Цель занятия: формирование уважительного отношения к Героям России, гордости за их подвиги, развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве по отношению к Родине. Формирующиеся ценности: достоинство, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- тезисный план;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролик;
- дополнительные материалы.
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: приветствие, актуализация знаний
Основной этап: дискуссия с использованием презентации.
Заключительный этап: анкетирование, беседа.
Мотивационно-целевой этап
Слайды 1–2
Педагог: Сегодня наше занятие посвящено Дню Героев Отечества, который мы отмечаем 9 декабря. Наша страна удивительна, ее история многогранна и неповторима! Особый вклад в достижение мира и благополучия на российской земле внесли Герои нашей страны, отличительными чертами которых во все исторические периоды были патриотизм, горячая и бескорыстная любовь к Родине. Без преувеличения эти качества можно назвать национальной особенностью российского народа.
Основной этап Слайд 3
Педагог: В многовековой истории России было немало героев,
прославивших наше государство на весь мир, сумевших отстоять его честь как в мирное, так и в военное время. Мы гордимся нашими героями и чтим их огромный вклад.
– Каких героических личностей из нашей истории вы можете назвать? Имена некоторых из них мы уже называли на занятиях «Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «День спецназа», «День народного единства».
Ответы обучающихся
(Герой – это самоотверженный, доблестный человек, в одиночку бросающий вызов трудностям).
Слайд 4
Педагог: Часто, столкнувшись с трудностями или настоящим бедствием, оказавшись в сложных и непривычных для себя обстоятельствах, мы становимся бессильны, теряемся, не знаем, как поступить. В такой непростой ситуации оказались два брата – Илья и Саша Хатанзейские (11 и 14 лет).
9.01.2023 года вблизи поселка Каратайка Ненецкого автономного округа из-за сильного обледенения потерпел крушение самолет АН-2. На борту находились 10 пассажиров (среди которых были братья Хатанзейские) и два члена экипажа. В результате крушения погибли два человека – пилот и один из пассажиров, несколько человек получили ранения различной тяжести.
Саша первым нашел огнетушитель, передал его старшим, после чего дозвонился до 112 и сообщил о случившемся.
Илья и Саша совместно с двумя взрослыми вытаскивали из самолёта тех, кто не мог двигаться самостоятельно, а затем укрывали их от холода. Они приложили все усилия, чтобы не дать людям погибнуть в огне.
В одном из интервью Саша Хатанзейский заявил, что
– Что помогло ребятам поступить именно так в данной ситуации?
- Как вы думаете, испытывали ли они страх, о чем или о ком они думали в этот момент? Почему поступили именно так?
– Сознавали ли ребята, что совершают геройский поступок?
Ответы обучающихся Слайд 5
Педагог: Данная история – это пример экстремальной ситуации,
в которой оказались наши герои и в которой может оказаться каждый из нас.
– Как вы считаете, что поможет человеку повести себя достойно?
- Необходимо ли готовиться к такой ситуации? Или же человек будет действовать бессознательно, рефлекторно?
– Можно ли говорить о бессознательном героизме?
Ответы обучающихся Слайд 6
Педагог: А как вы считаете, человек, какой профессии может стать героем?
- Можно ли считать героем того, кто всю жизнь посвятил одной
профессии?
- Знакомы ли вам люди, героически проявившие себя в своей профессии? Как вы понимаете фразу «подвиг каждый день»?
Ответы обучающихся
Слайд 7
Педагог: А есть ли герои среди нас? Не герои военного времени, а люди, которые каждый день совершают подвиг, меняют себя, окружающих, мир к лучшему, бескорыстно жертвуют собой. В
преддверии Дня волонтера мы с вами говорили о людях, бескорыстно помогающих другим.
– Являются ли волонтеры героями?
- Помощь, поддержка, жертвование собой или собственными интересами во имя других – это подвиг, героический поступок?
Ответы обучающихся Слайды 8–9
Педагог: Безусловно, самая героическая профессия – это
военный! Служба военных связана с риском для жизни, они каждый день находятся на страже спокойствия нашей Родины и в любую минуту готовы прийти на помощь. Уже не раз на наших занятиях мы выказывали почет и уважение нашим военным!
Во время спецоперации на Украине российские военнослужащие выполняют боевые задачи в тяжелейших условиях, несмотря на все трудности, они всегда готовы прикрыть своего товарища и рискнуть своей жизнью ради спасения других людей.
В Российской Федерации в 1992 году принят закон «Об установлении звания Героя Российской Федерации», высшая награда страны присуждается «за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига». Знаком отличия является медаль «Золотая Звезда». В 2022 году большинство
получил тяжелое ранение, но отстреливался до последнего боеприпаса. Оставшейся гранатой Гаджимагомедов подорвал себя и пытавшихся схватить его противников.
Наша страна гордится своими героями! Некоторых из служащих отдельно отмечает Министерство обороны в своих социальных сетях, рассказывая историю военнослужащих, однако, не обо всех подвигах и героических поступках информация находится в открытом доступе.
– Как вы думаете, такой геройский поступок был осознанным выбором, нравственным долгом, мог ли герой поступить иначе?
Ответы обучающихся
Педагог: Вы знаете, что сейчас нашу Родину защищают военнослужащие, руководствуясь, прежде всего чувством чести и долга. Таким является Юрий Гагарин — бизнесмен, бывший морской пехотинец, отец семерых детей, о решении которого, — добровольно отправиться на передовую — узнала по факту. Юрий участвовал в самых тяжелых боях и сегодня его позывной «Ангел» известен многим из нас. Предлагаю посмотреть его видео-интервью.
видеоролик Слайд 10
Педагог: А как вы считаете, стремление выделиться, отличиться, получить награду может стать стимулом для совершения геройского поступка? Как вы к этому относитесь?
утверждать, что это люди, разделяющие важнейшие нравственные ценности, готовые помочь другим в сложной ситуации, поддерживающие свое государство и отстаивающие его интересы. Это люди самых разных профессий и возрастов, живущие на территории нашей необъятной Родины. Каждый из нас может стать героем, выполняя свои каждодневные обязанности.
Педагог: Кто для вас является настоящим героем?
Ответы обучающихся Слайд 12
Педагог: Познакомиться с историями настоящих героев можно
на ресурсах:
«Твой герой»: https://heroes.rt.com/
«Герои России»: Герои России (heroes-russia.ru)
Фонд социально-культурных инициатив. Горячее сердце Горячее сердце – Всероссийская общественно- государственная инициатива (fondsci.ru)
Виртуальная энциклопедия «Дети-герои» (deti-geroi.ru)
Рефлексивный (заключительный) модуль
Слайд 13
Педагог: Наше занятие сегодня было посвящено людям, которыми гордится вся страна, людям, поступки которых напоминают нам о том, что в любой ситуации, даже самой сложной нужно оставаться смелым и выдержанным, помнить о других, быть достойным героического прошлого нашей страны.
Но быть героем можно и в обычной жизни, исполняя свой долг, выполняя каждодневные обязанности, заботясь о других. Для тех, кто работает на опасных производствах, каждый день сопряжен с риском для жизни. Военные, полицейские, спасатели, врачи, выходя на службу, рискуют своей жизнью ради нас.
Герой – это не только тот, кто совершает поступок, герой – это тот, кто не равнодушен, это тот, для кого долг, честь – одни из важнейших ценностей! Герой – это тот, кто не может поступить иначе, когда кто-то рядом нуждается в его помощи!
Прекрасные слова об истинном герое принадлежат Алексею Толстому: «Герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке, а лучшее – это борьба за мощь, за изобилие, за счастье страны и народа».
Педагог: Давайте подведем итоги занятия.
Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию.
Примерные вопросы для рефлексии:
− Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
− Узнали ли вы что-то новое о Дне Героев Отечества?
− Узнали ли вы о людях, о поступках которых не слышали ранее?
- О каких информационных ресурсах вы узнали?
- Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
- Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
- О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
- Довольны ли вы своим участием в занятии?
Ответы обучающихся