Разговоры о важном 2 класс 29 января «Союзники России»

Поделиться:

Видео «Я-дипломат». Разговоры о важном Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме

«СОЮЗНИКИ РОССИИ»

 

Цель занятия: познакомить с понятиями союзник, дипломат, подвести обучающихся к пониманию того, что союзники России, – это страны и люди, с которыми у нас общие ценности, цели и мировоззрение; познакомить младших школьников с различными примерами совместной деятельности России и стран-союзников; воспитывать чувство любви и уважения к своей Отчизне.

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, дружба, патриотизм, взаимопомощь, взаимоуважение.

Основные смыслы: союзничество между государствами заключается в определении общих целей и взаимной поддержке в достижении этих целей: безопасность и благополучие людей. Взаимная поддержка помогает государствам повышать уровень жизни своих граждан, развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом иностранных государств.

Планируемые результаты. Личностные:

  • проявлять интерес к представлению совместных проектов России с различными государствами (Республики Беларусь, Китай и др.);
  • иметь общее представление о конструктивных дружеских отношениях нашей страны с широким кругом государств;
  • проявлять желание изучать историю нашей Родины.

 

Метапредметные:

  • иметь общее    представление    об    анализе    текстовой,    фото-    и видеоинформации, сравнивать её;
  • активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.

 

Партнёр занятия:

Министерство иностранных дел, https://www.mid.ru/.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями, выполнение интерактивного и игровых заданий.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • интерактивное задание,
  • видеофрагменты,
  • презентация.

 

Структура занятия

 

Часть 1. Мотивационная

Мотивационная беседа на основе работы с иллюстративным материалом, позволяющим подвести обучающихся к расширению понятий «дружба»,

«дружеские страны», «союзники». Просмотр выступления федерального спикера.

 

Часть 2. Основная

Обсуждение материала, раскрывающего основные смыслы занятия. Познавательная беседа после представленных презентаций позволяет сделать акцент на особенностях обучения школьников разных стран и на совместных проектах. Проведение игрового задания ориентировано на формирование коммуникативных действий младших школьников.

 

Часть 3. Заключительная

Обобщение материалов занятия, выполнение интерактивного задания, подведение итогов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная часть

Учитель. Рассмотрите фотографии. Какие жесты говорят о том, что люди готовы к дружбе, открыты к сотрудничеству?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Очень часто мимика и жесты показывают другому, что собеседник открыт для общения, искренен. Рассмотрите фотографии, готовы ли люди общаться друг с другом, что-то делать вместе? Почему вы так решили? Объясните.

Ответы обучающихся.

 

 

 

Учитель. Можно ли сказать о них, что они открыты к общению? Готовы работать вместе? Можно ли их назвать союзниками? Как можно сказать по- другому? Подберём синонимы к слову союзник.

Ответы обучающихся.

Учитель. Союзник – это тот, кто действует с кем-то в союзе. А почему важно дружить, объединяться для какой-то работы или решения какой-то задачи? Приведите свои примеры.

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Да, всё верно. Когда мы объединяемся, увеличиваются и наши возможности для решения какой-то задачи. А есть ли союзники у нашей страны? Послушаем спикера нашего занятия: Торкунова Анатолия Васильевича, ректора Московского государственного института международных отношений, академика РАН, Чрезвычайного и Полномочного Посла.

 

Демонстрация выступления федерального спикера.

Кто такие союзники России?

Но я полагаю, что, вообще, союзники России – это мы с вами. Мы с вами единый, российский народ. И те проблемы, которые мы должны решать, мы должны решать, прежде всего, сами. Но, конечно, у нас есть союзники. У нас есть договор о коллективной безопасности, куда входят страны, ранее бывшие республики Советского Союза. Это оформленные договорные обязательства, мы по этим обязательствам помогаем друг другу в случаях чрезвычайных ситуаций, а также военных действий.

Кроме того, есть у нас партнёры. Надо отличать союзников от партнёров. Союзники – это те, с кем мы связаны соответствующими союзными обязательствами и подписанными соглашениями, а с партнёрами мы сотрудничаем в решении важнейших международных проблем, торгово- экономических проблем.

Мы с нашими партнёрами, а это крупнейшие страны. Ну, должен сказать, что в 97 году мы подписали с Китайской Народной Республикой декларацию о многополярном мире. И Россия, и Китай исходят из того, что надо создать такой мир, где все государства будут чувствовать себя равноправными, будут принимать участие в решении судьбоносных проблем, которые касаются всех нас, всех стран, и вообще-то, и каждого из нас, каждого человека.

Конечно, союзники бывают постоянными, союзники бывают временными. С некоторыми странами мы заключаем соответствующие соглашения, чтоб решить какие-то насущные проблемы, но в целом Российская Федерация исходит из того, что не бывает постоянных врагов. Мы исходим из того, что мы дружим со всеми и хотели бы дружить со всеми. Но в некоторых обстоятельствах это не получается. Но тем не менее наши сегодня и союзники, и партнёры, они понимают нас, они разделяют нашу позицию по многим международным делам и непростым вопросам. И, конечно, мы высоко ценим эту позицию.

 

Часть 2. Основная часть

Учитель. Не зря говорят «в одиночку – слабы, а вместе – сильны». Рассмотрите фото. Что помогает укреплять и поддерживать добрососедские отношения людей или стран?

 

Ответы обучающихся.

Учитель. Это различные совместные мероприятия в области спорта, культуры, образования: выставки, фестивали, форумы и встречи. Например, в августе прошедшего года состоялась смена молодёжного лагеря Движения Первых «Друзья». Участниками смены стали более 200 ребят не только из нашей страны, но и из Малайзии, Республики Беларусь, Бразилии, Кубы и других.

А вы знаете, как учатся ваши сверстники в других странах? Как долго длятся у них каникулы? Поработаем с карточками: сравним, как учатся ваши сверстники в других странах и вы.

Работа с карточками «Как учатся школьники разных стран».

Карточка 1. Индия. Оценки за устные ответы учителя обычно не выставляют, а каникулы у индийских школьников приходятся на самые жаркие месяцы: май и июнь. Фотографии лучших учеников публикуют в газетах, и родители гордятся успехами своих детей.

Карточка 2. Шри-Ланка. Начинаются занятия у школьников в 08.00 и продолжаются до 15.00. А школьные каникулы обычно в августе и декабре, а также 2 недели в апреле.

Карточка 3. Китай. Ребята учатся с 6 лет на протяжении 12 лет. Каникулы длятся всего 1 месяц – август. Выходные и праздники используют для дополнительных занятий и самоподготовки. Ходят китайские ребята в школу в спортивных костюмах, но у каждой школы есть своя цветовая гамма

«формы» и эмблема.

Учитель. Как вы думаете, почему важно общаться с ребятами из других стран? Проводить различные встречи и мероприятия? А вы бы хотели познакомиться с ребятами из другой страны? Почему? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, это важно! Такое общение является возможностью узнать различные культуры, познакомиться с традициями, это по-настоящему полезный и увлекательный опыт. И наша страна всячески поддерживает это

 

стремление. Например, в марте этого года в нашей стране состоится масштабный Всемирный фестиваль молодёжи, фестиваль, который примет более 20 000 российских и иностранных представителей. А символом этого фестиваля стал… Чебурашка! Но об этом фестивале мы с вами ещё поговорим.

А что бы вы рассказали о нашей школьной жизни своим сверстникам из других стран, чтобы они захотели к нам приехать учиться?

Ответы обучающихся.

Учитель. Но не только образование становится основой сотрудничества. Это и многие другие проекты в области строительства и техники, экологии и культуры, науки и космических исследованиях. Например, с Китаем – это и строительство моста через Амур, и развитие газопровода.

 

 

 

Учитель. А вот ещё один проект – «Большие панды». В 2019 году в Московский зоопарк из Китая прибыли панды Диндин и Жуи. Китай предоставляет своих животных в знак доброй воли и поддержки партнёрского сотрудничества между странами, и сейчас в Московском зоопарке растёт малышка панда, которая родилась уже в Москве у Диндин и Жуи.

Но давайте подумаем, благодаря кому возможны такие масштабные проекты и договорённости между странами? Конечно, это дипломаты. Кто такие дипломаты?

Ответы обучающихся.

 

 

 

Учитель. Деятельность дипломата заключается в том, чтобы поддерживать с иностранными государствами связь, вести переговоры и поддерживать связи, направленные на укрепление дружбы и сотрудничества между государствами.

Демонстрация видео.

Я – дипломат, а значит – лицо государства. Моя работа – представлять интересы своей страны и её граждан. Я устанавливаю культурные и торговые связи, веду переговоры и улаживаю конфликты, чтобы у моего государства было как можно больше союзников и друзей и осталось как можно меньше врагов. Для этого я участвую в официальных визитах, переговорах и конференциях, готовлю и подписываю соглашения, а ещё занимаюсь поддержкой соотечественников за рубежом и выдачей виз.

Учитель. Дипломат, дипломатия, дипломатичность, искусство дипломатии. А как вы думаете, какие качества важны для людей, которые занимаются дипломатией?

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Дипломат должен говорить простым и понятным языком, и обладать исключительно широким кругозором. Дипломат обязан в совершенстве владеть своим родным языком и стремиться к превосходному знанию иностранных языков. А ещё для успешной работы дипломату важно много общаться с людьми, поддерживать деловые контакты, а для этого важно уметь установить контакт, познакомиться. Попробуем и мы разыграть различные ситуации.

Игровое задание «Речевой этикет».

Содержание задания: обучающиеся получают карточку  с описанием задания, представляют ситуацию с использованием этикетных слов.

Учитель  определяет  количество  карточек  для   работы  исходя  из организационных условий класса.

Карточка 1. Поприветствуйте одноклассника, с которым встретились в школе.

Карточка 2. Вам надо взять книгу в библиотеке. Обратитесь к библиотекарю за помощью.

Карточка 3. Вы идёте с другом и встречаете группу одноклассников, с которыми ваш друг не знаком. Познакомьте своего друга с одноклассниками.

Карточка 4. Вы пригласили своего друга домой. Познакомьте своего друга со своими родителями.

 

Учитель. Вот мы и потренировались использовать некоторые речевые формулы для установления контакта. Важно ли для людей соблюдать определённое словесное поведение? Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

 

Часть 3. Заключительная часть

Учитель. Конечно, такие навыки могут быть полезны всем, ведь они помогут быть внимательными друг к другу, а, значит, помогают избегать конфликтов и сохранять человеческие отношения, приобретая друзей. А дружба границ не знает. Как вы понимаете эти слова? Расскажите.

Ответы обучающихся.

 

Учитель.

Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет.

 

Давайте выполним интерактивное задание: напишем письмо вашим сверстникам из других стран и пригласим их в нашу страну. Что мы расскажем ребятам из других стран о нашей стране?

 

Выполнение интерактивного задания №1.

Содержание задания: обучающиеся пишут письмо своим сверстникам из других стран, чтобы пригласить их в Россию.

 

Учитель. Вот и отправили мы наше письмо. Дружба не имеет границ и не замечает расстояний. Новые знакомства — это всегда здорово!

 

ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство и обсуждение материалов, размещённых в группе ВКонтакте

«Движение Первых. Дипломаты» https://vk.com/mypervie_diplomaty.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с пословицами о дружбе разных народов. Например, сравнение пословиц «Одно тёплое слово и в мороз согреет» (китайская) и

«Дерево держится корнями, а человек – друзьями» (русская).

Литературное чтение: чтение и обсуждение фольклорных произведений разных стран. Например, китайская народная сказка «Волшебное коромысло», белорусская народная сказка «Пых» и другие.

Окружающий мир: изучение тем «Страны мира», «Соседи России».

Технологии: работа с инструкциями по применению электронных устройств, правила работы в сети Интернет, использование антивирусных программ.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Сайт платформы «Орлята России», https://orlyatarussia.ru

Материалы международного лагеря «Орлёнок», https://center-orlyonok.ru

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Обсуждение отдельных проектов в социально-культурной сфере, в которых принимают участие страны-союзники России и в которых участвует конкретный субъект Российской Федерации на региональном уровне.

Благодарность людям, которые представляют интересы нашей страны и обеспечивают ее благополучие и безопасность в мире.