Разговоры о важном. 13 ноября. 3 класс. «Россия: взгляд в будущее»

Поделиться:

Видеоролик «Говорим о важном с Г.О. Грефом» Смотреть

Цель занятия: знакомство обучающихся с понятием технологический суверенитет, расширение представлений младших школьников о важных открытиях, сделанных российскими специалистами, развитие познавательного интереса к науке и технологиям, к профессиям завтрашнего дня, воспитание чувства гордости за технологическое развитие России.

 

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, самореализация.

 

Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Суверенитет государства – это его независимость при решении внешних и внутренних вопросов своего развития. Развитие транспортной сферы, космической промышленности, информационных технологий и энергетического сектора сегодня стратегически важно для будущего страны, поэтому профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства.

 

Планируемые результаты. Личностные:

  • интересоваться достижениями и открытиями российских учёных и исследователей;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в применении имеющихся представлений о достижениях науки и техники;
  • активно участвовать в выполнении творческих и проектных заданий при знакомстве с профессиями будущего.

 

Метапредметные:

  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
  • учиться выделять значимые характеристики различных профессий, учитывать их в обсуждении, формулировании своего мнения.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивных заданий.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоматериалы,
  • интерактивные/игровые задания,
  • презентация.

 

Структура занятия Часть 1. Мотивационная.

Обсуждение понятия «суверенитет», беседа о важности защиты суверенитета.

Часть 2. Основная.

Просмотр    видеоматериалов     «Калейдоскоп    достижений                     России» раскрывает основные смыслы     занятия,          а                     проведение               игрового      задания

«Калейдоскоп профессий будущего» дополняет материал знакомством с профессиями будущего.

 

Часть 3. Заключительная.

Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, вспомним слова гимна Российской Федерации: Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!

Как вы понимаете слова «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»?

 

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Конечно, мир меняется, причём меняется очень быстро, и с каждым годом он изменяется всё быстрее. И чтобы эти изменения улучшали нашу жизнь, делали нашу страну богаче и сильнее, многое зависит от нас, от всех граждан нашей страны, от сохранения нашей страной своего суверенитета. А что такое суверенитет? Слышали ли вы это слово, что оно обозначает?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Суверенитет – это сложное и в то же время важнейшее понятие. Оно связано с правом людей страны самостоятельно и без внешнего вмешательства строить свою жизнь и управлять ей. Представим, что вы играете в какую-то игру, например, в прятки. И после считалки водящего все разбежались прятаться, но вдруг появляется кто-то ещё и начинает менять правила игры, устанавливает свои и говорит, кому и куда прятаться. Понравится ли это играющим?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Конечно, не понравится, так как это нарушает все правила игры и играющих. Поэтому так важен суверенитет, то есть право и возможность государства самостоятельно, без внешнего воздействия, принимать решения о защите своих прав и интересов, развивать важнейшие сферы жизни общества, в том числе разрабатывать современные перспективные технологии. А как вы думаете, надо ли нашей стране защищать свой суверенитет? В чём угроза потери суверенитета?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Это основа безопасности и условие развития будущего России. Например, для защиты денежных переводов в России разработали Систему быстрых платежей. СПБ позволяет мгновенно и безопасно переводить деньги между людьми и организациями, а также оплачивать товары с помощью QR-кода. В мобильных приложениях российских банков можно также заказать доставку продуктов, лекарств, купить билеты на концерт. Давайте узнаем и о других достижениях в этой сфере, послушаем Германа Грефа, Президента, Председателя Правления Сбербанка.

 

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Учитель. Нам есть чем гордиться! Почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

 

Часть 2. Основная часть.

 

Учитель. Рассмотрите фото. Что на них изображено? Верно ли, что у всех устройств в ряду одно и то же назначение? Как менялись устройства со временем? С чем связаны эти изменения?

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

Учитель. Конечно, мир меняется, причём меняется очень быстро, и с каждым годом он изменяется всё быстрее. И происходит всё это благодаря тем открытиям, которые делают учёные и исследователи, технологиям, которые разрабатывают инженеры. Посмотрим видео.

 

Количество видеороликов для демонстрации определяет учитель исходя

 

из уровня подготовленности обучающихся.

 

Демонстрация видео №1 «Калейдоскоп достижений России». Космодром «Восточный», новый центр космической отрасли России.

«Восточный» — первый российский гражданский космодром, предназначенный для подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения. Первый запуск ракеты-носителя «Союз» с космодрома «Восточный» состоялся в апреле 2016 года. Сейчас здесь возводят вторую очередь — инфраструктуру для тяжёлых ракет семейства «Ангара». «Восточный» — не только стартовая площадка для запуска ракет, это центр управления МКС, спутниками российской орбитальной группировки, космическими кораблями.

 

Учитель. В космической отрасли у России много открытий и достижений. Вспомните и назовите наши достижения в космосе (например, первый спутник; первый человек в космосе; первый выход в открытый космос; первая женщина-космонавт; первый фильм, снятый в космосе и др.).

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Молодцы! И в настоящее время Россия активно участвует в изучении космоса. Это и сбор информации российским рентгеновским телескопом ART-XC, и работа Международной космической станции, на которой российские космонавты вместе с учёными других стран исследуют возможности жизни и работы человека в длительном космическом путешествии. А в будущем это и работа российской орбитальной станции для изучения просторов Вселенной. И сегодня российские учёные продолжают активно работать во всех областях науки, обеспечивая технологический суверенитет России. Посмотрим ещё одно видео.

 

Демонстрация видео №2 «Калейдоскоп достижений России». Беспилотная сельхозтехника.

Российская беспилотная сельхозтехника в 2019–2020 годах признана лучшей в мире. Российские фермеры с помощью спутников контролируют расход топлива, отслеживают путь и скорость движения сельхозмашин, точечно распределяют удобрения, контролируют состояние поля и не только. Многие предприятия используют автоматические системы управления и агронавигации, а иногда и полностью беспилотные комбайны. В

 

2022  году агроботы   российского производства   собрали 1,6 млн          тонн урожая.

Учитель. Что нового вы узнали? Как вы думаете, когда станете взрослыми, сможете управлять такими машинами и роботами? Что для этого надо?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Верно, интересоваться различными науками и много учиться.

И для этого в нашей стране созданы все условия, посмотрим видео.

 

Демонстрация видео №3 «Калейдоскоп достижений России». Строительство школ.

Россия впервые превзошла рекорд СССР по темпам строительства общеобразовательных учреждений. Только с 2019 по 2022 год построено около 900 новых школ. К концу 2024 года эта цифра достигнет 1300. Помимо строительства, проводится ещё и капитальный ремонт уже построенных школ — их насчитывается 7300, преимущественно в сельской местности.

 

Учитель. А какие устройства есть в нашей школе? Какие «умные» гаджеты помогают в жизни и в учёбе?

Ответы обучающихся: умные часы, лазерная указка, графический планшет, ноутбук, лазерный микроскоп, школьная электронная доска, робот/робот-доставщик, лазерный диск с надписью «антивирус».

 

Учитель. Мы с вами узнали о том, как меняются со временем различные устройства, а меняются ли профессии? Почему?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Действительно, со временем профессии меняются. Эксперты считают, что многие популярные профессии уйдут в прошлое, а возникнут новые на стыке новых технологий. Давайте перенесёмся в будущее и познакомимся с такими профессиями.

 

Игровое задание №1. Калейдоскоп профессий будущего.

Содержание задания. Каждая карточка представляет собой название профессии будущего. Каждая группа (пара) получает карточку, готовит

 

свои ответы на вопросы:

Где? В какой отрасли данная профессия может быть применима? Что? Какие знания необходимы человеку этой профессии?

Какой? Какие качества необходимо развивать в себе для овладения этой профессией?

Дополнительное задание для групп (пар): придумать и нарисовать на обратной стороне карточки знак (рисунок), представляющий эту профессию.

 

урбанист-экологробототехникпроектировщик

«умного» дома

конструктор новых материаловархитектор и дизайнер виртуальностигид в сфере космического туризма
оператор дроновметеоэнергетиккиберследователь

 

После совместного обсуждения группа (пара) представляет результаты своей работы.

В 1–2 классах предлагается провести игровое задание при фронтальной работе, определив 2–3 карточки для обсуждения.

 

Учитель. Работа будущего – это сложный мир, наполненный современными постоянно изменяющимися технологиями. И для того, чтобы быть готовыми к этому, необходимо развивать в себе умение размышлять, эффективно общаться, уметь объединяться для решения проблем и творчески их решать.

 

Часть 3. Заключительная.

Учитель. Ребята, с какими достижениями вы сегодня познакомились?

Расскажите.

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Почему важно защищать технологический суверенитет?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Передовые технологии открывают перед страной огромные перспективы. Появление новых открытий, развитие современных технологий – это шаг в будущее, это позволяет не только сделать жизнь людей лучше, но и быть самостоятельными в развитии важных сфер: исследования космоса, развитие системы образования, медицины, энергетики, связи, транспорта. Чем богаче страна, чем выше её технологическое развитие, чем больше в ней образованных людей, которые занимаются любимыми профессиями, тем прочнее суверенитет государства. С развитием технологий мы сможем делать больше добрых дел, помогать людям, беречь их здоровье, оберегая от вредных производств. Наши ценности и воспитание помогут нам делать правильные и нужные открытия, помогать родным и близким, всей стране.