Цели занятия Разговоры о важном 2 декабря 2024 1 класс «Миссия-милосердие»: формирование ценностных установок о взаимопомощи и милосердии как основе человеческих взаимоотношений, расширение представлений обучающихся о деятельности волонтёров, содействие приобретению опыта добровольческой деятельности, воспитание таких качеств, как доброта, отзывчивость, сопереживание, сострадание, милосердие.
Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Основные смыслы. Милосердие, человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей – основа человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым и делает счастливым других.
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское и т.д.
Планируемые результаты. Личностные:
- осознавать ценность стремления помогать окружающим, не требуя взамен благодарности;
- развивать желание воспитывать в себе милосердие, проявляющееся в готовности помогать с любовью, из сострадания;
- проявлять интерес к волонтёрской деятельности;
- понимать значение социально полезной деятельности для окружающих.
Метапредметные:
- развивать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, проявляя доброжелательность и сострадание;
- работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
- принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Партнёр занятия: Ассоциация волонтёрских центров (Добро.рф).
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение различных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы;
- игровое задание;
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – мотивировать обучающихся на активное участие в обсуждении темы. Принятие мотива предстоящей деятельности строится на основе знакомства со стихотворением и рассматривания иллюстраций, отражающих тему занятия.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются: анализ просмотренного видео; обсуждение вопроса о том, какими качествами обладают люди, делающие добрые дела (внимание к другим, чуткость, сочувствие, сопереживание, доброта); дискуссия о том, что помогает человеку с радостью делать добрые дела, и как определить свои возможности.
Часть 3. Заключительная
Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия.
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.
Учитель. Ребята, о чём мы говорили на предыдущем занятии? Какую песню мы послушали в конце? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Поделитесь своей улыбкой с окружающими.
Методический комментарий. Обучающиеся поворачиваются друг к другу и улыбаются.
Учитель. Спасибо вам. Не забывайте делиться улыбкой и радостью, вниманием и заботой с окружающими. Отличительной чертой нашего народа являются отзывчивость и доброта. Давайте вспомним народные пословицы, в которых говорится об этих качествах человека, обсудим, как вы понимаете значение этих пословиц?
Ответы обучающихся.
Интерактивное задание №1. «Восстановите пословицы и поговорки».
Содержание задания. Обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц и поговорок.
Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброе дело дороже богатства.
Худо тому, кто добра не делает никому. Живи добрее, будешь всем милее.
Учитель. Наш народ всегда приходил на помощь, помогал тем, кто нуждался в заботе и помощи, поэтому и говорят в народе «Жизнь дана на добрые дела».
Часть 2. Основная
Учитель. У кого, на ваш взгляд, мы в первую очередь учимся делать добрые дела, кто для нас пример в этом? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?
Ответы обучающихся.
других? Послушайте стихотворение С. Погорельского «Попробуй-ка сам!», о каких поступках героя оно рассказывает?
Чтец 1.
Стань добрым волшебником – Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой. Понять и исполнить Желанье другого –
Одно удовольствие, Честное слово!
Чтец 2.
На клумбе – цветок. Его листья повисли. Грустит он…
О чём?
Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик струится Из лейки твоей.
А что же сестрёнка Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся Ретивым конём – Галопом
Сестрёнка Помчалась на нём!
Ещё не вернулась с работы, Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь –
Хорошо бы пошить, почитать… Да надо
с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь Весёлое чудо – Пол засверкал, Просияла посуда. И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это – как в сказке!..
Волшебник ты мой!
Методический комментарий. Стихотворение читает учитель или хорошо читающие ученики, которым раздаются отдельные отрывки из произведения.
Учитель. В стихотворении говорится о заботе и внимании. Часто людей, делающих добро, сравнивают с добрыми волшебниками, потому что доброе дело, которое совершает человек, делается не по обязанности, не по требованию или просьбе, а по собственному желанию, без ожидания благодарности. Как вы думаете, легко ли научиться помогать другим?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, не так легко, когда не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры.
Чтобы воспитать доброе сердце, нужно учиться делать добрые дела, читать добрые книги. А давайте вспомним героев из литературных произведений, готовых защищать и оберегать другого.
Интерактивное задание №2 «Мои любимые герои мультфильмов»
Содержание задания. Учитель демонстрирует фрагменты мультфильмов для оценки поступков персонажей. Количество фрагментов для анализа определяет учитель, исходя из уровня подготовленности класса.
Учитель. Почему герои так поступили? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. А как вы думаете, какие качества важны, чтобы получалось делать добрые дела
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте рассмотрим цветок доброты, какие качества здесь названы?
Ответы обучающихся.
слово «милосердие». Давайте подумаем, о чём оно нам говорит? Почему говорят: «Сердце сердцу весть подаёт»?
Ответы обучающихся.
Учитель. В этом слове «скрывается» сердце, доброе и любящее. Милосердие – «милующее сердце», это помощь от сердца, не требующая благодарности, милосердие невозможно без любви к другим. Доброе сердце – как солнышко – согревает всех вокруг, а не только родственников и друзей.
Учитель. Во все времена любовь к ближнему и традиции взаимопомощи оставались важнейшими ценностями российского народа. И сегодня традиции милосердия продолжают жить в России. Различные благотворительные фонды и волонтёрские организации оказывают помощь и поддержку тем, кто в ней очень нуждается. Один из таких фондов – фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Его руководитель Елизавета Олескина поделится с нами своими мыслями о том, как важно поддерживать тех, кто нуждается в заботе и внимании, а также расскажет о проектах фонда.
Демонстрация интервью с федеральным спикером.
Учитель. Люди, готовые ежедневно помогать другим, беззаветно и искренне, такие как Елизавета Олескина и её команда, вызывают безграничное чувство уважения и благодарности.
Таким же человеком, настоящим ангелом милосердия, была и Елизавета Петровна Глинка. Она всю свою жизнь посвятила людям, врач по профессии, она помогала больным детям, организовывала доставку лекарств и гуманитарной помощи в госпитали. Все её ласково так и называли – Доктор Лиза.
Доктор Лиза погибла в 2016 году при крушении самолета, доставляющего очередной гуманитарный груз. Но её имя живёт в сердцах тех, кому она отдала часть своей сердечной теплоты, заботы и помощи.
Учитель. Добрые дела делать непросто. И очень важно, с каким чувством мы их делаем, как мы относимся к тем, кому стараемся помочь. Хорошо, когда нам удаётся делать это с любовью, с добрым сердцем, делиться не только временем, но и частичкой сердечного тепла.
Поэтому не случайно появился праздник, который может считать своим каждый, кто бескорыстно помогает обществу и людям, не жалея сил и времени. 5 декабря мы отмечаем День волонтёра.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Кто такие волонтёры? Слышали ли вы о волонтёрском движении?
Ответы обучающихся.
Учитель. Волонтёр – это человек, который бескорыстно, по зову сердца, помогает другим. Волонтёрская деятельность не является обязательной, но людей, готовых по велению своего сердца дарить добро другим с каждым годом в нашей стране становится больше и больше, создана организация – Асссоциация волонтерских центров (Добро.рф), которой в этом году исполняется уже 10 лет, а на крупнейшей платформе добрых дел Добро.рф зарегистрировано уже более 7 млн волонтеров.
А как вы думаете, можете ли вы уже делать добрые дела или нужно подождать, пока вы станете взрослыми?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Волонтёром может стать любой желающий старше 8 лет. Для ребят в возрасте до 14 лет необходимо
лет – разрешение от родителей.
Учитель. Конечно, уже сейчас вы можете вносить свой посильный вклад в общее дело добра, ведь направлений волонтёрства много. Рассмотрите фотографии, о каких направлениях волонтёрской деятельности они нам говорят?
Ответы обучающихся.
Учитель. Направлений волонтёрства много: это помощь животными, экологическое волонтёрство, медицинское волонтерство, помощь пожилым людям, а также волонтёрство при проведении культурных и спортивных мероприятий. Узнать о различных мероприятиях и проектах, в которых вы могли бы поучаствовать, можно на платформе добро.рф.
Методический комментарий. Дополнительно педагог обращает внимание обучающихся на деятельность волонтёрских отрядов в образовательной организации, коротко рассказывает о том, какие проекты они реализуют.
Учитель. Главное помнить, что наше доброе сердце всегда найдёт способ помочь ближнему. Будем учиться творить добро!
ПОСТРАЗГОВОР
Организация встречи с советником директора по воспитанию и/или с лидерами школьных/городских/региональных волонтёрских отрядов с целью знакомства с проектами добровольческой направленности.
Знакомство с направлениями программы «Орлята России»: орлёнок- доброволец, орлёнок-эколог и другие.
Проведение киноурока по материалам фильма «Первое дело».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями и составление текстов-описаний.
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений В.П. Катаева
«Цветик-семицветик», В.А. Осеевой «Просто старушка», «Сыновья»,
«Навестила», Е.А. Пермяка, С.А. Баруздина.
Окружающий мир: изучение тем раздела «Человек и другие люди».
Музыка: прослушивание песен из фильмов «Если добрый ты…» (Приключения кота Леопольда»), «Хорошо бродить по свету» (Приключения поросёнка Фунтика), «Дорогою добра» (Приключения Маленького Мука).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Презентация проекта «Благо твори» https://добро.будьвдвижении.рф/ Материал платформы «Добро.рф» https://dobro.ru/
Презентация проекта «Волонтёрские отряды Первых» https://добро.будьвдвижении.рф/volunteersquads
Материалы для первичных отделений волонтёрских отрядов Первых https://nextcloud.rddm.team/index.php/s/TKyHftHnkEtrXZw
Как стать волонтёром? https://welcome.dobro.press/
Как работать с волонтёрским движением в школе https://teachers.dobro.press
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность и уважение к людям, готовым бескорыстно помогать другим.