СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 21
Арктика – территория развития
Цель занятия: формирование первичных представлений обучающихся об Арктике, об истории ее исследования и жизни людей; понимания стратегического значения Арктики для развития страны и укрепления позиций России на международной арене; воспитание чувства ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики и устойчивое развитие региона.
Основные смыслы:
- Арктика – стратегически значимая территория и ресурсная база России.
- История исследования и освоения Арктики – особая страница в истории достижений России, трудовых подвигов людей, научных открытий.
- С развитием Арктики неразрывно связана важнейшая транспортная магистраль региона – Северный морской путь, освоение которого возможно благодаря единственному в мире российскому атомному ледокольному флоту.
- Направления развития Арктики обширны и связаны с социальными, экономическими и экологическими аспектами жизнедеятельности человека на Севере нашей Родины.
- Арктика – сокровищница уникального природного и культурного наследия России.
Формирующиеся ценности: патриотизм.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
|
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- презентация.
Партнер занятия: Госкорпорация «Росатом».
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма беседа.
Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика- интервью, рассказ учителя, беседа, работа с иллюстративным материалом.
Заключительный этап: беседа, интерактивное задание.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.
Учитель: Наш сегодняшний разговор мы начнем с… песни.
Учитель организует просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма «Умка». Примерные вопросы для обсуждения:
- Знаком ли вам этот мультфильм?
- О чем и о ком он?
- Где происходит действие?
Ответы обучающихся.
Учитель: Главные герои живут в очень холодной части нашей страны и всей планеты. Знаете ли вы, как называется это место и где оно расположено?
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте узнаем об этой особенном месте на нашей планете, о тех, кто там живет и работает.
|
Основной этап
Учитель: Я немного расскажу вам об этом удивительном месте, а вы постарайтесь запомнить как можно больше фактов. Для этого можете загибать каждый раз пальчик.
Арктика – это территория вокруг Северного полюса Земли, включая Северный Ледовитый океан. Эта территория поделена между несколькими странами: Россией, Норвегией, Данией, США и Канадой. России принадлежит самая большая часть этой территории.
Очень большую площадь Арктики и летом, и зимой занимают льды. С самолета они кажутся устойчивыми, но на самом деле находятся в непрерывном движении. Льдины то сходятся, то расходятся, напирают друг на друга с грохотом и треском. Попробуйте закрыть глаза и представить этот треск.
В Арктике обитает множество уникальных животных: белые медведи, северные олени, моржи, тюлени, усатые киты.
С сентября по апрель в Арктике можно наблюдать одно из самых красивых на земле явлений – Северное сияние.
Итак, сколько интересных фактов вы узнали? Давайте попробуем их вспомнить.
Ответы обучающихся.
Учитель: Но, несмотря на суровые климатические условия, земли Арктики издревле привлекали путешественников и исследователей. Как вы думаете, что же привлекало людей в этих холодных и опасных краях?
Ответы обучающихся.
Учитель: Во-первых, путь через Северный Ледовитый океан – это возможность наладить сообщение, доставку грузов между отдаленными населенными пунктами Севера.
Во-вторых, Арктика хранит огромные запасы полезных ископаемых.
В-третьих, исследование ее уникальной природы, климата, льдов, животных может очень многое дать для развития науки.
|
Много экспедиций по льду к Северному полюсу возвращалось, не достигнув цели. Корабли, попавшие в лед, терпели бедствия из-за сжатия. Прошло много столетий, и люди научились строить суда, которые могут ускользнуть от сжимающегося льда. Как называются эти суда, ребята?
Ответы обучающихся.
Учитель: Правильно, ребята, это ледоколы. Ледокол – это судно, которое может проходить сквозь толстые льды северных морей. Главное отличие его конструкции – особая, яйцевидная форма корпуса. Благодаря такой форме лед не сможет раздавить судно, а будет выдавливать его. Для работы первых ледоколов использовалась энергия пара – то есть это были ледоколы-пароходы.
Но для успешного освоения Арктики необходим был такой ледокол, который сможет пробиться сквозь самые мощные арктические льды. И такой ледокол в итоге создали: у него был больший вес, мощный нос и толстые борта, чтобы одолевать самый толстый лед. Но как же обеспечить такой мощный ледокол топливом, да еще и для длительных походов?
Ответы обучающихся.
Учитель: На помощь создателям мощного ледокола пришла атомная энергия. Только вдумайтесь: атомному ледоколу для работы достаточно всего несколько граммов ядерного топлива в день!
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» начал свою работу 3 декабря 1959 года, эта дата считается Днем рождения атомного ледокольного флота, в прошлом году праздновали его 65-летний юбилей.
Именно благодаря атомным ледоколам возможность побывать на Северном полюсе появилась даже у детей. Ежегодно проходит научно-просветительский проект
«Ледокол знаний», в рамках которого школьники могут отправиться к макушке планеты. В августе 2024 года в арктической экспедиции Росатома вместе с одаренными ребятами, учеными и экспертами атомной отрасли поучаствовал известный российский актер Марк Эйдельштейн
|
и взял интервью у капитана атомного ледокола
«50 лет Победы» Руслана Сасова. Давайте его посмотрим.
Учитель организует просмотр и обсуждение
видеоинтервью с капитаном атомного ледокола
«50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Русланом Владимировичем Сасовым. Примерные вопросы для обсуждения:
- Что в видеоролике произвело на вас самое большое впечатление?
- Как вы думаете, почему Руслан Владимирович гордится своей работой?
- Какие качества Руслан Владимирович считает необходимыми для капитана?
Учитель: Атомный ледокольный флот – гордость России. Атомные ледоколы есть только у нашей страны. Как вы думаете, ребята, сколько сейчас в мире атомных ледоколов? Подсказка была в интервью капитана.
Ответы обучающихся.
Учитель: В состав атомного ледокольного флота России сейчас входит 8 атомоходов. Это мощные гиганты высотой в несколько этажей! Высота самого первого в мире легендарного атомного ледокола «Ленин» – 47 метров! Это как высота 15-этажного дома. Весит такое судно как 130 синих китов, а его мощность – 44 тысячи лошадиных сил.
С тех пор наука и технологии шагнули далеко вперед. Высота самого мощного на сегодняшний день атомного ледокола «Арктика» – почти 60 метров, он способен преодолевать льды толщиной до 3 метров. Посмотрите на слайд презентации. Что производит на вас самое большое впечатление?
Ответы обучающихся. Учитель может прокомментировать слайд презентации.
Учитель: Арктика сурова, но не безлюдна. На территории Арктики и в приарктической зоне живут люди. Как вы думаете,
|
как живут там люди? Что надевают, что едят? Чем занимаются? Посмотрите на фотографии, они помогут вам ответить на вопросы (презентация к занятию).
Ответы обучающихся.
Учитель: Многие жители Арктической зоны занимаются разведением северных оленей, поэтому ведут кочевой образ жизни. Как вы это понимаете?
Ответы обучающихся.
Учитель: Это значит, что семьи оленеводов со своими стадами не живут в одном и том же месте, а переезжают, причем круглый год, иногда раз в несколько недель, а иногда и каждые два-три дня. Это от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники.
И конечно, дети кочуют вместе с родителями. Но как же они учатся? Как вы думаете, может ли школа переезжать раз в несколько дней?
Ответы обучающихся.
Учитель: Оказывается, может. Дети учатся в кочевой школе. Уроки им дает учитель, который кочует вместе с оленеводами. Как вы думаете, чем отличается учеба в такой школе? Как проходит день школьника?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Давайте узнаем еще несколько удивительных фактов об Арктике и повторим то, о чем говорили сегодня.
Учитель организует выполнение интерактивного задания
«Арктика: правда или вымысел?».
Учитель: 28 февраля отмечается день Арктики. Как вы думаете, почему такой день появился в нашем календаре?
|
Ответы обучающихся.
Учитель: Мы все должны понимать, что Арктика – это уникальная территория, и она играет огромную роль в жизни нашей страны.
Постразговор
Что почитать:
- Сто великих тайн Арктики. – М.: Вече,
- Арктика — мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей: полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы,
- Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера: полярная энциклопедия школьника. – М.: Северные просторы, 1999.
- Волкова Н. Г. Сквозь лед. Атомные ледоколы – Росатом,
- Журнал «Мурзилка», № 6, июнь 1934 г.: https://view.nebdeti.ru/web/viewer.html?item_id=6a639 47d-d505-41df-a6b3- 99fbcf6ba6a2#page=1&spread=2&zoom=page-fit
Что посмотреть:
- мультфильм «Атомные ледоколы» из мультсериала
«Вася Атомный Движ»: https://rutube.ru/video/d9ada5a5bdcabf8c156bfa6fd2d 77f97/;
- цикл мультфильмов «Песнь севера», 2023;
- мультсериал «Дети Арктики», 2021;
- х/ф: «В Арктику», 2023, 6+.
Проектная и творческая деятельность для обучающихся – жителей приарктических территорий: творческая работа «Моя Арктика»: письмо, эссе, настольная игра, лэпбук или видео с рассказом о своем крае ребятам из других регионов.
|
Дополнительные материалы по теме:
- «Полюс притяжения»: интерактивный мультимедийный проект (история освоения Арктики, особенности жизни и работы в арктическом регионе, его будущее). Викторина «Неизвестная Арктика». http://arctic.ria.ru/chapter1/;
- Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры: https://atlaskmns.ru/page/ru/index.html/
- «Дети Арктики»: портал о коренных народах Севера»: https://arctic-children.com/