Цель занятия: расширить знания и представления обучающихся о Конституции Российской Федерации как об основном законе страны, регулирующем важнейшие общественные отношения; показать роль и значение Конституции Российской Федерации в жизни каждого гражданина нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, жизнь, достоинство, права и свободы человека.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоматериалов, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролик;
- дополнительные материалы.
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика, беседа с постановкой вопросов для обсуждения.
Основной этап: дискуссия.
Заключительный этап: беседа, анкетирование.
Мотивационно-целевой этап
Слайды 1–2 Педагог:
Все мы живем в большой и многонациональной стране, которая на протяжении веков проходила непростой путь своего становления и развития. Люди, населяющие нашу страну, являются представителями разных народов и народностей. Народы Россию отличаются самобытностью, традициями, но составляют единую гражданскую нацию, скрепленную общероссийской культурной идентичностью.
Жить нам всем в одном правовом поле помогает главный закон нашей страны. И сегодняшний наш разговор посвящен Конституции Российской Федерации.
— Что вы знаете о Конституции РФ?
- Зачем она нужна в обществе?
— Когда она появилась в нашей стране?
Ответы обучающихся
Педагог: Предлагаю посмотреть ролик и обратиться к истории.
Просмотр видеоролика.
Содержание видеоролика: первая конституция и далее по истории….
Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
— Что в видеоролике заинтересовало вас больше всего?
- Что нового вы узнали?
Основной этап
Слайд 3
Педагог: 12 декабря Конституции Российской Федерации
исполняется 30 лет. Конституция является главным документом страны, который принимается всенародным голосованием на референдуме. Конституция имеет высшую юридическую силу, в соответствии с ней должны приниматься все законодательные акты в нашей стране.
Ответы обучающихся
Педагог: Предлагаю обсудить статьи, которые касаются каждой семьи и традиционных семейных ценностей.
Слайд 4
- «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются» (Ст. 2.1).
- «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (Ст. 1 ч. 2).
- «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» (Ст. 1.3).
- «Российская Федерация оказывает поддержку
соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности» (Ст. 69.3).
— Как вы понимаете данные положения Конституции?
- Что значит «тысячелетняя» история России?
— Почему необходимо чтить память защитников Отечества? Приведите примеры из истории/современности.
Ответы обучающихся
Информация для педагога: Являясь изначально полиэтническим, Российское государство было образовано свободным решением народов, проживающих на обширной территории. Что обусловило в дальнейшем главный принцип русского государственного строительства — равное уважение в государстве достоинства всех людей, народов, отсутствие дискриминации по этническому происхождению, языку, религии и т. д. На основе такого сознания государственного единства сложился русский народ как одновременно образованный Русским государством (сначала Русская Земля, потом русский народ), а впоследствии государствообразующий в истории России, основа народа России в целом, включая другие народы, национальные общины, в разное время входившие в состав государства. Нормативное установление исторической преемственности Российского государства от Руси в древности через Московское государство, царство, Российскую империю, СССР к Российской Федерации закладывает основы правильного понимания российской государственности и роли народа России как субъекта государственного строительства (включая и негативный опыт ослабления, разрушения государства в разные исторические периоды).
Слайд 5
Педагог: Таким образом, мы можем сделать вывод, что современный российский гражданин — наследник и продолжатель Российского государства, хранитель традиций государственного служения и
строительства, уважающий служение государству предков, предшествующих поколений народа России в прошлом, участник сохранения и развития нашего государства в интересах всех граждан в современности.
Слайд 6
Педагог: Как вы думаете, зачем каждому человеку нужно знать требования действующего законодательства?
– Что значит Конституция для каждого гражданина России?
Ответы обучающихся
Педагог предлагает разделиться на группы (в зависимости от расположения столов в учебной аудитории, чтобы они могли вести обсуждение) и поработать с рядом статей Конституции.
Слайд 7
Педагог: В обновленной Конституции закреплены нормы о защите в государстве семьи, материнства, отцовства, детства; брака как союза мужчины и женщины; создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о своих родителях (Ст. 72.ж.1).
Педагог: Обсудите в группах, как вы понимаете эти положения Конституции?
- Почему это важно было закрепить именно в главном законе?
– Конституция содержит не только права граждан, но и обязанности. Как вы понимаете обязанность детей заботиться о своих родителях? Что для этого нужно делать? Помогаете ли вы сейчас своим родителям? Приведите примеры.
Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп.
Слайд 8
Педагог: Сохранение традиционных семейных ценностей (Ст. 38) также нашло отражение в Конституции.
– Какую роль играет семья в жизни человека и общества?
- Какие меры по поддержке семьи действуют в нашей стране?
(На занятии о взаимоотношениях в семье мы рассматривали вопрос о мерах поддержки семьи в РФ)
Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп. Педагог: Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опроса на тему главных ценностей жителей России. Согласно его результатам, 7 из 10 россиян считают крепкую семью наиболее важной из них.
Государство создает необходимые условия и рамки для привлечения к семье общественного внимания, для инициатив, конкретных мер поддержки. Семья – это связь поколений, передача наших традиций,
истории, языка, культуры, религии, опыта. Поэтому президент России
Владимир Путин подписал Указ и объявил 2024 год в России Годом семьи.
Слайд 9
В Конституцию включены нормы, укрепляющие общенародный
характер государства (Ст.75, 75.1 и др.): о доступной и качественной медпомощи, сохранении и укреплении общественного здоровья, минимальном размере оплаты труда не менее прожиточного минимума, пенсионном обеспечении на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, уважении человека труда, социальной солидарности.
Педагог:
— Как вы думаете, какие права гражданина нашей страны закреплены
в данной статье?
— Государство гарантирует гражданам социальную защиту, а какие обязанности есть у граждан?
- Должен ли сам человек заботиться о своем здоровье? Как это влияет на жизнь общества?
— Должен ли гражданин своевременно платить налоги? Если он этого не делает, какие последствия будут для страны? Как это сказывается на жизни ваших бабушек, дедушек?
Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп.
Слайд 10
Педагог обобщает вывод о том, что Конституция Российской
Федерации в первую очередь ориентирована на защиту интересов людей. Конституция содержит не только законодательно закрепленные гарантии гражданам страны, но и их обязанности по отношению к другим гражданам и стране в целом.
Слайд 11 Педагог:
Наша страна обладает уникальными природными ресурсами, которые составляют основу ее национального благосостояния. Конституция закрепляет бережное отношение к природным ресурсам (Ст. 58).
– Как вы понимаете суть статьи «каждый обязан сохранять природу и
Педагог:
Педагог: Предлагаю обратиться к Ст. 114 е.5. Конституции, где говорится об ответственном отношении к животным. Подумайте, как данная статья связана со Ст. 38
– Как вы думаете, почему это положение требовалось закрепить
в главном законе страны?
— Приведите примеры, которые подтверждают такую необходимость.
- Если человек завел домашнее животное, например, породистого золотистого ретривера – очень красивая и большая собака, а спустя некоторое время понял, что ему не хватает средств на ее содержание: качественный корм, услуги ветеринара и т.д. Что он мог бы сделать в такой ситуации? Какой вариант самый гуманный по отношению к животному на ваш взгляд?
— Какие произведения литературы, кино вы можете привести как пример для иллюстрации данной поправки?
Работа в группах, озвучивание ответов представителями групп.
Педагог может порекомендовать студентам посмотреть фильм
«Па́льма» — российский полнометражный семейный драматический фильм 2020 года режиссёра Александра Домогарова (младшего). Создан по мотивам реальных событий, происходивших в 1974—1976 годах в СССР, в московском аэропорту «Внуково», когда хозяин оставил собаку в аэропорту, т.к. не мог вылететь с ней за границу. Собака в течение нескольких лет встречала самолеты, ожидая хозяина и осталась жива только благодаря заботе сотрудников аэропорта (возможен просмотр видеофрагмента).
Слайд 13
Педагог: Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан и защищает их интересы, но при этом предполагает
соблюдение законов морали гражданами, ответственное отношение к своей жизни, заботу о близких и тех, кто нуждается в помощи, в том числе животных, бережное отношение к ресурсам страны.
Заключительный этап
Педагог: Глава нашего государства указал на то, что для России, как для государства-цивилизации, имеющего многовековую историю, Конституция имеет особое значение. «Это основной закон
государства, акт прямого действия, обладающий высшим юридическим статусом и обеспечивающий базовые условия жизни граждан. В нем воплощены сила и потенциал государства и права, их ценностные основы»
Слайд 14