СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 1–2 классов
Занятие 19 Год защитника Отечества
Цель занятия: формирование и развитие у обучающихся первичных представлений о роли защитников Отечества в сохранении независимости и единства страны, о значении дней воинской славы России, понимания значения самопожертвования, мужества, верности и любви к Родине, которые передаются из поколения в поколение.
Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основные смыслы:
- Год защитника Отечества – это призыв почтить память о тех, кто в разные исторические периоды сражался за Родину.
- Дни воинской славы – память о героических событиях, определивших судьбу России.
- Продолжатели традиций защиты Отечества и сегодня вносят вклад в защиту нашего народа и государства, сохранение мира и безопасности.
- Сохранение исторической памяти – наш долг и возможность выразить благодарность тем, кто обеспечивал стране мир и благополучие.
- Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: беседа, работа с иллюстративным материалом.
Основной этап: беседа, работа с иллюстративным материалом, чтение и обсуждение художественного произведения.
Заключительный этап: беседа, обсуждение проектов, приуроченных к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Мотивационно-целевой этап
Учитель: В декабре 2024 года Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Что мы называем Отечеством1? Какими еще словами (синонимами) можно назвать Отечество?
Ответы обучающихся.
Учитель: А кого можно назвать защитником Отечества и почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: Как вы думаете, почему именно этот год объявлен Годом защитника Отечества? Какую важную дату мы будем отмечать в мае этого года?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте рассмотрим плакат к сегодняшнему разговору (титульный слайд презентации к занятию или плакат, который можно вывести на экран или распечатать). Кто на нем изображен? Почему люди, изображенные на плакате, выглядят по-разному?
1 Родина, Отчизна, родная земля, отчий край.
Ответы обучающихся. Учитель задает наводящие вопросы, например:
- Как вы думаете, когда люди начали защищать свое Отечество?
- Можете ли вы определить, кто из изображенных на плакате древние воины, а кто – наши современники?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с ветераном Великой Отечественный войны, фронтовым разведчиком, участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года Константином Сергеевичем Федотовым и Героем Российской Федерации, участником СВО Николаем Андреевичем Соколовым.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему именно эти люди стали сегодня участниками нашего разговора?
- Как герои интервью отвечают на вопрос, с чего для них начинается Родина? А с чего начинается Родина для вас?
- Согласны ли вы с тем, что Константин Сергеевич и Николай Андреевич – настоящие герои и защитники Отечества? Почему вы так считаете?
Ответы обучающихся.
Учитель: люди всегда защищали свое Отечество, свою землю, дома, родных. Каждый человек хочет жить свободно, не бояться, что его дом будет разрушен, что его близкие окажутся в беде, хочет трудиться, растить детей. Поэтому, когда Родине грозит опасность, люди встают на ее защиту.
ой этап
Учитель: в истории нашей страны было много моментов, когда людям с оружием в руках приходилось защищать свою землю. И ни разу враг не смог устоять против наших защитников Отечества. Ценой своих жизней, в боях
|
и сражениях отстаивали наши защитники свободу Родины. В память об их подвигах в России каждый год отмечаются дни воинской славы. Таким образом мы благодарим защитников Отечества за то, что они сражались с врагом ради страны и ради людей.
Давайте посмотрим, какие дни календаря являются днями воинской славы России и почему (презентация к занятию):
Учитель: возможно, какие-то исторические события, памятные даты, которым посвящены дни воинской славы, вам уже знакомы? О каких вы услышали впервые? Какие герои и подвиги вам запомнились больше всего?
Ответы обучающихся.
Учитель: как вы думаете, почему важно помнить и отмечать дни воинской славы?
Ответы обучающихся.
Учитель: наше сегодняшнее занятие проходит 27 января, как раз в один из таких дней. Это День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.
Если обучающиеся еще ничего не знают о блокаде Ленинграда, то учитель может кратко им об этом рассказать (Приложение 1). Обучающимся 2–4 классов можно напомнить о занятии «Непокоренные: 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда», которое проводилось в январе 2024 года, и попросить вспомнить, что они знают о блокаде Ленинграда, о героическом сопротивлении города, о подвиге его жителей и бойцов Красной армии.
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте вспомним занятие «Разговор о важном», которое было посвящено легендам о России. Мы говорили о легендарных защитниках Отечества – богатырях.
Предлагаю вам послушать и обсудить рассказ писателя Льва Кассиля «Богатыри».
Учитель выразительно читает рассказ Л. А. Кассиля
«Богатыри» (Приложение 2). Примерные вопросы для обсуждения:
- В какой сказке рассказывается от тридцати трех богатырях, выходивших из моря на берег?
- О каких богатырях идет речь в рассказе – о сказочных или о реальных? Как вы это поняли?
- Где находился город, который надо было освободить? Почему это сложно было сделать?
- Как наши бойцы освободили город?
- Почему автор называет наших солдат богатырями?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте рассмотрим памятники, установленные в память о подвигах российских солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны (презентация к занятию).
Учитель организует работу с иллюстративным материалом: памятники «Героям-панфиловцам» (Подмосковье), Ржевский мемориал Советскому Солдату (Тверская область), Памятник Солдату и Матросу (г. Севастополь), «Защитникам неба Отечества» (г. Тула). Примерные вопросы для обсуждения:
- Какими изображены на памятниках защитники Отечества?
- Какой из памятников производит на вас самое большое впечатление? Почему?
- Знаете ли вы о памятниках героям Отечества в нашем городе/населенном пункте/местности?
- Как вы думаете, почему к этим памятникам приходят люди, приносят к ним цветы?
Ответы обучающихся.
Учитель: памятники героям – это выражение нашей признательности, благодарности защитникам Родины. Мы хотим, чтобы память о них и их подвигах никогда не угасла, чтобы ее так же бережно хранили вы, а потом ваши дети и
внуки. Сохранение памяти об исторических событиях и героях прошлого и настоящего – одна из главных традиций нашей страны и нашего народа.
Заключительный этап
Учитель: памятники героям есть в больших и малых городах нашей страны, деревнях и селах есть, которые они защищали или в которых они родились. В память о защитниках Отечества называют улицы. Школам присваивают имена героев. С 2017 года в школах России стали открывать «парты героя» в память о защитниках Отечества, которые когда-то там учились.
Если в школе есть парта героя или школа носит имя одного из защитников Отечества, учитель может напомнить об этом обучающимся.
Учитель: мы сегодня вспоминали имена тех, кто защищал нашу Родину в разные времена: князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Петра Первого, Михаила Кутузова. А помните Владислава Головина и современных защитников Отечества – участников специальной военной операции, о которых мы говорили на занятии в декабре?
Но ведь герои есть в каждой семье. Кто из вас знает о своих предках, участвовавших в Великой Отечественной войне? У кого в семье есть папы, дяди, братья, которые защищают Родину прямо сейчас?
Ответы обучающихся.
Учитель: предлагаю вам уже сегодня начать подготовку к празднованию Дня Победы. Давайте подумаем, что мы можем узнать, сделать, организовать, чтобы достойно встретить этот праздник. Давайте решим, какая помощь нам потребуется от членов семьи, о чем мы можем расспросить пап, мам, бабушек и дедушек. Давайте спланируем, какой памятник или музей хотим посетить.
Учитель организует обсуждение проектов или мероприятий, приуроченных к празднованию Дня Победы. Обсуждение можно организовать в группах.
Постразговор
Что почитать: В. Карасева «Самые обыкновенные», С. Алексеев «Рассказы о русской истории».
Что посмотреть: анимационные фильмы «Крепость: Щитом и мечом» (2015 г.), «Суворов. Великое путешествие» (2022 г.), «Детство Ратибора» (1973 г.), «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985 г.), «Лебеди Непрядвы» (1980 г.), «Пересвет и Ослябя» (2010 г.).
Заочные экскурсии:
- онлайн-панорама «Бородинская битва» http://mpbb.ru/data/vtours/borodino/index.html?lp= p2&lang=ru
- онлайн-экскурсия по музею Победы в Москве https://victorymuseum.ru/excursions/online/?ysclid= m5wn9yzrqm887774270
- Музейный комплекс «Дорога памяти» https://1418museum.ru/?ysclid=m5wncjdj2x98681293 6
- Парк «Патриот» https://parkpatriot.ru/
Приложение 1
Блокада Ленинграда
В сентябре 1941 года фашистские войска окружили город Ленинград (сейчас – Санкт-Петербург). Они рассчитывали быстро захватить осажденный город, который оказался отрезан от всей страны. Это было очень важно для врага, потому что много веков Петербург был столицей России, в городе было огромное количество культурных и исторических памятников, научных учреждений, заводов и фабрик. План Гитлера был таков: разграбить город, а потом полностью стереть его с лица земли.
Фашисты не смогли быстро захватить город благодаря героическому сопротивлению Красной армии. Тогда они решили взять его измором, уничтожив всех жителей голодом и холодом, ведь приближалась зима, и в осажденном городе невозможно было пополнять запасы продовольствия и других необходимых для жизни вещей. Кроме этого, фашисты постоянно бомбили и обстреливали город.
Но план Гитлера потерпел поражение. Ленинград не сдавался, его жители не только мужественно переживали голод, холод и бомбежки, но и трудились на заводах и фабриках, в городе продолжали работать школы, институты и даже театры и библиотеки, проходили спортивные соревнования.
Продукты в город доставлялись по Дороге жизни – она была проложена не по земле, а по льду замерзшего Ладожского озера. Движение по Дороге жизни было очень сложным и опасным, ведь лед мог треснуть под тяжестью грузовиков, а противник бомбил и обстреливал дорогу. Но это не останавливало тех, кто пришел на помощь ленинградцам.
В город везли продукты, медикаменты, материалы для работы заводов, а обратно по Дороге жизни из города эвакуировали жителей, в первую очередь – детей.
И конечно, ленинградцы не были одиноки в своей беде. Вся страна помогала осажденному городу. Отовсюду в направлении Ленинграда шли эшелоны с продовольствием, вооружением и другой необходимой продукцией. Эвакуированных жителей Ленинграда принимали другие регионы, обеспечивали их жильем, продовольствием, медицинской помощью. Многих эвакуированных из блокадного города детей брали в семьи и усыновляли.
Не прекращались и действия Красной армии, вокруг города постоянно велись бои, солдаты сражались за каждый населенный пункт, метр за метром отвоевывая у врага путь к освобождению города. 27 января блокада Ленинграда была окончательно снята. Она длилась 872 дня – 2 года и 4 месяца.
Приложение 2
Л. А. Кассиль. Богатыри
Есть такая сказка. Как выходили на берег из моря тридцать три богатыря… А сейчас не сказку услышишь. Расскажу, что вправду было.
Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. А с моря к нему не подступишься: острые камни у берега — разобьет волна корабль.
«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты. — Ни в одной сказке еще таких богатырей не придумали!»
В сказке не придумали, а в Советской армии есть такие богатыри. И не тридцать три их, а в тридцать тысяч раз больше! Морская пехота.
Ранним утром появился на море советский корабль. Близко к берегу подходить не стал. Но спустили с корабля шлюпки-лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу. Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала соленая вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка — в другой. Зашатала наших бойцов морская волна. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри. Сквозь огонь прошли — не дрогнули. Через волны пробились — и ружей не замочили. Вылезли на берег, кинулись к городу. А на подмогу им наши самолеты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться. Выгнали их из города. И подняли богатыри над городом красный флаг.