Разговоры о важном 1 класс 27 апреля — «Экологичное потребление»

Разговоры о важном 1 класс 27 апреля — «Экологичное потребление»Поделиться:
Материалы для 1-2 классов

Сценарий
Сценарий. 1 класс

Методические материалы
Методические рекомендации. 1 класс

Сценарий
Сценарий. 2 класс

Методические материалы
Методические рекомендации. 2 класс

Дополнительные материалы
Бланк ответов «Сортируй!». 2 класс

Дополнительные материалы
Бланк ответов «Экомаркет». 2 класс

Дополнительные материалы
Сертификат Помощника Земли. 2 класс

Дополнительные материалы
Сертификат Помощник Земли. 2 класс

Видео
Экоотдых. 1 класс

Видео
Неправильный мусор. 1 класс

Видео
Опасная батарейка. 1 класс

Презентация
Презентация. 1 класс

Видео
Тайна Дима. 2 класс

Видео
Новая жизнь старых покрышек. 2 класс

Презентация
Презентация. 2 класс

Презентация
Задание «Сортируй!». 2 класс

Презентация
Задание «Экомаркет». 2 класс

Плакат
Плакат

Интерактивный элемент
«Разделяй!». 1 класс

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся по теме

«Экологичное потребление»

 

Цель занятия: формировать у обучающихся первоначальные представления об экологии, способствовать становлению грамотного экологического поведения, представляющего собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.

 

Формирующиеся ценности: созидательный труд, любовь к Родине.

 

Основные смыслы: экологичное потребление – это разумное и ответственное отношение к природному достоянию, природным ресурсам; осознание их небезграничности; навыки экологичного поведения – это наш вклад в сохранение природного богатства страны.

 

Планируемые результаты. Личностные:

  • осознавать ценность природы, понимать взаимосвязи человек–природа– общество;
  • стремиться к    формированию   у    себя    привычек   экологического поведения;
  • проявлять интерес к расширению своих знаний в области экологичного потребления.

 

Метапредметные:

  • проявлять активность   в   познавательной   деятельности,   интерес   к обсуждаемым вопросам;
  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

 

Партнёр занятия: Российский экологический оператор.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов и презентации, включает анализ текстовой информации и иллюстраций.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагменты,
  • интерактивное задание,
  • презентация.

 

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Во вступительной части занятия учитель с помощью иллюстративного материала и краткой беседы подводит детей к пониманию необходимости заботиться о природе планеты, отмечает, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. Так педагог побуждает к разговору о проблемах загрязнения планеты и необходимости беречь природу.

 

Часть 2. Основная

Просмотр   видеоматериалов    и    организованная    беседа    позволяют

«погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: что можешь лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Предложенные материалы направлены на формирование экологического поведения: принятие и соблюдение соответствующих правил.

 

Часть 3. Заключение

В завершение занятия учитель организует беседу, направленную на раскрытие ценностей сохранения природы и экологичного потребления.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Рассмотрите фотографии леса. В каком лесу вы хотели бы погулять и отдохнуть?

Ответы обучающихся.

Учитель.   А   как   себя   чувствуют   растения   и   животные   в   таком загрязнённом лесу?

Ответы обучающихся.

Учитель. Рассмотрите знаки, какие правила необходимо соблюдать, когда кто-то отдыхает в лесу?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Вы правы, в лесу в любое время года нельзя шуметь, рвать цветы, рубить ветки и деревья, разводить костры в неположенном месте и, конечно, важно убирать за собой весь мусор. Ведь загрязнение планеты необходимо остановить. Ребята, а кто-то принял участие в субботнике, о котором мы говорили на прошлом занятии? Как вы помогали?

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам! Чистая территория без мусора, свежевскопанные клумбы, побелённые стволы деревьев — это не только совместный труд, но и наш вклад в сохранение природы. А какие правила необходимо соблюдать каждому из нас, чтобы вокруг не было мусора?

Ответы обучающихся: бросать мусор в урны, убирать мусор за собой.

 

Учитель. Верно, эти простые правила помогут нам беречь красоту окружающей природы. Послушаем спикера нашего занятия – того, чья профессиональная деятельность посвящена защите природы: Ольга Стрелкова, эколог, путешественник, редактор портала «Экология России».

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Каждый из нас, даже самый маленький ребёнок, способен внести свой вклад в сохранение природы. Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определённые правила. Об этом мы сегодня и поговорим.

Давайте посмотрим видео и узнаем о команде Помощников Земли. С кем ведут борьбу Помощники Земли? О каком правиле они нам напомнили?

Ответы обучающихся.

Демонстрация видео «Экоотдых».

Учитель (обобщая ответы). Помощники Земли ведут борьбу с Мусорным Монстром, ведь после своего отдыха необходимо не только убирать за собой отходы и мусор – «Собирай!», но ещё и правильно его сортировать. Кстати, мусор и отходы – это разные понятия. Отходы – это то, что можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи. Это, например, пластиковые бутылки, металлические и стеклянные банки, макулатура. А мусор – это то, что уже никогда не пригодится. Давайте посмотрим ещё один секрет от команды Помощников Земли.

Демонстрация видео «Неправильный мусор».

 

Учитель. О каком правиле мы узнали? Видели ли вы такие контейнеры?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вот и ещё одно правило: сортируй! Для этого дома нужно завести второе мусорное ведёрко. Один контейнер – для смешанных отходов (остатков еды, грязного мусора и предметов гигиены). Второй контейнер – для того, что можно переработать. Например, алюминиевые банки, стеклянные бутылки и бумагу. Давайте представим себя на месте Тима и выполним задание.

Интерактивное задание №1. «Разделяй!».

Содержание задания: на экране контейнеры «Вторсырьё» (то, что можно переработать: стекло, бумага, металл, пластик) и «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). Предложенные в задании отходы и мусор необходимо отсортировать по двум контейнерам: 1. синий

«Вторсырьё» (то, что можно переработать) и 2. серый «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). При этом среди объектов, которые нужно отсортировать, присутствуют опасные отходы (лампочка, батарейки) – при попытке поместить данные отходы в один из контейнеров, система будет их автоматически «выкидывать».

Эту группу отходов следует обсудить после выполнения интерактивного задания.

 

Серый контейнер «Смешанные отходы»: шкурка от банана, стаканчик из-под кофе1, пластиковая упаковка (не гофрированная) с кусочками еды2, тюбик от зубной пасты, разбитая тарелка, подарочная упаковка, скрепки/ручки3, карандаши, одноразовая маска.

Опасные отходы: батарейки, лампочка.

Учитель. Какие предметы не удалось сложить в контейнеры?

Ответы обучающихся: батарейки, лампочку.

Учитель. Как же быть с опасными отходами: батарейками и лампочками? Давайте посмотрим ещё одно видео от Помощников Земли и выполним задание.

Демонстрация видео «Опасная батарейка».

Учитель. Иногда люди даже не задумываются, что многие отходы опасны. К таким отходам относятся и старые неиспользуемые батарейки, поэтому их необходимо собирать и перерабатывать особым способом. Переработка батареек и аккумуляторов помогает сберечь природу и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

 

При подготовке к занятию педагогу необходимо уточнить адреса пунктов приёма в своём населённом пункте. Можно воспользоваться специальным ресурсом Recyclemap (а также познакомить с ним обучающихся во время занятия) – это интерактивная карта, на которой, выбирая город и вид вторичных отходов, можно найти места приёма.

 

Учитель. Ребята, если раздельный сбор – это эффективный способ борьбы с мусором и отходами, то самым экологичным является его сокращение. А как это сделать?

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

1 При необходимости можно обратить внимание детей на, казалось бы, безобидные для экологии стаканчики для кофе, на вид они кажутся бумажными, и может создаться впечатление, что они легко перерабатываются. Дело в том, что внутри таких стаканчиков очень тонкий слой полипропиленовой плёнки, который отделить от бумажной основы крайне сложно. На полигоне бумажный слой сгниёт за год, а вот пластик будет лежать тысячу лет.

2 Важно обратить внимание детей на то, что в контейнеры со вторсырьём необходимо помещать чистые, очищенные от остатков еды упаковки.

3 Важно обратить внимание детей на то, что в ручках можно менять стержень, что позволит использовать ручку ещё раз. Это пример экологического поведения.

 

Учитель. Для сокращения мусора важно вместо одноразовых вещей использовать   многоразовые.   Давайте   подумаем,   как   можно   заменить одноразовые предметы на многоразовые. Например, полиэтиленовые пакеты. Ответы обучающихся: полиэтиленовый пакет – сумка-шопер или сумка-

сетка.

Учитель. А пластиковую бутылку для воды? Чем можно заменить?

Ответы обучающихся: пластиковые бутылки для воды – многоразовые стеклянные бутылки.

Учитель. Молодцы! Главное правило осознанного потребления – не создавать лишний мусор!

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, сегодня мы говорили о том, что может сделать каждый из нас для борьбы с Мусорным Монстром. Назовите эти правила?

Ответы обучающихся.

Учитель. «Собирай!», «Сортируй!», «Не создавай лишний мусор!». И как мы сегодня убедились – это совсем несложно! А ещё в нашей стране реализуется много экологических инициатив, в которых может принять участие каждый из нас.

Например, это «Юннаты Первых».

Учитель. А ещё Юннаты Первых возрождают традиции проведения субботников и приглашают вас присоединиться ко Всероссийскому юннатскому субботнику. Участникам доступны четыре формата участия:

 

можно сажать деревья, собирать мусор или помогать животным. Выбирайте то, что вам больше по душе, присоединяйтесь и помогайте природе вместе с Юннатами Первых!

Педагогу также важно познакомить обучающихся с теми проектами экологической направленности, которые реализуются в регионе.

Учитель. Вот и заканчивается наше занятие, и в завершение мне хотелось бы прочитать вам следующие строки:

Берегите землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики,

 

На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!

(Михаил Дудин)

 

ПОСТРАЗГОВОР

Прохождение интерактивных курсов Зелёной школы, https://school.reo.ru Проведение      киноурока      по      материалам      фильма      «Стеша»,

https://disk.yandex.ru/i/XGVcS_22ZpSFiQ.

Организация и проведение мероприятий на тему «Спасём нашу Землю!»

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: составление текстов-рассуждений на тему: «Почему необходимо сохранять и беречь природу?»

Литературное чтение: чтение рассказов и стихотворений на тему взаимодействия человека и природы.

Окружающий мир: изучение тем раздела «Охрана природы».

Изобразительное искусство: создание плакатов на тему «Спасём нашу Землю!».

Технология: изготовление поделок из обёрток.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Направление    «Юннаты    Первых»    РДДМ    «Движение    Первых», https://www.будьвдвижении.рф.

Трек «Орлёнок-эколог» проекта «Орлята России», https://orlyatarussia.ru. И. Кочергин. Вся правда про мусор. – Москва: Издательство «Настя и

Никита», 2021.

Шпотова Т. В. Естествознание. Азбука экологии: 1-й класс – Москва: Просвещение, 2024.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Экологическое поведение каждого жителя планеты тесно связано с чистотой почвы, воды, воздуха, с правильной утилизацией мусора и отходов, бережным отношением к природе и природным ресурсам. Благодарность людям, охраняющим и оберегающим природу.