. Несмотря на то, что ее участники находятся далеко от нас, они нуждаются в нашей помощи и поддержке. Выполняя непростые боевые задачи, находясь на передовой, бойцы чувствуют наше тепло и веру в них! Для военнослужащих необыкновенно важна поддержка близких людей, семьи. Осознание того, что тебя любят и ждут, придает силы и помогает преодолеть любые препятствия!

Как может каждый из нас внести вклад в общее дело победы, в каких формах можно оказать поддержку военнослужащим?

Ответы обучающихся

 

Педагог: Участвовали ли вы или члены вашей семьи в таких акциях? (Хотели бы принять участие?)

Ответы обучающихся

 

Педагог: Граждане нашей страны стремятся разными способами поддержать как военнослужащих, находящихся в зоне СВО, так и мирных жителей освобожденных территорий!

 

 

 

Педагог: Но и выполняя свои прямые обязанности как гражданина России, будучи на работе или на учебе, следуя моральным нормам и правилам, придерживаясь важнейших ценностей, мы вносим в клад в победу! Успехи наших предприятий и учреждений – символ нашего единения и веры в правое дело!

 

Рефлексивный (заключительный) этап

Слайд 12

Педагог: Мы должны с особым уважением относиться к военнослужащим и при этом не забывать, что каждый из нас, добросовестно выполняя свои гражданские обязанности, вносит личный вклад в защиту страны! «Берегите людей, берегите Россию. Профессионалы и патриоты, которых мы долгие годы готовили, спасут Россию. Защитите страну. Сделайте для этого всё, что в ваших силах. Каждый на своём месте», – эти слова принадлежат Юрию Ивановичу Дроздову – генерал-майору, выдающемуся отечественному разведчику, основателю подразделения спецназа «Вымпел».

Российские подразделения специального назначения (спецназ) способны выполнять задачи повышенной сложности как  на территории России, так и за ее пределами, исторически олицетворяют любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, интеллектуальными, физическими и моральными качествами, являются достойным примером настоящего мужчины!

Сегодня мы говорили о ценностях и качествах настоящих мужчин, которые позволяют им быть не только доблестными воинами Отечества, но и прекрасными сыновьями, отцами, мужьями, дедушками. Уверен, в каждой из ваших семей есть свои интересные особенности, традиции, истории — о которых просто необходимо заявить на всю страну, приняв участие во всероссийском конкурсе «Это у нас семейное». Подать заявку на участие в конкурсе можно до 4 ноября. (слайд)

 

Давайте подведем итоги занятия

 

Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию.

Примерные вопросы для рефлексии:

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
  • Узнали ли вы что-то новое о ВС России (подразделениях специального назначения)?
  • О каких подразделениях спецназа вы узнали?
  • О каких благотворительных программах и инициативах вы узнали?
  • Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
  • Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
  • О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
  • Довольны ли вы своим участием в занятии?

Ответы обучающихся. Слайд 13