Разговоры о важном 21 октября 2024 10 класс «Как создать крепкую семью»

Разговоры о важном 21 октября 2024 «Как создать крепкую семью»Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «КАК СОЗДАТЬ КРЕПКУЮ СЕМЬЮ. ДЕНЬ ОТЦА И ДЕНЬ МАТЕРИ»

Цель занятия: расширение представлений о крепкой семье как ценности для каждого человека, осознание особой роли родителей в жизни каждого члена семьи, формирование знаний о важности собственного участия в создании доверительных отношений в семье, воспитание уважительного отношения к матери и отцу.

Формирующиеся ценности: крепкая семья.

Основные смыслы: крепкая семья – это ценность для каждого человека. Защита и забота, поддержка и уважение, любовь и взаимопонимание — основа крепких отношений в семье. Особая роль отца и матери в формировании у детей чувства безопасности, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

Планируемые результаты. Личностные:

  • осознавать, что крепкая семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки;
  • понимать, что любовь к семье подкрепляется делами: оказание помощи в домашних делах, забота и внимание к родным;
  • проявлять чувства уважения и благодарности к членам семьи.

Метапредметные:

  • проявлять активность   в   познавательной   деятельности,   интерес   к

обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая   форма   занятия:   познавательная   беседа.   Занятие

предполагает   использование   видеофрагментов,   игровых   элементов    и

дополнительных материалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивные задания;
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, просмотр видео и вопросы познавательного характера.

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель   организует   просмотр   видеоанонса   занятия   от   Полины Айнутдиновой.

Учитель. Ребята, 2024 год в нашей стране объявлен Годом Семьи, вслушаемся в это слово: СемьЯ.

Демонстрация видео со словами стихотворения. Часть 1.

Семья – словечко странное, Хотя не иностранное.

– Как слово получилось, Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь?

(М. Шварц)

Учитель. Как бы вы ответили на вопрос автора стихотворения?

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам за ответы. Давайте послушаем продолжение стихотворения.

Демонстрация видео со словами стихотворения. Часть 2.

Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать:

Два дедушки, Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»!..

Учитель. Семья — это начало и продолжение каждого человека, поэтому каждая семья – уникальна. Расскажите о своих семьях.

Ответы обучающихся.

Учитель. Наши родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки – это наша

семья. И мы с гордостью говорим о них, об их профессиях и достижениях. Они

– главное и самое важное, что у нас есть. Семьи наши очень разные, они могут отличаться друг от друга, например, по составу и количеству членов семьи: детей, родителей, родственников, но объединяют всех членов семьи отношение друг к другу – любовь и поддержка, забота и защита. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Часть 2. Основная

Учитель. Как вы думаете, какую семью можно назвать крепкой?

Ответы обучающихся.

Учитель. Это сплочённая и любящая семья, в которой каждый чувствует заботу и поддержку. Об этом народ сложил много пословиц. Давайте выполним интерактивное задание и узнаем, какие качества семьи всегда ценились в народе.

Интерактивное задание «Собери пословицы».

Содержание задания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц. Педагог обращает внимание на значение каждой из представленных пословиц.

  • В дружной семье // и в холод тепло.
  • Вся семья вместе, // так и душа на месте.
  • В семье согласно, // так идёт дело прекрасно.
  • Мир в семье // любовью держится.

Учитель. Любовь и забота, поддержка и понимание – вот основа крепкой семьи. Чувствуя поддержку своих родных, мы растём и развиваемся. Близкие верят в нас и дают нам силы. Забота родных и близких даёт чувство защищённости.

Посмотрите фрагмент мультфильма, можно ли сказать, что у героев крепкая семья? Объясните почему.

Демонстрация  фрагмента   мультфильма  «Встречайте   бабушку».

Часть 1.

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, к сожалению, в этой семье каждый сам по себе и не обращает внимания на другого. Какой совет мы бы с вами дали героям мультфильма, чтобы «скрепить», объединить семью?

Учитель. Конечно, для «укрепления», объединения семьи нужны общие дела и традиции. «Добрые традиции подобны родникам, укрепляют, животворят семью», как говорил Л. Н. Толстой. Какие семейные традиции изображены на иллюстрациях?

Ответы обучающихся.

Учитель. Какие семейные традиции есть в ваших семьях? Как вы считаете, кто должен поддерживать традиции в семье?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте вернёмся к героям мультфильма и посмотрим, как они изменили своё отношение друг к другу. Можно ли теперь сказать о них

«крепкая семья»? Объясните.

Демонстрация  фрагмента   мультфильма  «Встречайте   бабушку».

Часть 2.

Ответы обучающихся.

Учитель. О традициях гостеприимства мы с вами ещё поговорим на следующем занятии. А какие традиции вы бы хотели иметь в своей будущей семье?

Учитель. Сила и крепость семьи в её традициях, которые, как ниточки, связывают всех членов семьи заботой и поддержкой. Любовь и уважение, взаимопомощь и забота – это основа тех взаимоотношений, которые

«скрепляют» семью. Послушаем об этом федерального спикера.

Демонстрация видеообращения федеральных спикеров.

Учитель. Понимание и поддержку должен чувствовать каждый член семьи. Поэтому неслучайно в нашей стране есть несколько семейных праздников: День матери и День отца. Вчера в нашей стране был один из важных семейных праздников День отца, ежегодно он отмечается каждое третье воскресенье октября, а в последнее воскресенье ноября мы празднуем День матери.

Наши мамы и папы – самые дорогие и близкие люди, которые всегда рядом, готовые поддержать и помочь. Послушайте воспоминание Елены Гагариной о своём отце, Юрии Гагарине. Каким вспоминает Елена Гагарина своего отца, какие его качества ей запомнились?

«Мой отец всю жизнь интересовался литературой и историей…Он знал её так, как будто сам принимал в ней участие. Я помню, как однажды он отвёз меня и мою сестру в Бородино.

А каждые выходные устраивалось что-нибудь интересное. Но когда у него было время, ему нравилось быть дома и проводить время с нами. Он очень хотел видеть, что мы (его две дочери: Елена и Галина) очень хорошо учимся. Он любил разговаривать с нами о книгах и литературе, и он любил читать нам стихи. Он знал наизусть поэзию, и ему нравилось учить нас читать её тоже. Он всегда был для меня первым в мире космонавтом, и вся его жизнь была связана с космосом и освоением космоса».

Ю. А. Гагарин с семьёй

Учитель. Как вы можете описать взаимоотношения в семье Гагариных?

Можно ли её считать крепкой? Если да, то благодаря чему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Поддержка и взаимопонимание были основой семьи. Отец — это не просто глава семьи, но и человек, который готов поддерживать, помогать и защищать. А мама – это человек, который создаёт и хранит домашний уют, дарит теплоту и заботу. Давайте представим ситуации с нашими близкими людьми.

Методический комментарий. Учитель выбирает игровые ситуации, исходя из особенностей своего класса. Поэтому работа с карточками может быть организована как фронтально, так и в группах.

Игровая ситуация «Наши родные и близкие».

Содержание задания: обучающиеся получают карточки с описанием ситуации. После обсуждения в парах/малых группах обучающиеся высказывают свои ответы.

Карточка 1. Представьте, что зимним вечером вы с мамой уютно устроились под пледом и мечтаете… О чём? Что вы хотели бы спросить у мамы? Какие вопросы хотели бы услышать от мамы?

Карточка 2. Представьте, что вы с отцом идёте за грибами и разговариваете «по душам». Что бы вы хотели спросить у папы? А что рассказать ему?

Карточка 3. У бабушки с дедушкой большое торжество – юбилейная годовщина свадьбы. С кем вы будете обсуждать и готовить подарки и поздравления юбилярам? Как бы вы могли поучаствовать в семейном событии?

Карточка 4. Приближается день рождения мамы или папы. О чём бы вы

«секретничали» с братом или сестрой? Как бы вы могли поучаствовать в поздравлении?

Карточка 5. Представьте, что вы выросли и стали мамами и папами. В чём бы вы хотели обязательно быть похожими на своих родителей?

Часть 3. Заключительная

Учитель. Взаимоотношения членов семьи, основанные на уважении, интересе друг к другу, поддержке, сопереживании – это большой каждодневный, незаметный труд родителей, всей семьи. Как вы можете помочь родителям? Давайте вспомним наше занятие: «Что значит быть

взрослым?» и назовём дела, выполнение которых поможет почувствовать нашим родным поддержку и заботу.

Ответы обучающихся.

Учитель. Это нетрудно, но так важно – помогать родителям! Простыми делами вы можете проявить свою заботу и любовь к родителям и к семье. Быть родителями – самая нужная и важная работа в жизни мужчины и женщины. Мы благодарны своим родителям за очень многое – за жизнь, за любовь, за мудрость … продолжите … за что вам хочется сказать спасибо своим родителям?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, спасибо вам за эти слова благодарности! Пусть они звучат в ваших семьях всегда, а не только по праздникам, это, кстати, ещё один из секретов крепкой и счастливой семьи.

Чтец 1.

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.

Чтец 2.

Малыш для старших как любимец, Родители — во всём мудрей, Любимый папа — друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже На этой сказочной земле!!!

(Д. Тараданова)

Методический комментарий. В зависимости от подготовленности класса отрывки из стихотворений читает учитель или подготовленные обучающиеся, которым педагог раздаёт тексты для чтения.

Учитель. Вот и подходит к завершению наше занятие. Мы сегодня говорили о крепкой семье, о том, что забота и внимание родных и близких даёт чувство защищённости. Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал, что крепкая, дружная семья, в которой растут счастливые дети – это и есть будущее России.

В завершение нашего занятия я подготовила для вас открытки «Год семьи» (см. дополнительные материалы).

Предлагаю вам завершить фразу на открытке, и подарить её своим родным. Чем больше у вас таких совместных воспоминаний и каких-то общих дел: приготовления семейных блюд, игр, встреч с родными, тем сильнее чувство любви и привязанности друг к другу. Пусть вас всегда согревает родительское тепло.

Демонстрация видео «Гимн Года семьи». ПОСТРАЗГОВОР

Организация и проведение выставки рисунков «Моя семья».

Проведение конкурса сочинений-рассказов «Самый памятный день в моей семье», конкурса стенгазет «Моя семья – моё богатство».

Просмотр фильмов и мультфильмов о семье и семейных отношениях:

«Сказ о Петре и Февронии» и др.

Просмотр короткометражного фильма Движения Первых «День Отца».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с пословицами о членах семьи (матери, отце, бабушках и дедушках), написание сочинений «Моя дружная семья», «Мой любимый член семьи».

Литературное чтение: чтение рассказов и стихотворений о семье, о взаимоотношениях в ней: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», А. А. Плещеев

«Песня матери», В. А. Осеева «Сыновья», А. Гайдар «Чук и Гек», Н. Н. Носов

«Весёлая семейка».

Окружающий мир: изучение тем «Как живёт семья?», «Моя семья в прошлом и настоящем», «Совместный труд и отдых», «Семейные ценности и

традиции», «Составление схемы родословного древа, истории семьи».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Президентской библиотеки «О семейных традициях народов России», https://www.prlib.ru/news/1334905.

Всероссийский      семейный       форум      «Родные      –      Любимые», https://vk.com/rodnye_lybimye.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность взрослым членам семьи за любовь, заботу, внимание и поддержку, родителям за родительский дом.