Разговоры о важном. 11 декабря. СПО. «Главный закон страны»

Поделиться:

Ролик «2Д Главный закон страны» Смотреть

Цель занятия: расширить знания и представления обучающихся о Конституции Российской Федерации как об основном законе страны, регулирующем важнейшие общественные отношения; показать роль и значение Конституции Российской Федерации в жизни каждого гражданина нашей страны.

 

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, жизнь, достоинство, права и свободы человека.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоматериалов, цитат, презентации.

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролик;
  • дополнительные материалы.

 

Структура занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика, беседа с постановкой вопросов для обсуждения.

Основной этап: дискуссия.

Заключительный этап: беседа, анкетирование.

 

Мотивационно-целевой этап

 

Слайды 1–2 Педагог:

Все мы живем в большой и многонациональной стране, которая на протяжении веков проходила непростой путь своего становления и развития. Люди, населяющие нашу страну, являются представителями разных народов и народностей. Народы Россию отличаются самобытностью, традициями, но составляют единую гражданскую нацию, скрепленную общероссийской культурной идентичностью.

Жить нам всем в одном правовом поле помогает главный закон нашей страны. И сегодняшний наш разговор посвящен Конституции Российской Федерации.

—  Что вы знаете о Конституции РФ?

  • Зачем она нужна в обществе?

—  Когда она появилась в нашей стране?

Ответы обучающихся

 

Педагог: Предлагаю посмотреть ролик и обратиться к истории.

Просмотр видеоролика.

Содержание видеоролика: первая конституция и далее по истории….

 

Педагог  направляет  беседу,  задавая  уточняющие                    вопросы, например:

— Что в видеоролике заинтересовало вас больше всего?

  • Что нового вы узнали?

 

Основной этап

Слайд 3

Педагог:     12    декабря    Конституции    Российской    Федерации

исполняется 30 лет. Конституция является главным документом страны, который принимается всенародным голосованием на референдуме. Конституция имеет высшую юридическую силу, в соответствии с ней должны приниматься все законодательные акты в нашей стране.

Ответы обучающихся

 

 

Педагог: Предлагаю обсудить статьи, которые касаются каждой семьи и традиционных семейных ценностей.

 

Слайд 4

 

  1. «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» (Ст. 2.1).
  2. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (Ст. 1 ч. 2).
  3. «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» (Ст. 1.3).
  4. «Российская Федерация        оказывает        поддержку

 

соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и  сохранении общероссийской культурной идентичности» (Ст. 69.3).

—  Как вы понимаете данные положения Конституции?

  • Что значит «тысячелетняя» история России?

—      Почему необходимо чтить память защитников Отечества? Приведите примеры из истории/современности.

Ответы обучающихся

Информация для педагога: Являясь изначально полиэтническим, Российское государство было образовано свободным решением народов, проживающих на обширной территории. Что обусловило в дальнейшем главный принцип русского государственного строительства — равное уважение в государстве достоинства всех людей, народов, отсутствие дискриминации по этническому происхождению, языку, религии и т. д. На основе такого сознания государственного единства сложился русский народ как одновременно образованный Русским государством (сначала Русская Земля, потом русский народ), а впоследствии государствообразующий в истории России, основа народа России в целом, включая другие народы, национальные общины, в разное время входившие в состав государства. Нормативное установление исторической преемственности Российского государства от Руси в древности через Московское государство, царство, Российскую империю, СССР к Российской Федерации закладывает основы правильного понимания российской государственности и роли народа России как субъекта государственного строительства (включая и негативный опыт ослабления, разрушения государства в разные исторические периоды).

 

Слайд 5

Педагог: Таким образом, мы можем сделать вывод, что современный российский гражданин — наследник и продолжатель Российского государства, хранитель традиций государственного служения и

строительства, уважающий служение государству предков, предшествующих поколений народа России в прошлом, участник сохранения и развития нашего государства в интересах всех граждан в современности.

Слайд 6

Педагог: Как вы думаете, зачем каждому человеку нужно знать требования действующего законодательства?

Что значит Конституция для каждого гражданина России?

Ответы обучающихся

Педагог предлагает разделиться на группы (в зависимости от расположения столов в учебной аудитории, чтобы они могли вести обсуждение) и поработать с рядом статей Конституции.

Слайд 7

Педагог: В обновленной Конституции закреплены нормы о защите в государстве семьи, материнства, отцовства, детства; брака как союза мужчины и женщины; создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о своих родителях (Ст. 72.ж.1).

Педагог: Обсудите в группах, как вы понимаете эти положения Конституции?

  • Почему это важно было закрепить именно в главном законе?

–    Конституция содержит не только права граждан, но и обязанности. Как вы понимаете обязанность детей заботиться о своих родителях? Что для этого нужно делать? Помогаете ли вы сейчас своим родителям? Приведите примеры.

 

Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп.

 

Слайд 8

Педагог: Сохранение традиционных семейных ценностей (Ст. 38) также нашло отражение в Конституции.

–   Какую роль играет семья в жизни человека и общества?

  • Какие меры по поддержке семьи действуют в нашей стране?

(На занятии о взаимоотношениях в семье мы рассматривали вопрос о мерах поддержки семьи в РФ)

Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп. Педагог:   Всероссийский      центр   изучения    общественного                 мнения представил данные опроса на тему главных ценностей жителей России. Согласно его результатам, 7 из 10 россиян считают крепкую семью наиболее важной из них.

Государство создает необходимые условия и рамки для привлечения к семье общественного внимания, для инициатив, конкретных мер поддержки. Семья – это связь поколений, передача наших традиций,

истории, языка, культуры, религии, опыта. Поэтому президент России

Владимир Путин подписал Указ и объявил 2024 год в России Годом семьи.

Слайд 9

В Конституцию  включены  нормы,  укрепляющие  общенародный

характер государства (Ст.75, 75.1 и др.): о доступной и качественной медпомощи, сохранении и укреплении общественного здоровья, минимальном размере оплаты труда не менее прожиточного минимума, пенсионном обеспечении на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, уважении человека труда, социальной солидарности.

Педагог:

—   Как вы думаете, какие права гражданина нашей страны закреплены

в данной статье?

 

—    Государство гарантирует гражданам социальную защиту, а какие обязанности есть у граждан?

  • Должен ли сам человек заботиться о своем здоровье? Как это влияет на жизнь общества?

—   Должен ли гражданин своевременно платить налоги? Если он этого не делает, какие последствия будут для страны? Как это сказывается на жизни ваших бабушек, дедушек?

Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп.

 

Слайд 10

Педагог  обобщает  вывод  о  том,  что  Конституция  Российской

Федерации в первую очередь ориентирована на  защиту  интересов людей. Конституция содержит не только законодательно закрепленные гарантии гражданам страны, но и их обязанности по отношению к другим гражданам и стране в целом.

Слайд 11 Педагог:

Наша страна обладает уникальными природными ресурсами, которые составляют основу ее национального благосостояния. Конституция закрепляет бережное отношение к природным ресурсам (Ст. 58).

–  Как вы понимаете суть статьи «каждый обязан сохранять природу и

 

Педагог:

Педагог:   Предлагаю   обратиться   к   Ст.   114   е.5.   Конституции,   где говорится об ответственном отношении к животным. Подумайте, как данная статья связана со Ст. 38

– Как вы думаете, почему это положение требовалось закрепить

в главном законе страны?

—           Приведите примеры, которые подтверждают такую необходимость.

  • Если человек завел домашнее животное, например, породистого золотистого ретривера очень красивая и большая собака, а спустя некоторое время понял, что ему не хватает средств на ее содержание: качественный корм, услуги ветеринара и т.д. Что он мог бы сделать в такой ситуации? Какой вариант самый гуманный по отношению к животному на ваш взгляд?

—   Какие произведения литературы, кино вы можете привести как пример для иллюстрации данной поправки?

Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп.

Педагог   может   порекомендовать   студентам   посмотреть   фильм

«Па́льма» российский полнометражный семейный драматический фильм 2020 года режиссёра Александра Домогарова (младшего). Создан по мотивам реальных событий, происходивших в 19741976 годах в СССР, в московском аэропорту «Внуково», когда хозяин оставил собаку в аэропорту, т.к. не мог вылететь с ней за границу. Собака в течение нескольких лет встречала самолеты, ожидая хозяина и осталась жива только благодаря заботе сотрудников аэропорта (возможен просмотр видеофрагмента).

Слайд 13

 

Педагог: Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан    и   защищает    их   интересы,    но   при   этом                предполагает

 

соблюдение законов морали гражданами, ответственное отношение к своей жизни, заботу о близких и тех, кто нуждается в помощи, в том числе животных, бережное отношение к ресурсам страны.

 

Заключительный этап

 

Педагог: Глава нашего государства указал на то, что для России, как для государства-цивилизации, имеющего многовековую историю, Конституция имеет особое значение. «Это основной закон

государства, акт прямого действия, обладающий высшим юридическим статусом и обеспечивающий базовые условия жизни граждан. В нем воплощены сила и потенциал государства и права, их ценностные основы»

Слайд 14