Разговоры о важном. 11 декабря. 8 класс. «Главный закон страны»

Поделиться:

Видео «Главный закон страны» Смотреть

Цели занятия:

  • актуализация знаний об Основном законе страны;
  • формирование представлений о важности Конституции в жизни гражданина;
  • воспитание чувства гражданского долга и ответственности.

 

Основные смыслы: Конституция – это главный закон, в котором закреплены основные принципы организации нашего общества, базовые ценности народов Российской Федерации. В ней говорится о правах и обязанностях каждого, о справедливости и безопасности, о любви к семье и уважении к человеку труда.

Конституция является основой единства и целостности государства и залогом дальнейшего развития России и самореализации её граждан. И задача всех граждан России – чтить основной закон нашей страны и соблюдать его правила.

 

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, жизнь, достоинство, права и свободы человека.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: решение кейсов, занятие включает просмотр видеоматериалов.

 

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролик,

− презентационные материалы.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Наш разговор сегодня проходит в преддверии праздника, Дня Конституции, поэтому уже традиционно мы говорим о главном законе нашей страны. Конституции Российской Федерации в 2023 году исполняется 30 лет. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Слово «конституция» произошло от латинского слова «constitutio», давайте вспомним, что оно означает?1 Почему Конституция является Основным законом страны? О чём этот документ?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Конституция – это документ об устройстве нашего государства, в нём раскрываются его основные принципы, например, то, что оно является суверенным, правовым, федеративным, социальным. В тексте Конституции говорится о правах, свободах и обязанностях каждого гражданина, об уважении к человеку, справедливости, солидарности, социальных гарантиях и многих других важных вещах.

Учитель. Давайте вспомним, какие основные положения, регулирующие жизнь людей и общества, в ней закреплены. Ответьте на несколько вопросов.

Интерактивное задание «Главный закон страны»

  1. Конституция — нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Как вы объясните это положение?
    • Никакие законы не должны противоречить Конституции
    • Конституция создана в первую очередь для юристов
    • Конституция — это документ, в котором содержатся все законы страны

 

2.   Что, согласно Конституции, является высшей ценностью нашего

государства?

  • Разные виды собственности
  • Человек, его права и свободы
  • Полномочия органов публичной власти

 

1 «установление, устройство»

 

 

3.   В Конституции говорится, что Российская Федерация — социальное

государство. Что это значит?

  • идеология нашей страны — социализм
  • власть в стране принадлежит социуму, то есть обществу
  • все члены общества имеют право на достойную жизнь

 

4.   В Конституции Президент назван «гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина». Что в данном случае означает слово

«гарант»?

  • Президент отвечает за соблюдение Конституции, прав и свобод граждан
  • Президент гарантирует, что в Конституцию не будут вноситься изменения
  • Если кто-то нарушает Конституцию, граждане должны обращаться к Президенту
  • Президент имеет право принимать законы

 

5.   Кто является источником власти в Российской Федерации?

  • Многонациональный народ Российской Федерации или народ России
  • Президент Российской Федерации
  • Депутаты Государственной думы РФ

 

6.   Кому принадлежит идея создания единого свода законов Древнерусского государства «Русская правда», который заложил основы правовых норм российского государства?

  • Ярослав Мудрый
  • Владимир Святой
  • Ольга Святая
  • Рюрик

 

Учитель акцентирует внимание обучающихся, что основные принципы, которые были заложены в «Русской правде» Ярослава Мудрого, – это справедливость, милосердие и забота о людях. Они же отражены во многих статьях Конституции РФ, что свидетельствует о глубоких исторических корнях текста главного закона страны.

 

 

Чем лучше жители каждый из нас знает этот закон, тем более защищёнными будут граждане нашей страны. А знаете ли вы текст Конституции? Понимаете ли вы её основные положения? Давайте проверим.

Часть 2. Основная. Учитель.

Сегодня мы углубимся в главы Конституции и поговорим о том, как Основной закон регулирует жизнь людей и общества.

 

Групповая работа. Решение кейсов.

Кейс 1. (демонстрация презентации)

На занятии по теме «Экологическое законодательство» преподаватель процитировал слова Фёдора Михайловича Достоевского: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Часть класса была полностью согласна со словами классика. Ребята утверждали, что гражданская ответственность начинается именно с уважения к природе – среде обитания и что задача каждого гражданина состоит в посильном вкладе в улучшение экологии в стране.

Однако часть учащихся восприняли данную фразу критически, сказав, что защита природы, принятие мер по её восстановлению – это прежде всего задача государства и органов власти, таких как Министерство природопользования, экологическая полиция, иных органов административного контроля. Они отметили, что граждане платят налоги, часть которых может быть использована на принятие мер по охране природы.

 

Учитель. Обсудите в группах обе точки зрения и выскажите свою, в аргументации используйте положения главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (см. дополнительные материалы).

 

Учитель демонстрирует слайд презентации со ст.42 и ст.58 Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель, подводя итоги. Исходя из статей Конституции защита природы и улучшение экологии в стране является общей задачей граждан и государства, поэтому обе точки зрения, с одной стороны верные, а с другой – неверные, поскольку отдельно друг от друга не могут существовать.

Учитель. Если бы в Конституции была только ст. 58, но не было бы ст.

42 (или, наоборот), то к каким последствиям это привело?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Если бы в Конституции было зафиксировано только право на благоприятную окружающую среду или только обязанность сохранять природу, то мы не смогли бы её сберечь. Это задача всех людей, потому что никакая организация, государственная или общественная, не сможет защитить природу в одиночку.

При возникновении любого права всегда возникает обязанность, и это основной принцип Конституции.

Кейс 2. Каждый раз, когда папа просит Колю помыть за собой посуду, то он отвечает: «Я не буду этого делать, потому что согласно Конституции у меня есть право на отдых».

Вопрос: Прав ли Коля?

Дискуссия, ответы обучающихся.

Учитель. Ситуация показывает, что мы имеем дело с отношениями родителей и детей, то есть речь идёт о семье. В Конституции действительно есть статья: «Каждый имеет право на отдых» (Статья 37. п.5.). Но она имеет продолжение: «Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Какой вывод вы можете сделать?

Ответы обучающихся.

 

 

Вывод, к которому должны прийти обучающиеся: право на отдых относится к взрослым людям, которые трудятся. То есть эта статья не распространяется на детей и не регулирует отношения в семье.

Учитель. В семье отношения строятся на взаимопомощи, взаимодействии, у каждого члена семьи есть свои обязанности. О распределении обязанностей договариваются члены семьи. Это некие правила, которые помогают чувствовать себя нужным, важным, полезным.

 

В каждой семье есть свои традиции, свои ценности, свои особенные правила, свои договорённости.

Можно ли подобным образом договориться людям, живущим в огромной

стране?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Вы правы, когда речь идёт о жизни в целой стране, особенно такой огромной и многонациональной, как Россия, необходимо иметь единый и всесторонний документ, который бы регулировал отношения между гражданами и государством. Эти договорённости и закреплены в Конституции, поэтому представить существование государства без главного закона страны невозможно.

 

Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, подводя итоги нашего разговора, хочу спросить: что вы для себя узнали нового? Какие выводы сделали из нашего обсуждения?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы теперь ответите на вопрос – почему нужно изучать Конституцию? Зачем человеку знать свои права и обязанности?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как соотносятся между собой права и обязанности?

Ответы обучающихся.

Выводы, к которым должны прийти обучающиеся:

у человека и гражданина не может быть только круг прав, должны быть и обязанности – это отражено в Конституции;

при возникновении прав всегда возникают обязанности;

реализуя свои права, мы не должны нарушать права и свободы других людей.

 

 

Учитель, подводя итоги обсуждения. Важно понимать, что Конституция устанавливает основные принципы государственного строя Российской Федерации, положения о правах, свободах и ответственности граждан. А для регулирования правовых отношений, возникающих в более узких сферах, принимаются особые законодательные акты, например, кодексы, которые регулируют эти сферы на основе конституционных принципов.

Назовите их, пожалуйста!

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Верно, ребята! Правовые отношения, возникающие между работником и работодателем, регулируются Кодексом законов о труде. Вопросы защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак – Семейным кодексом. Вопросы, касающиеся уплаты налогов – Налоговым кодексом.

Учитель. Ребята, возвращаясь к теме сегодняшнего занятия – мы сегодня с вами убедились в том, что изучать, понимать и следовать Конституции очень важно. Вообще, знание Основного закона страны и других законов позволяет правильно выстраивать отношения с людьми во всех сферах жизни.

Помните, что согласно ей права и свободы принадлежат вам от рождения, все граждане равны перед законом. Знайте свои права, но при этом не забывайте и помните о своих обязанностях.

Демонстрация презентации.

Учитель. Глава нашего государства указал на то, что для России, как для государства-цивилизации, имеющего многовековую историю, Конституция имеет особое значение. «Это основной закон государства, акт прямого действия, обладающий высшим юридическим статусом и обеспечивающий базовые условия жизни граждан. В нём воплощены сила и потенциал государства и права, их ценностные основы», – напомнил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Как вы понимаете эти слова?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги занятия. Конституция, создавая условия для защиты прав и свобод каждого человека, а также гарантируя справедливость и равенство перед законом, является фундаментом развития нашего общества. Кроме того, Конституция может служить основой для разработки других законов и нормативных актов, которые направлены на улучшение жизни людей и развитие общества в целом.

 

Конституция – это не просто книга с правилами и не схема устройства государства, а настоящее соглашение, договорённости между народом и государством, определяющее уникальность и неповторимость России.

Тот, кто понимает и принимает основные принципы организации нашего общества, получает в нём гораздо больше возможностей раскрыть свой потенциал, стать востребованным, состояться в жизни.