Цель занятия: знакомство обучающихся с видами подразделений специального назначения, воспитание уважения к людям, служащим в подразделениях специального назначения (спецназе), формирование чувства гордости за силовые структуры, обеспечивающие защиту суверенитета и ценностей нашего Отечества.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, гордость за страну.
Основные смыслы: вооружённые силы, органы государственной безопасности и правоохранительной системы Российской Федерации имеют подразделения специального назначения. Российские подразделения специального назначения исторически олицетворяют любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральными качествами, и являются достойным примером настоящих мужчин.
Планируемые результаты. Личностные:
- понимать особую роль подразделений специального назначения, проявлять позитивное восприятие истории и традиций спецназа;
- осознавать важность защиты мирной жизни людей для их благополучия и трудовой деятельности;
- испытывать чувства уважения и благодарности к защитникам Отечества.
Метапредметные:
- развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
- работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.
Основной посыл: верность Отечеству, сила духа, мужество, быстрота реакции и острота ума делают представителей спецназа России лучшими в мире и позволяют нашей Родине и всем её жителям рассчитывать на их надёжную защиту от любой угрозы своей безопасности. День спецназа – это праздник, который напоминает нам о важности любви и защите государства, о роли подразделений специального назначения в обеспечении безопасности граждан и стабильности в стране.
Спецназ России – это особо подготовленные воины, способные выполнять задачи повышенной сложности как на территории России, так и за её пределами, являющие собой истинный образ любви и служения Отечеству.
Партнёры занятия:
- Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора
«Альфа»;
- Ассоциация социальной защиты ветеранов подразделений специального назначения «Братство краповых беретов „Витязь“»;
- Российское военно-историческое общество.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы,
- интерактивные/игровые задания,
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Вводная беседа – знакомство с подразделениями специального назначения. Постановка проблемы, просмотр обращений федеральных спикеров.
Часть 2. Основная
Просмотр видеоматериала, знакомство с историей создания спецназа, задачами, которые выполняют подразделения специального назначения. Продолжение диалога и выполнение различных игровых заданий.
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа, осознание общего смысла занятия: доблестное выполнение спецназом самых сложных задач по защите государства и мирного населения вызывает благодарность и уважение к защитникам Отечества.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Рассмотрите картину В. М. Васнецова. Как она называется? Кто на ней изображён?
Ответы обучающихся.
Учитель. Всё верно, это богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. А кто такие богатыри? Чем они известны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Богатыри – это герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги по защите родной земли. Богатыри стояли на страже Руси, надёжно охраняя её границы. Какими качествами обладали богатыри? Кого мы можем назвать современными богатырями?
Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Это и лётчики, и моряки, и артиллеристы, и связисты, и ещё очень многие профессии, которые связаны с обороной и защитой нашего Отечества и представляют щит и меч России. Но есть особые подразделения, о дне которых есть такие стихотворные строки:
1–2 класс
За мечты и за жизни, За всё, что свято в нас. По приказу Отчизны Работает спецназ.
3–4 класс
День спецназа для России – Праздник очень важный.
Ведь элитный сей раздел Очень уж отважный!
В этом слове воедино Доблесть, честь и слава, Пока они работают, – Не страшно за державу.
Что же это за особые подразделения, спецназ? Об этом мы сегодня с вами и поговорим. Почему мы говорим спецназ, как появилось это слово?
Ответы обучающихся.
Учитель. Слово «cпецназ» появилось как сокращение двух слов:
«специальное назначение». Это подразделения, которые создаются для выполнения сложнейших, особо опасных, специальных задач. Рассмотрите фотографии, в каких условиях показаны спецназовцы? Какие качества необходимы спецназовцами, чтобы выполнять задачи в таких условиях?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правильно отметили экстремальные условия, в которых показаны бойцы, и всё это требует от них особой выдержки, выносливости, хорошей всесторонней подготовки. В приоритете не только физические данные, но и сила духа, интеллектуальные способности: умение оценивать обстановку, правильно выбрать тактику, реагировать быстро и слаженно работать в команде. А какие качества важны при выполнении работы в команде или группе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Это и работа на общий результат, и умение понимать друг друга, даже часто без слов, и ответственность, и, конечно же, дисциплинированность. А что это такое? Это значит соблюдать дисциплину, то есть привычка выполнять и подчиняться определённым правилам, даже если этого в какой-то момент и не очень хочется. Послушаем героев нашего занятия.
Демонстрация выступлений федеральных спикеров.
Учитель.
Да, подразделения специального назначения – это элита наших силовых структур, российские подразделения специального назначения считаются лучшими в мире, а 24 октября в нашей стране отмечается День подразделений специального назначения.
Часть 2. Основная часть
Учитель. Подразделения специального назначения выполняют сложнейшие, особо важные и опасные задачи: осуществляют разведку и диверсионные действия на территории противника, борются с террористами и врагами России, пресекая их действия и освобождая заложников. Рискуя своей жизнью из любви к Родине, защищают мирных жителей от бандитов и врагов, обеспечивают безопасность нашей страны и её ценностей. Посмотрим видео.
Демонстрация видео (дикторский текст).
На протяжении многовековой истории в нашей стране всегда были особые воины, бойцы, которые с риском для жизни выполняли сложнейшую, самую опасную и трудную работу по защите нашего Отечества
В современной России выполнение особо сложных военных задач возложено на бойцов спецназа, настоящих мужчин, профессионалов, искренне любящих своё Отечество, готовых в любой момент рисковать своей жизнью ради безопасности нашей страны и всех нас.
И 24 октября мы празднуем их день – День подразделений специального назначения.
Таких подразделений в нашей стране несколько, самые известные из них спецназ групп «Альфа», «Вымпел» и «Витязь», у каждого из них свой день рождения, но 24 октября мы отмечаем общий праздник людей, которые по праву заслуживают особое уважение и почёт как среди представителей воинского братства, так и всех россиян. Российский спецназ – лучший в мире. Он успешно решает любые сложнейшие задачи и обеспечивает нашу безопасность: на земле и воздухе, в огне и воде.
Учитель. О каких подразделениях специального назначения вы узнали?
В чём важность их деятельности? Что необходимо уметь бойцам спецназа?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, бойцам спецназа необходимо и умение быстро ориентироваться на незнакомой местности, принять решение в нестандартной ситуации, поэтому так важно быть наблюдательными, обладать хорошей памятью, размышлять и принимать решения. И, конечно, всё это необходимо развивать с детства, тренировать постоянно. Давайте выполним задание и проверим наши навыки.
Игровое задание №1.
Содержание задания.
- вариант: обучающиеся получают листы с незакрашенными фигурами, после этого ребятам с экрана демонстрируются фигуры, закрашенные определённым способом. Время демонстрации ограничено. После демонстрации, обучающиеся должны закрасить фигуры на своих листах таким же узором.
- вариант: обучающиеся получают листы с фигурами, после чего на экране демонстрируется только часть изображений. Обучающиеся должны запомнить, какие фигуры демонстрируются, а потом закрасить их на своих листах. Время демонстрации фигур на экране ограничено.
Фигуры для демонстрации.
Лист для раскрашивания фигур.
Учитель. С первым заданием мы справились. Как бы ни была трудна боевая задача, бойцы спецназа выполняют её, проявляя силу, ловкость, выносливость. Давайте и мы проверим нашу ловкость, выполним задание.
Педагог, с учётом подготовки класса, самостоятельно определяет количество и вид выполняемых заданий.
Игровое задание №2.
Содержание задания. Обучающиеся встают из-за парт друг за другом в несколько шеренг между рядами. Первый в шеренге держит мяч, который он должен передать стоящему за собой через голову, второй также, не оборачиваясь, передаёт мяч следующему через голову. Когда мяч доходит до последнего игрока в шеренге, то он передаёт мяч впереди стоящему справа, и так по цепочке игроки возвращают мяч первому игроку. Побеждает та команда-шеренга, которая раньше вернёт мяч первому игроку.
Учитель. Как мы уже говорили, очень важным для спецназовца является умение оценивать обстановку, принимать быстро решения и понимать друг друга без слов. А для этого необходимо уметь кодировать информацию, и расшифровывать её. Вот сейчас и мы попробуем применить наши умения в расшифровке секретного послания.
Игровое задание №3.
Содержание задания. Каждой букве соответствует знак, расшифруй слова. Используя ключ, обучающиеся расшифровывают три слова: мужество, отвага, честь.
Учитель. Мужество, отвага, честь – это девиз одного из подразделений спецназа. Ведь бойцы спецназа – это пример беззаветного служения Отечеству, пример мужества и силы духа, самопожертвования, готовности
мгновенно прийти на помощь Родине. Бойцы спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральными качествами и являются достойным примером настоящего мужчины. Служить Отечеству – большая честь!
Часть 3. Заключительная
Учитель. Почему спецназ называют элитой войск? Сложно ли стать воином спецназа? Какими качествами надо обладать, чтобы служить в подразделениях специального назначения? Как выработать в себе качества, необходимые для службы в спецназе?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Ребята, с первого дня бойцы подразделений специального назначения участвуют в специальной военной операции, с честью выполняют свой долг – защищать Родину и свой народ.
Давайте составим образ «Герой спецназа», и для этого каждый из вас назовёт одно слово, характеризующее людей, воинов Отечества, которые выполняют особо сложные задачи по защите Родины.
Учитель.
Спецназ – это доблесть и слава Готовность исполнить приказ, И вами гордится держава.
Спецназовцы, с праздником вас! (автор: Матвеева Елена)
Учитель. Сегодня мы обсудили ценности и качества истинных мужчин, которые позволяют им быть не только отважными защитниками страны, но и замечательными сыновьями, отцами, мужьями и дедушками. Я уверена, что в каждой из ваших семей есть уникальные особенности, традиции и истории, которыми важно поделиться со всей страной, приняв участие во всероссийском конкурсе “Это у нас семейное”.
Конкурс открывает возможность вспомнить и собрать историю своей семьи, изучить семейные корни, возродить традиции и создать совместные проекты. Участников конкурса ждут 30 сертификатов на 5 000 000 рублей на улучшение жилищных условий, 300 больших семейных путешествий для семей-финалистов и подарки за выполненные задания от партнеров конкурса.
Учитель. Подать заявку на участие в конкурсе можно до 4 ноября. Обсудите сегодня дома с родителями участие вашей семьи в конкурсе «Это у нас семейное».
ПОСТРАЗГОВОР
Знакомство с секциями и спортивными клубами, которые есть в населённом пункте и помогают подготовиться к военной службе.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц «Где смелость там и победа», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Сражайся смело за родное дело».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», Б. С. Житкова
«Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
Окружающий мир: изучение тем разделов «Героические страницы истории России», «Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками».