Разговоры о важном. 11 декабря. 4 класс. «Главный закон страны»

Разговоры о важном. 11 декабря. 3 класс. «Главный закон страны»Поделиться:

Видео «Главный закон страны». Разговоры о важном Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3-4 классов по теме

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»

 

Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, способствовать формированию основ правовой культуры младших школьников, расширять их представления о правах и обязанностях гражданина в современном обществе, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

 

Формирующиеся ценности: гражданственность, патриотизм, любовь к

Родине.

 

Основные смыслы: 12 декабря – государственный праздник – День Конституции. Это значимая дата связана с документом, который определяет и закрепляет главные принципы нашего государства, общества, человека в нём. Конституция – основной закон России, отражающий демократизм и справедливость российского государства, обеспечивающий достойное будущее общества и благополучие каждого его гражданина.

 

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о Конституции, о правах и обязанностях граждан;
  • положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;
  • осознавать необходимость    выполнения    законов     страны     для благополучной жизни общества и каждого его гражданина.

 

Метапредметные:

  • проявлять активность   в   познавательной   деятельности,  интерес   к

обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, проявлять умения сотрудничать в совместной деятельности.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя обсуждение различных ситуаций и выполнение интерактивных/игровых заданий.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеофрагмент,
  • интерактивные/игровые задания,
  • презентация.

 

 

Структура занятия

 

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить принятие обучающимися мотива активного участия в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания.

Часть 2. Основная

В основной части педагог предлагает задания, целью которых является ознакомление обучающихся с правами и обязанностями граждан России, обсуждение, по вопросам учителя, интерактивное задание, работа с видео и иллюстративным материалом подводят детей к пониманию: что такое права гражданина, что кроме прав у всех есть и обязанности.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия подводится итог разговора о значении Конституции в жизни каждого гражданина.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня наше занятие мы начнём с интерактивного задания. Отгадайте ребусы.

 

Интерактивное задание №1.

Содержание   задания.    На    экране    демонстрируется    ребус    для разгадывания.

 

 

 

 

  1. (Обязанности)

 

 

 

 

 

 

 

  1. (Основной закон)

1.

 

(Права)

 

 

 

 

Учитель. Какие слова у нас получились? Какое понятие объединяет их?

Объясните.

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Это – Конституция.

Конституция – документ особый, Главный для страны и для людей.

И завтра, 12 декабря – День Конституции. Вспомните, в чём важность Конституции. Послушаем спикера нашего занятия.

 

Демонстрация выступления федерального спикера.

Учитель. Конституция Российской Федерации – это основной закон государства, то есть список главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. В России живут представители почти 200 разных народов, и у каждого своя культура, обычаи и традиции, но все должны вместе жить дружно, уважая друг друга. Поэтому так и важна Конституция, в ней определено устройство государства и записаны главные правила жизни всех граждан страны, обязательные для соблюдения всеми.

Часть 2. Основная

Учитель. Вы, ещё младшие школьники, но уже граждане нашей страны. Гражданин – это житель страны, который знает и соблюдает законы государства, а также наделён правами и обязанностями в рамках действующих законов. Конституции Российской Федерации в 2023 году исполняется 30 лет. Её положения были приняты на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Приглашаю вас, ребята, отправиться в путешествие по страницам Конституции. Посмотрим видео.

Демонстрация видео «Конституция Российской Федерации» (дикторский текст).

12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции. В мире много разных стран, и каждая из них живёт по своим законам. Когда-то, очень давно, когда не было законов, всегда оказывался прав тот, кто сильнее. Для того чтобы этого не происходило, были придуманы законы.

«Русская Правда» – первый составленный свод законов на Руси. Он был принят в период правления князя Ярослава Мудрого. Задачей Ярослава Мудрого было сохранение единства, процветание государства и его жителей, защита русских земель от вторжений.

Главный закон нашей страны сегодня – это Конституция, которая содержит список самых главных правил. Их должны соблюдать все жители нашей страны. В Конституции записаны основные права и обязанности россиян:

защищать Родину;

родителям заботиться о детях, а выросшие дети должны заботиться о своих родителях;

право на охрану здоровья;

обязанность сохранять природу, беречь памятники истории и культуры; право учиться в школе и получать образование.

Запомните главное – никогда нельзя нарушать права других людей!

 

 

Учитель. Мы с вами услышали о правах и обязанностях. А теперь

выполним задание и подумаем, о каких правах говорят пословицы.

Интерактивное задание №1 «Продолжи пословицу – назови право».

Содержание задания. На экране демонстрируются пословицы, а после ответов обучающихся, карточка переворачивается и появляется ответ.

  • Грамоте учиться – всегда пригодится. (право на образование)
  • Делу – время, а потехе – час. (право на отдых и досуг)
  • Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса — посади

(обязанность беречь природу)

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о правах, которые есть у нас. А точно ли мы понимаем слово ПРАВА? Как вы понимаете выражение

«это моё право»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Я вам расскажу ситуацию, которая произошла с ребятами одного класса.

Анализ воображаемой ситуации №1.

В кабинет перед уроком вбежали первоклассники, и два мальчика одновременно подбежали к последней парте, чтобы её занять. А надо сказать, что парты в этом классе были только для одного ученика. И каждый из мальчиков хотел её занять: «Это моё право!» – кричал один.

«Нет, это моё право!» – отвечал другой. Толкая друг друга, каждый хотел занять место за партой.

 

 

Учитель. Как вы думаете, правы ли мальчики, используя выражение «моё право»? Какие советы вы дали бы мальчикам? Предложите свой вариант разрешения конфликта.

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Вы верно ответили, что нельзя думать только о себе и исполнять своё желание за счёт другого. И мальчики неправильно использовали слова «моё право», так как нельзя смешивать свои желания и права. Конечно, у каждого из вас есть право занять место за партой, право на получение образования, но ни одна парта не закреплена за кем-то конкретным. Иметь право – это возможность совершать какие-то действия, например, учиться, трудиться, высказывать своё мнение, ходить к врачам, но пользуясь своими правами, мы должны уважать других людей, не нарушать их прав. Выполним ещё одно задание. Проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать утверждения, а вы поднимайте правую руку, если это право, и левую руку – если это обязанность.

Игровое задание №1.

Каждый   школьник  1   раз   в   четверть   отдыхает,   так   как   законом предусмотрены каникулы. (право)

Получение каждым школьником образования. (право) Бережное отношение к имуществу школы. (обязанность)

Уважение своих одноклассников и всех работников школы. (обязанность) Соблюдение правил поведения в школе. (обязанность)

Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (право)

Учитель. Может ли ученик в начальной школе отказаться ходить в школу? «Хочу учусь – хочу не учусь, моё право». Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Нет, не может. В нашем государстве ребёнок обязан учиться до окончания девятого класса. При этом каждый из вас имеет право на то, чтобы хорошо учиться, а также имеет право после девятого класса решить: продолжить ли образование в 10–11 классах или пойти учиться в колледжи.

Чему вы уже научились в школе?

Ответы обучающихся.

Учитель. В народе говорят «Делу – время, потехе – час», это право всех граждан на отдых и досуг. Как вы используете свободное время? Какой вид отдыха вам запомнился? Как бы вы хотели провести свободное время с одноклассниками?

 

 

Учитель. Всегда интересно, года мы все вместе или вы с родителями посещаете музеи, выставки, путешествуете, занимаетесь спортом. В нашей стране для этого созданы все условия. Бережно относитесь к своему свободному времени, используйте его для укрепления здоровья, развития своих способностей. Разыграем сценку.

 

Анализ воображаемой ситуации №2.

***

Семья: мама готовит, бабушка вяжет, забегает мальчик.

-Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

-С грязными руками за стол? Помой руки!

-Это насилие над личностью!

***

-Внучек, сходи, пожалуйста, в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

-Бабуля, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. Спасибо, я наелся.

-Сынок, помой посуду.

-Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. Я должен отдохнуть после уроков: телевизор посмотрю.

Учитель. Что вы можете сказать о поступках мальчика? Правильно ли он использует выражение «мои права»? О каких правилах и обязанностях идёт речь в сценках?

Ответы обучающихся.

Учитель. Молодцы! Права взрослого человека и ребёнка, безусловно, важно знать каждому. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у каждого из нас есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот и подходит к завершению наше занятие. Что нового вы узнали для себя? Что такое Конституция? Для чего соблюдать правила в жизни людей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Проведём игру: я передаю вам мяч, а при передаче мяча надо назвать свои права или обязанности. Начнём.

 

Содержание задания: обучающиеся получают мяч и передают его со словами: «Я имею право…», «Мои обязанности…». Желательно, начать учителю, чтобы продемонстрировать пример высказывания: «Я имею право на выбор профессии» и т. д.

Учитель. Ребята, вот и завершили мы сегодня наше путешествие по страницам Конституции, поговорили о правах и обязанностях, которые неразрывно связаны друг с другом. Уверена, что это поможет правильно себя вести как со взрослыми, так со своими сверстниками. Другие страницы откроются для вас позже, когда вы станете старше, но путешествие обязательно будет продолжено.

ПОСТРАЗГОВОР

Выставка рисунков «Моя Конституция».

Составление коллажа «Моё свободное время и досуг». Составление буклета «Азбука гражданина».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение лексического значения слов: право, обязанность.

Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о Родине, родном крае.

Окружающий мир: знакомство со статьями Конституции о правах и обязанностях гражданина РФ.