Разговоры о важном 18 декабря 2023 года 5 класс

Поделиться:

Говорим о важном с Ю. Гагариным Смотреть

Цели занятия:

  • Актуализация в сознании школьников понятий «героизм», «подвиг»,

«самопожертвование».

  • Формирование ценностного отношения к героям Отечества, к людям, чьи маленькие и большие подвиги влияют на благополучие людей, страны, региона.
  • Формирование представлений о причинах героического поведения человека, о возможности каждого человека стать героем нашего времени.

 

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

 

Основные смыслы: герой – человек, который своим поступком или всей своей жизнью показал пример служения Родине. Герои Отечества – это люди разных эпох, возрастов и разных профессий. Эти люди вызывают чувство гордости и желание быть похожими на них. Каждый человек способен стать героем, помогая людям, совершая достойные и честные поступки.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа, просмотр видеороликов.

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • комплект видеоматериалов.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

 

Учитель. Ребята, сегодня тема нашего разговора – «Герои нашего времени». Мы неслучайно в этом году, так же как и в прошлом, говорим о героизме и подвиге в декабре.

Кто может сказать, почему? С чем это связано?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, это связано с памятной датой, которую в России традиционно отмечают 9 декабря – Днём Героев Отечества.

Ребята, а кого можно назвать героем? Кто для вас является героями нашего времени? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Сегодня в разговоре о важном принимает участие человек, которого по праву можно назвать настоявшим героем.

Юрий Гагарин — бизнесмен, бывший морской пехотинец, отец семерых детей. На СВО ушёл добровольцем. Супруге и детям о своём решении рассказал уже по факту — с передовой. Гагарин защищал Мариуполь в то время, когда там шли самые тяжёлые бои. Жители с детьми прятались в подвалах по несколько месяцев, а солдаты ВСУ и боевики «Азова» отбирали детей и выставляли их в окна как живой щит. Гагарин придумал использовать

«кенгурятники» — рюкзаки-переноски для малышей. Маленьких детей выносили из подвалов на спинах, а руки были свободны для оружия. Так

«Ангел» спас 367 детей. Награждён Орденом Мужества.

Выступление федерального спикера

 

Учитель. Ребята, в своём обращении Юрий Гагарин говорит, что не ощущает себя героем, потому что герои, по его мнению, – это обычные люди. Как вы полагаете, почему?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель. Как вы считаете, героизм – это врождённое или приобретённое качество? Какого человека вы могли бы привести в пример, если вспомнить наши занятия этого года?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Напомню вам о Зое Космодемьянской. Героизм этой девушки стал символом мужества и стойкости всего советского народа. Претерпев чудовищные мучения, она погибла, до конца демонстрируя непреклонную волю и силу характера, веру в Победу своего народа.

окончившая школу…

 

Учитель. Важно отметить, что и сейчас в зоне СВО защищают нашу Родину более 45 тыс. добровольцев. Все эти люди могли остаться там, где безопасно, где нет риска для жизни и здоровья, но они выбрали другой путь.

  • Как вы думаете, почему?
  • Какие качества этих людей не позволили им поступить иначе?
  • Можно ли сказать, что эти люди совершают подвиг во имя других людей, во имя Отечества?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Хочу рассказать вам о примере волонтёрства, связанного со специальной военной операцией. Виктории Лузан 11 лет и для неё дело бойцов Российской армии – серьёзный период в истории нашего Отечества, поэтому Вика решила выразить своё уважение и поддерживать воинов по своим возможностям. Она собирает посылки, пишет письма, плетёт маскировочные сети, создаёт окопные свечи. Состоит в волонтёрских группах: «Zа наших Vсегда и Vеzде», «Zов к Миру», «Добро и дело Кубань», «Не подведи, родной»,

«Zа наших».

Многие из получателей «Посылок хорошему Человеку», отправляют девочке ответные письма с благодарностью. Так завязываются переписки и новые знакомства для девочки. Так, она находит подтверждение важности своего дела, вдохновляется сама и вдохновляет окружающих себя людей.

Как вы считаете, ребята, можно ли одиннадцатилетнюю девочку считать героем?

Ответы обучающихся.

 

Учитель, подводя итоги обсуждения. Ваша ровесница, уроженка Краснодара Виктория Лузан стала лауреатом Национальной Премии

«Патриот-2023» в номинации «Герои среди нас».

Как видим, ребята, герой – это обычный человек, он не наделён суперспособностями, делающими его сильнее или быстрее остальных людей. Но его отличают важные человеческие качества: преданность и любовь к своему Отечеству, любовь к своему народу, желание защитить слабого и помочь другим людям.

 

Часть 2. Основная

 

Учитель. У людей всегда была потребность в героях и их поступках. Героизм восхищает и вдохновляет, поскольку он является выражением самых лучших качеств человека – мужества, смелости, самоотверженности и

 

Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы познакомились с примерами героических поступков абсолютно разных людей, совершённых в разное время, при разных обстоятельствах, обсудили их и подобрали к каждому поступку соответствующую цитату или несколько цитат.

 

Учитель выводит на экран слайд презентации с цитатами о героизме.

 

Демонстрация презентации

 

«Героизм — это прежде всего способность действовать».

 

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

 

«Каждый, кто идёт в жизни собственным путём, — герой. Каждый, кто… осуществляет то, на что способен, — герой».

 

«Медицина слагается из науки и искусства, а над ними простирается покров героизма».

 

«…Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».

 

«Почитай о героях прошлого, чтобы лучше понимать героев настоящего».

 

«Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают».

 

«Героизм — это преодоление страха».

 

«Герой — это человек, который отдал свою жизнь за что-то большее, чем он сам».

 

Работа организуется в группах, каждой группе предлагается одинаковый набор карточек.

 

Карточка 1.

Сильное пламя, задымление, пожарные расчёты. Идёт эвакуация. Для всех. Но не для них. Бригада кардиохирургов в Благовещенске продолжила операцию на открытом сердце. Сказать «стоп» — об этом никто из них не подумал. Они посмотрели друг другу в глаза и спасли жизнь человека.

ними полыхает крыша больницы площадью в 1,5 тысячи квадратных метров.

 

 

Карточка 2.

В январе 2023 года в Ненецком автономном округе в 10 километрах от посёлка Каратайка самолёт Ан-2 совершил жёсткую посадку из-за обледенения.

Братья Илья и Александр Хатанзейские 11 и 14 лет и ещё двое взрослых вытащили из самолёта тех, кто не мог двигаться самостоятельно, не дали людям погибнуть в огне.

Саша первым нашёл огнетушитель, передал его старшим товарищам, после чего дозвонился до 112 и сообщил о случившемся. Вчетвером парни потушили горевший двигатель. Затем помогли эвакуировать из самолёта пострадавших. Они не думали о себе! Все мысли и действия были о том, чтобы сохранить жизнь другим. На севере иначе – никак!

 

Карточка 3.

В ночь на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Петров предотвратил потенциальную ядерную войну между СССР и США.

В ночь на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Петров подменял дежурного на командном пункте космической системы обнаружения стартов ракет. В 00:15 завыли сирены. На экране напротив рабочего места Петрова внезапно появилось слово «старт». Там же можно было увидеть карту Северной Америки и маленький квадрат возле военной базы на Западном побережье — именно оттуда, согласно данным системы, летели ядерные ракеты. Согласно инструкции Петров должен был нажать красную кнопку и выпустить ответные ядерные ракеты.

«Мне казалось, что моя голова превратилась в компьютер — множество данных, но в единое целое они не формировались, — рассказывал позднее С. Петров. Для того чтобы принять решение, у него было всего несколько минут. Проанализировав информацию («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из нескольких МБР) и донесения «визуальщиков» — офицеров, отслеживающих воздушное и космическое пространство на экранах видеоконтрольных устройств и не зафиксировавших стартов каких-либо ракет, Петров решил не следовать инструкции на экране компьютера и доложил руководству, что тревога ложная, компьютер дал сбой». Оказалось, что он был прав.

Так, профессионализм одного человека спас мир от ядерной войны.

 

Карточка 4.

В феврале 1943 года красноармеец, стрелок-автоматчик Александр Матросов погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота. Ценой жизни он дал возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта.

При этом «матросовцы» не были подобны японским камикадзе — это не спланированные акции. Подвиг совершался в силу довольно редких обстоятельств, по исчерпании других средств уничтожения противника и во имя спасения товарищей.

 

Карточка 5.

В июле 2021 года 16-летняя Василиса Тараненко услышала крики, раздававшиеся с горной речки Псекупс в городе Горячий Ключ. Двое детей купались, и младшего течение утащило на глубину. Мальчик испугался, стал звать на помощь своего товарища, но тому оказалось не под силу справиться со стихией. Тогда Василиса прямо в одежде бросилась в воду. Она подплыла к тонущему мальчишке, однако тот в панике только мешал своей спасительнице. Девушка начала уходить под воду, но ей удалось перехватить его и вытащить за плечи на мелководье. Времени на отдых не было — помощь срочно потребовалась второму ребёнку, который сам не смог выбраться из опасного места и начал тонуть. Обессиленная Василиса второй раз бросилась в реку и спасла мальчика. Когда всё было позади и двое спасённых ребят ушли домой, девушка призналась, что сама она плавать не умеет.

Обсуждение, обмен мнениями по отношению к цитатам.

Учитель. Ребята, какая история произвела на вас наибольшее впечатление? Читая какую историю, вы задумались, а как бы вы поступили на месте этого человека?

Ответы обучающихся.

Учитель. С героями каких историй вы хотели бы лично пообщаться? О чём хотели бы спросить?

Ответы обучающихся.

 

Часть 3. Заключительная часть

 

Учитель. Великий полководец Александр Суворов произнёс однажды ставшую знаменитой фразу: «Запомни, сынок: героями не рождаются, героями становятся». Что он имел в виду? Каждый ли человек может стать героем?

Ответы обучающихся.

 

Методический комментарий: учитель помогает школьникам сформулировать мысль о том, что героем может стать человек в любую историческую эпоху, это может быть человек любой профессии, часто любого возраста. Становление человека как героя может длиться всю жизнь, а может быть очень коротким.

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Верно, ребята, такой подвиг совершают те, кто посвящают свою жизнь профессии. А какой, как вы думаете? Люди каких профессий могут быть героями?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Да, и в карточках вы прочитали о подвиге врачей. Они каждый день спасают жизни людей. Конечно, пожарные, полицейские, представители многих других профессий, зачастую связанных с риском ради других людей, совершают ежедневный подвиг.

Но есть и совсем мирные профессии – например, такая как учитель, инженер, экономист, строитель, артист или художник.

По-вашему, может ли человек, посвятивший свою жизнь одной профессии, считаться героем?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. В этих профессиях в обычных условиях нет риска для жизни, тем не менее, если человек способен преодолевать трудности, стоящие перед ним в работе, стремится к постоянному совершенствованию и достижению высоких результатов в своей области, понимая, что он работает не «на себя», а ради того, чтобы жизнь других людей стала лучше, – это ли не пример героизма?

Отмечает ли общество таких людей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, мы знаем награду – звание «Герой труда Российской Федерации», которое присваивается за достижение выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности.

Учитель, подводя итоги занятия. Героизм – это проявление лучших качеств человека, таких как мужество, смелость, самоотверженность и жертвенность, способность даже в самые трудные минуты думать о других.

Герои способны преодолеть свои страхи и рисковать ради других людей или высоких идеалов. Они выступают за правду и борются против несправедливости. Героизм вдохновляет и даёт надежду, показывая, что человек может преодолеть любые трудности. Это качество, которое мы все можем стремиться развить в себе.

 

Учитель. Россия – страна героев! Узнать больше, погрузившись в героическое прошлое и настоящее нашей страны, вам помогут их истории.

 

«Твой       герой»       –       проект

программы                 Роспатриот

https://heroes.rt.com/?ysclid=lq2bacma2n318517898

 

 

 

Федерального     агентства     по делам молодёжи (Росмолодёжь), рассказывающий                        о демобилизованных военнослужащих,      участниках СВО.
«Горячее                          сердце», Всероссийская общественно- государственная инициатива с международным участием.

На сайте рассказывается о героических поступках детей и взрослых, которые помогают и поддерживают тех, кто нуждается в заботе.

https://cordis.fondsci.ru/?ysclid=lq2biu1hv8141091619

 

 

 

 

Национальная                  премия

«Патриот-2023»

За существенный вклад граждан Российской       Федерации       и соотечественников, проживающих за рубежом, в реализацию проектов в сфере гражданско-патриотического воспитания.

https://премияпатриот.рф/?ysclid=lq2bxufvva596469756

 

 

 

Издание «Наши герои», представляющее собой пантеон героев России.https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/together-111- dop2.pdf

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Экскурсия в    ближайший   музей   (школьный,   городской),   где представлены экспозиции о героях.
  • Экскурсия в ближайшую часть МЧС.
  • Подготовка мини-проектов «Герои моего региона».