Цели занятия:
- Актуализация в сознании школьников понятий «героизм», «подвиг»,
«самопожертвование».
- Формирование ценностного отношения к героям Отечества, к людям, чьи маленькие и большие подвиги влияют на благополучие людей, страны, региона.
- Формирование представлений о причинах героического поведения человека, о возможности каждого человека стать героем нашего времени.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Основные смыслы: герой – человек, который своим поступком или всей своей жизнью показал пример служения Родине. Герои Отечества – это люди разных эпох, возрастов и разных профессий. Эти люди вызывают чувство гордости и желание быть похожими на них. Каждый человек способен стать героем, помогая людям, совершая достойные и честные поступки.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, просмотр видеороликов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- комплект видеоматериалов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, сегодня мы возвращаемся к прошлогоднему разговору, приуроченному к памятной дате, которую в России традиционно отмечают 9 декабря, – Дню Героев Отечества.
Сегодня мы продолжим разговор о героизме, подвиге и мотивах героического поведения. Итак, тема нашего разговора – «Герои нашего времени».
Учитель (демонстрация презентации). Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян героями нашего времени считают участников СВО, врачей, сотрудников МЧС и волонтёров.
Учитель. А кто для вас является героями нашего времени? Почему?
Аргументируйте свой ответ.
Ответы обучающихся.
Учитель. Зачастую слово «герой» мы употребляем в повседневной лексике, например, «Вася, ну ты герой!» – говорим мы, узнав, что Вася на
«отлично» написал контрольную по химии. Или «Маша – просто герой» – рассказываем мы кому-то о Маше, которая каждое утро бегает по 3 км.
Как вы считаете, Машу и Васю тоже можно считать героями нашего времени или это нечто другое? Тогда что?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Учитель (подводя итоги обсуждения). Действительно, Маша и Вася демонстрируют силу характера, преодолевают себя, но их действия направлены на себя, в то время как подлинный героизм всегда направлен на других людей или защиту Родины, даже с риском для своего благополучия.
А как вы считаете героизм и подвиг – одно и то же? Или нет?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Методический комментарий для учителя: героизм – это качество личности и способность совершить подвиг, это концентрация физических, психических, духовных, нравственных сил. Это проявление любви к кому-то или чему-то.
Подвиг — это действие, героический поступок, совершённый в трудных, нестандартных условиях, результатом которого является большая гуманитарная, социально-экономическая или военная польза, осуществлённое чаще всего с риском для жизни.
Часть 2. Основная
Демонстрация цитаты Максима Горького, «Старуха Изергиль».
Учитель. В произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» главная героиня говорит такие слова: «…А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…».
Учитель. Прежде чем высказать своё мнение относительно этой цитаты, мне хотелось бы, чтобы вы познакомились с примерами героических поступков абсолютно разных людей, совершённых в разное время, при разных обстоятельствах, обсудили их и высказали свою позицию, опираясь на полученную информацию.
Работа организуется в группах, каждой группе предлагается одинаковый набор карточек.
Карточка 1.
Сильное пламя, задымление, пожарные расчёты. Идёт эвакуация. Для всех. Но не для них. Бригада кардиохирургов в Благовещенске продолжила операцию на открытом сердце. Сказать «стоп» — об этом никто из них не подумал. Они посмотрели друг другу в глаза и спасли жизнь человека.
Судя по фотографии из операционной, кажется, что ничего особенного не происходит, и хирурги работают в обычном режиме. Но в этот момент над ними полыхает крыша больницы площадью в 1,5 тысячи квадратных метров.
Карточка 2.
Юрий Гагарин — бизнесмен, бывший морской пехотинец, отец семерых детей. На СВО ушёл добровольцем. Супруге и детям о своём решении рассказал уже по факту — с передовой. Гагарин защищал Мариуполь в то время, когда там шли самые тяжёлые бои. Жители с детьми прятались в подвалах по несколько месяцев, а солдаты ВСУ и боевики «Азова» отбирали детей и выставляли их в окна как живой щит. Гагарин придумал использовать
«кенгурятники» — рюкзаки-переноски для малышей. Маленьких детей выносили из подвалов на спинах, а руки были свободны для оружия. Так
«Ангел» спас 367 детей, прилежно составляя список, чтобы никто не потерялся.
Карточка 3.
В ночь на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Петров предотвратил потенциальную ядерную войну между СССР и США.
В ночь на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Петров подменял дежурного на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет. В 00:15 завыли сирены. На экране напротив рабочего места Петрова внезапно появилось слово «старт». Там же можно было увидеть карту Северной Америки и маленький квадрат возле военной базы на Западном побережье — именно оттуда, согласно данным системы, летели ядерные ракеты. Согласно инструкции Петров должен был нажать красную кнопку и выпустить ответные ядерные ракеты.
«Мне казалось, что моя голова превратилась в компьютер — множество данных, но в единое целое они не формировались, — рассказывал позднее С. Петров. Для того чтобы принять решение, у него было всего несколько минут. Проанализировав информацию («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из нескольких МБР) и донесения «визуальщиков» — офицеров, отслеживающих воздушное и космическое пространство на экранах видеоконтрольных устройств и не зафиксировавших стартов каких-либо ракет, Петров решил не следовать инструкции на экране компьютера и доложил руководству, что тревога ложная, компьютер дал сбой». Оказалось, что он был прав.
Так, профессионализм одного человека спас мир от ядерной войны.
Карточка 4.
В феврале 1943 года красноармеец, стрелок-автоматчик Александр Матросов погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота. Ценой жизни он дал возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта. Всего же за Великую Отечественную войну насчитывается более 300 человек, которые пожертвовали собой подобным образом.
При этом «матросовцы» не были подобны японским камикадзе — это не спланированные акции. Подвиг совершался в силу довольно редких обстоятельств, по исчерпании других средств уничтожения противника и во имя спасения товарищей.
Карточка 5.
В январе 2023 года в Ненецком автономном округе в 10 километрах от посёлка Каратайка самолёт Ан-2 совершил жёсткую посадку из-за обледенения.
Братья Илья и Александр Хатанзейские 11 и 14 лет и ещё двое взрослых вытащили из самолёта тех, кто не мог двигаться самостоятельно, не дали людям погибнуть в огне.
Саша первым нашёл огнетушитель, передал его старшим товарищам, после чего дозвонился до 112 и сообщил о случившемся. Вчетвером парни потушили горевший двигатель. Затем помогли эвакуировать из самолёта пострадавших.
Карточка 6.
В июле 2021 года 16-летняя Василиса Тараненко услышала крики, раздававшиеся с горной речки Псекупс в городе Горячий Ключ. Двое детей купались, и младшего течение утащило на глубину. Мальчик испугался, стал звать на помощь своего товарища, но тому оказалось не под силу справиться со стихией. Тогда Василиса прямо в одежде бросилась в воду. Она подплыла к тонущему мальчишке, однако тот в панике только мешал своей спасительнице. Девушка начала уходить под воду, но ей удалось перехватить его и вытащить за плечи на мелководье. Времени на отдых не было — помощь срочно потребовалась второму ребёнку, который сам не смог выбраться из опасного места и начал тонуть. Обессиленная Василиса второй раз бросилась в реку и спасла мальчика. Когда всё было позади и двое спасённых ребят ушли домой, девушка призналась, что сама она плавать не умеет.
Обсуждение, обмен мнениями по отношению к цитате М. Горького.
Методический комментарий: учитель может в ходе обсуждения использовать дополнительные вопросы:
- Можно ли утверждать, что герои наших примеров специально искали возможность совершить подвиг?
- Думал ли кто-то из них, что совершает подвиг?
- О чём думали эти люди, совершая подвиги?
- Было ли это ради славы и награды?
Учитель. Ребята, какая история произвела на вас наибольшее впечатление? Читая какую историю, вы задумались, а как бы вы поступили на месте этого человека?
Ответы обучающихся.
Учитель. С героями каких историй вы хотели бы лично пообщаться? О чём хотели бы спросить?
Ответы обучающихся.
Учитель. Сегодня в нашем разговоре в качестве федерального спикера принимает участие один из героев обсуждаемых нами историй. Это Юрий Гагарин, доброволец СВО, спасший более 350 детей.
Выступление федерального спикера
Как вы полагаете, почему?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Как видим, ребята, герой – это обычный человек, он не наделён суперспособностями, делающими его сильнее или быстрее остальных людей. Но его отличают важные человеческие качества: преданность и любовь к своему Отечеству, любовь к своему народу, желание защитить слабого и помочь другим людям.
Часть 3. Заключительная часть
Учитель. Как вы считаете, героизм – это врождённое или приобретённое качество?
Ответы обучающихся.
Учитель. Великий полководец Александр Суворов произнёс однажды ставшую знаменитой фразу: «Запомни сынок: героями не рождаются, героями становятся». Что он имел в виду? Каждый ли человек может стать героем?
Ответы школьников.
Методический комментарий: учитель помогает обучающимся сформулировать мысль о том, что героем может стать человек в любую историческую эпоху, это может быть человек любой профессии, часто любого возраста. Становление человека как героя может длиться всю жизнь, а может быть очень коротким.
Учитель. Есть такое понятие – «подвиг каждый день». Как вы думаете, что оно описывает?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, ребята, такой подвиг совершают те, кто посвящают свою жизнь профессии. А какой, как вы думаете? Люди каких профессий могут быть героями?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, и в карточках вы прочитали о подвиге врачей. Они каждый день спасают жизни людей. Конечно, пожарные, полицейские, представители многих других профессий, зачастую связанных с риском ради других людей, совершают ежедневный подвиг.
Но есть и совсем мирные профессии – например, такая как учитель, инженер, экономист, строитель, артист или художник.
Ответы обучающихся.
Учитель. В этих профессиях в обычных условиях нет риска для жизни, тем не менее, если человек способен преодолевать трудности, стоящие перед ним в работе, стремится к постоянному совершенствованию и достижению высоких результатов в своей области, понимая, что он работает не «на себя», а ради того, чтобы жизнь других людей стала лучше, – это ли не пример героизма?
Отмечает ли общество таких людей?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, мы знаем награду – звание «Герой труда Российской Федерации», которое присваивается за достижение выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности.
Учитель, подводя итоги занятия. Героизм – это проявление лучших качеств человека, таких как мужество, смелость, самоотверженность и жертвенность, способность даже в самые трудные минуты думать о других.
Герои способны преодолеть свои страхи и рисковать ради других людей или высоких идеалов. Они выступают за правду и борются против несправедливости. Героизм вдохновляет и даёт надежду, показывая, что человек может преодолеть любые трудности. Это качество, которое мы все можем стремиться развить в себе.
Учитель. Россия – страна героев! Узнать больше, погрузившись в героическое прошлое и настоящее нашей страны, вам помогут их истории.
«Твой герой» – проект программы Роспатриот Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь), рассказывающий о демобилизованных военнослужащих, участниках СВО. | https://heroes.rt.com/?ysclid=lq2bacma2n318517898
|
«Горячее сердце», Всероссийская общественно- государственная инициатива с международным участием. На сайте рассказывается о героических поступках детей и | https://cordis.fondsci.ru/?ysclid=lq2biu1hv8141091619 |
взрослых, которые помогают и поддерживают тех, кто нуждается в заботе. | |
Национальная премия «Патриот-2023» За существенный вклад граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом, в реализацию проектов в сфере гражданско-патриотического воспитания. | https://премияпатриот.рф/?ysclid=lq2bxufvva596469756
|
Издание «Наши герои», представляющее собой пантеон героев России. | https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/together-111- dop2.pdf
|
ПОСТРАЗГОВОР
- Экскурсия в ближайший музей (школьный, городской), где представлены экспозиции о героях.
- Экскурсия в ближайшую часть МЧС.
- Подготовка мини-проектов «Герои моего региона».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
История. Темы, связанные с героизмом защитников Отечества.
Введение в науку, физика. Темы, связанные с поведением человека в экстремальных ситуациях.
Литература. Произведения «Герой нашего времени», «Старуха Изергиль», «Данко», произведения военной тематики.