ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«ДЕНЬ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ»
Цель занятия:
- актуализировать у школьников представление о первооткрывателях, чьи открытия, изобретения вошли в мировое наследие;
- мотивировать детей к познавательной и исследовательской деятельности;
- представить обучающимся палитру возможностей, которые открываются в Движении Первых в рамках направления «Наука и технологии».
Формирующиеся ценности: гордость за страну, любовь к Родине, самореализация.
Основные смыслы: День первооткрывателя – праздник, который посвящен выдающимся соотечественникам — путешественникам, ученым, исследователям и их открытиям. Первооткрыватели – это, в первую очередь профессионалы, которые смогли преодолеть границы стандартной деятельности и посвятили свою жизнь служению людям, науке, своей стране. Мы сохраняем память о первооткрывателях нашей страны, учимся у них целеустремленности, верности своему делу, мужеству идти впереди. Совершать открытия могут люди разного возраста и разных профессий.
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, игра. Занятие предполагает использование видеофрагментов и включает интерактивные задания.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагмент,
- интерактивные задания.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Каждый из вас задумывается над вопросом, что делать после окончания обучения, где и кем работать, каким быть? Это не только вопрос о том, какую профессию выбрать, но и о том, кем быть в этой профессии.
Об этом замечательно написал Роберт Рождественский – демонстрация видеоролика «Если вы есть – будьте первыми»
Если вы есть – будьте первыми, Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями, Из книг – настоящими книгами.
Первыми будьте и только! Пенными, как моря.
Лучше второго художника Первый маляр.
Спросят вас оробело:
«Кто же тогда останется, Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?»
А вы трусливых не слушайте, Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими, Если вы есть – будьте первыми!
Если вы есть – попробуйте Горечь зелёных побегов, Примериваясь, потрогайте Великую ношу первых.
Как самое неизбежное Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми, Первым труднее и легче!
Учитель. Вы прослушали стихотворение. Какие чувства вызвали у вас слова: «Если вы есть – будьте первыми»? Как вы понимаете это обращение поэта?
Ответы обучающихся.
Учитель. Что значит быть первым? В чем можно быть первыми?
Ответы обучающихся
Учитель. Тема нашего сегодняшнего занятия — День первооткрывателя. Как вы думаете, кому посвящен этот праздник? О ком мы сегодня будем говорить?
Ответы обучающихся
Учитель. Верно, это праздник, который посвящен выдающимся соотечественникам — путешественникам, ученым, исследователям и их открытиям. Давайте вспомним некоторые имена.
Демонстрация видеоролика «Первооткрыватели»
29 января в России отмечается День первооткрывателя. История этого праздника берёт своё начало с открытия в 1820 году континента Антарктида российскими мореплавателями под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Однако выдающиеся географические открытия наши соотечественники совершали и раньше.
Важным периодом в освоении Арктики стала первая половина XVIII века. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семёна Челюскина и других путешественников. Её участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти всё русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Они описали полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова.
Последнее значимое географическое открытие современности совершил наш соотечественник Борис Вилькицкий. В 1913 году экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под его руководством открыла Северную Землю (Землю Николая II) и остров Малый Таймыр.
Наши соотечественники были первооткрывателями в самых разных сферах: освоении космоса, медицине, микробиологии, кинематографе, информационных технологиях, строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.
Так, в 1899 году инженер Ипполит Романов в Санкт-Петербурге представил первый электромобиль – четырёхколёсный экипаж. Его максимальная скорость составляла 39 км/ч. Это изобретение стало праотцом известного нам троллейбуса.
Сегодня сложно представить жизнь без цветных фотографий. И открыл нам их в 1902 году фотограф-исследователь Сергей Прокудин- Горский. Он создал собственную технологию получения цветных изображений. Для этого использовалась тройная экспозиция, иными словами, он делал три одинаковых снимка с использованием фильтров разного цвета: синего, красного и зелёного. При соединении снимков получалось удивительно яркая картинка.
Прообразом современных роботов-помощников стала разработка советского инженера Бориса Гришина. В 1966 году он создал робота-
секретаря (Автоматизированную Рабочую Станцию) для своей матери, которая серьёзно болела и нуждалась в уходе. Он мог передвигаться и ухаживать за человеком, отвечать на телефонные звонки, включал и выключал свет, бытовую технику, регулировал температуру в помещении.
Настоящим прорывом в мировой медицине стало открытие врача- кардиохирурга, изобретателя Лео Бокерии. Его экспериментальный метод хирургического лечения нарушений ритма сердца помог спасти десятки тысяч жизней и изменил представление о диагностике сердечных заболеваний. В этом году Леонид Антонович Бокерия отметит 85-летний юбилей.
Учитель. Роберт Рождественский в своих стихах говорит о «великой ноше первых», «первым труднее и легче»? О чем эти слова поэта?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мореплаватели, изобретатели, исследователи. Что означают эти слова? В чем между ними разница? Когда о них говорят как о первооткрывателях?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Как бы вы сформулировали определение: первооткрыватель – это …
Ответы обучающихся.
Учитель. Учёных, исследователей, путешественников, которые первыми сделали важное для человечества, для своей страны открытие, называют первооткрывателями. Вспомните, каких еще первооткрывателей вы уже знаете и которые не были упомянуты в видеоролике. Назовите их открытия или изобретения. Объединитесь в команды по 4 человека. На обсуждение 1 минута. После этого дайте, не повторяя уже сказанное другими командами.
Ответы обучающихся, обсуждение
Часть 2. Основная
Учитель. Ребята, как вы считаете, можно ли в наше время сделать какое- то открытие и стать первым человеком, который сделает что-то новое, или все уже открыто и изобретено? Сформулируйте и объясните свою позицию.
Ответы обучающихся.
Учитель. Узнаем мнение по этому вопросу современного исследователя
Анатолия Михайловича Сагалевича, учёного, Героя России. На
протяжении многих лет он изучает мировой океан, он совершил более 500 погружений, открыл несколько десятков новых видов животных и растений в мировом океане.
Кадры погружений А.М. Сагалевича можно увидеть в знаменитом фильме «Титаник».
Видеоинтервью с А.М. Сагалевичем
Учитель. Анатолий Михайлович в интервью обозначил одно из важных условий для того, чтобы совершить открытие и стать первооткрывателем. Что это за условие?
Ответы обучающихся
Учитель. Верно, ребята! Нужно точно знать, что было сделано до тебя, например, в науке, является ли новое для тебя знание таким же новым для всего человечества. То есть первооткрыватель должен еще обладать обширными знаниями.
Учитель. Давайте проверим, насколько хорошо мы ориентируемся в некоторых научных открытиях.
Работа с интерактивным заданием «Настоящее или будущее?»
Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы викторины. Варианты ответов: «Реальность» или «Будущее». Нажимая на кнопку, соответствующую выбранному школьниками ответу, учитель открывает ответ на вопрос. Нажатием кнопки «Далее» учитель продолжает викторину.
1. Интернет можно раздавать не только с модемов и роутеров, но и со светодиодных лампочек.
- Реальность. Технология передачи информации через свет уже существует. Она называется Li-Fi. Для этого используют диапазон видимого света.
2. Управлять экраном смартфона или телевизора уже можно без клавиатуры или тачскрина, а только движениями глаз.
- Будущее. Пока это возможно лишь теоретически. Ученые научились воплощать технологию зрительного контроля в жизнь, но до телекинеза еще далеко.
3. С помощью квантовых технологий можно перемещать предметы на расстояние.
- Можно загрузить в робота личность любого человека.
- Будущее. Такая идея существует, и она запатентована компанией Google, но в реальности прототип пока не создан.
5. Электромобиль можно заряжать от дорожного покрытия прямо во время движения.
- Реальность. Такие дороги уже есть в некоторых странах мира.
6. Возможно создать мантию-невидимку.
- Будущее. Теоретически это возможно, если покрыть объект специальным нанокомпозитным составом.
7. По цвету контактных линз можно определять уровень сахара в крови.
- Реальность. Ученые соединили специальные молекулы с красителем, который высвобождается при связывании с глюкозой. Это приводит к окрашиванию линзы.
Часть 3. Заключительная Учитель.
- Ребята, а как вы считаете, можно ли совершить открытие в одиночку?
- Современный первооткрыватель – это храбрый одиночка? Или это лидер команды?
- Высоких результатов легче добиться одному или в команде? Почему?
- Что предшествует открытию? Могут ли современные открытия возникнуть «из ничего»?
Ответы обучающихся
Методический комментарий: учитель подводит обучающихся к выводу, что современные открытия — это результат работы команды разных специалистов, например, открытию новых видов животных в мировом океане предшествует сбор данных, анализ, разведка, расчеты и т. д.
Новые открытия всегда базируются на предыдущих достижениях науки и техники.
Ответы обучающихся
отметил, что первое, что нужно сделать тому, кто хочет стать первооткрывателем – это выбрать направление в жизни.
Для тех, кому интересна наука, кто хочет присоединиться к команде единомышленников – создано направление «Наука Первых», о котором расскажет председатель правления Движения Григорий Гуров.
Демонстрация видеоролика «Наука Первых». Анонс научных проектов Движения Первых от Григория Гурова
Учитель. Ребята, скажите, а кто из вас участвовал в проектах Движения первых или иных проектах? Поделитесь своим опытом. В каких проектах Движения Первых вы хотели бы принять участие?
Ответы обучающихся.
Дополнительно учитель может показать видео с активистами Движения первых, которые делятся опытом своей командной работы в проектах РДДМ.
Видеоролик «Мое участие Движении Первых»
Учитель предлагает обучающимся составить облако смыслов «Быть первыми – это…»
Ответы обучающихся
Учитель. В завершение занятия хочу еще раз подчеркнуть, что первооткрыватели играют важную роль в жизни общества, их вклад в развитие науки, технологий, культуры и общества трудно переоценить. Новые технологии, встающие на службу человечества, новые научные открытия, исследование неизведанных частей планеты – все это приносит не только пользу нашему народу, нашей стране, но и доставляет людям науки настоящую радость исследователя и первопроходца, радость победы, радость от того, что закрыты «белые пятна» в прямом смысле – на карте Земли или в переносном – в человеческом знании.
Ребята, помните, что новые открытия – в ваших руках!
- Посещение музеев и выставок, посвященных истории науки и техники, экспозиций, связанных с открытиями и изобретениями.
- Участие в мероприятиях на площадках Кванториумов.
- Знакомство с сайтом Российского общества «Знание» https://nauka.znanierussia.ru/
- Знакомство с сайтом Движения Первых, направление Наука и технологии. «Дерзай и открывай» https://xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn-- p1ai/projects/17
- Знакомство с материалами и мероприятиями Всероссийского фестиваля науки https://festivalnauki.ru/
- Знакомство с конкурсом «Знаешь? Научи!» корпорации «Росатом» https://homo-science.ru/contests/special
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сайт Десятилетия науки и технологий в России, https://наука.рф/
- Литература о научных открытиях.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература: произведения о путешественниках, учёных- исследователях.
Предметы естественно-научного цикла: работа с географическими картами, значение открытий и изобретений в различных областях науки.
История: история научных открытий и изобретений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сайт Десятилетия науки и технологий в России, https://наука.рф/ Литература о научных открытиях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.