Разговоры о важном 23 декабря 3 класс «Одна страна — одни традиции»

Разговоры о важном 23 декабря 3 класс «Одна страна - одни традиции»Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ОДНА СТРАНА – ОДНИ ТРАДИЦИИ»

 Цель занятия: расширение представлений обучающихся о традициях встречи Нового года в России, формирование осознания младшими школьниками ценности семейных новогодних традиций, воспитание уважительного отношения к семье, родным и близким, укрепление позитивного отношения к совместной деятельности.

Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России.

Основные смыслы: Новый год – любимый для всех россиян праздник, он раскрывает в людях лучшие черты, умножает значимость традиционных, семейных ценностей, энергию великодушия, щедрости и доверия. Участие в совместной деятельности по подготовке к празднованию Нового года (украшение ёлки, дома, приготовление угощений, организация культурного досуга) является основой укрепления семейных связей, объединения разных поколений, поддержкой и развитием у разных народов традиционных ценностей нашей многонациональной страны.

Планируемые результаты. Личностные:

  • осознавать ценность семейных отношений и понимать роль бережного отношения к ним;
  • стремиться к расширению своих знаний в области культурных традиций и истории народов России;
  • иметь общие представления о традициях празднования Нового года у разных народов России.

Метапредметные:

  • анализировать содержание различных информационных источников;
  • принимать участие в творческой деятельности;
  • формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие также предполагает использование видеофрагментов и выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

—   сценарий,

  • методические рекомендации,
  • видеофрагменты,
  • комплект интерактивных заданий.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – мотивировать обучающихся на активное участие в обсуждении темы. Принятие мотива предстоящей деятельности строится на основе познавательной беседы.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью ученикам предлагается просмотр фильма

«Движение Первых». В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует работу с интерактивной игрой «Новый год шагает по стране», расширяющей представления о новогодних традициях.

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.

Учитель. Послушайте стихотворение, о каком празднике оно рассказывает?

Снег кружится белый-белый, Наступают чудеса.

Новый год стучится в двери. Ждём его, закрыв глаза…

В эти добрые мгновенья Каждый думает о том, Чтобы радость и веселье Заглянули в каждый дом!

Учитель. Что вам подсказало, что эти строки о Новом годе?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, Новый год нельзя себе представить без чудес и волшебства, радости и веселья. Новый год – это атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, исполнения желаний. А что вы представляете себе, когда думаете об этом празднике?

Ответы обучающихся.

Учитель. Радость Нового года для каждого из нас складывается из множества мелочей: запаха хвои, мандаринов, поиска подарков, традиций, надежд и ожиданий.

И, конечно, Новый год – это семейный праздник, и в каждой семье есть свои маленькие традиции, которые повторяются из года в год и тем самым придают этому празднику особую душевность. Вот, например, в моей семье есть такая традиция (учитель приводит свой пример).

Учитель. А какие новогодние или предновогодние традиции есть в вашей семье?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Первоклассникам достаточно сложно обобщать свои высказывания, поэтому педагогу необходимо помогать обучающимся в высказывании своих мыслей.

Учитель. Спасибо, что поделились своими историями. Столько чудесных семейных традиций в нашем классе! Новогодние традиции объединяют нас всех, людей разных поколений и регионов, создавая общую праздничную атмосферу.

А как готовятся к встрече Нового года в других городах? Давайте совершим небольшое видеопутешествие и откроем для себя что-то новое!

Демонстрация федерального видео «Одна страна – одни традиции». Учитель. Что вам запомнилось из рассказов ребят? Объясните почему.

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная часть

Учитель. И, конечно, главная новогодняя традиция, объединяющая всех россиян, – это встреча Нового года в тёплой семейной атмосфере, в кругу самых близких людей. Когда вся семья собирается за праздничным столом, и создаётся волшебство, появляются чувства теплоты и любви, которую могут почувствовать наши родные и близкие.

Но бывает, что собраться всем вместе в Новый год не получается, так как люди многих профессий работают в праздничную ночь. Как же быть?

Давайте посмотрим, какой вариант предложили герои фильма «Движение Первых».

Просмотр новогоднего фильма «Движение Первых».

Учитель. Как поступок Светы и её друзей помог изменить настроение Коли и других людей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Какие моменты из фильма вы могли бы перенести в свою жизнь, чтобы сделать праздник для кого-то особенным?

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам за ответы. И главное – помнить, что для наших близких людей, мам и пап, бабушек и дедушек, наше внимание, тепло и любовь становятся лучшими и дорогими подарками.

А сколько раз можно встретить Новый год в нашей стране?

Ответы обучающихся.

Учитель. 11 раз! Наша страна находится в одиннадцати часовых поясах, поэтому и встретить Новый год жители нашей страны могут 11 раз! Давайте попутешествуем и мы.

Петра I дата встречи Нового года была перенесена на 1 января.

Учитель. С этого же времени ель стала главным новогодним деревом, а одной из самых любимых новогодних традиций – украшение новогодней ёлочки.

Учитель. Используете ли вы какие-то особенные украшения, сделанные своими руками? Сохранились ли у вас новогодние игрушки из детства ваших мам, пап, бабушек, дедушек?

Ответы обучающихся.

Точка 3.

Задание. Продолжи новогоднюю песенку.

Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность прослушать часть песенки, после останавливает видео и предлагает продолжить куплет. После прослушивания вариантов ответов включается продолжение фрагмента.

В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, Зелёная была. (пауза).

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

(мультфильм «В лесу родилась ёлочка»)

Точка 4.

Задание. Продолжи новогоднюю песенку.

Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность прослушать часть песенки, после останавливает видео и предлагает продолжить куплет. После прослушивания вариантов ответов включается продолжение фрагмента.

Учитель. Какие ещё новогодние песни вы знаете? Какие песни любят в

вашей семье.

Ответы обучающихся.

Точка 5.

Вопрос. Кто из новогодних героев отмечает свой день рождения 18 ноября? Подсказка: За год он получает более 200 тысяч писем из разных стран мира.

Ответ (видео). Дед Мороз.

День рождения у новогоднего волшебника – 18 ноября. Это потому, что с этого дня наступают первые морозы и выпадает первый снег. И дедушка начинает свои приготовления к празднику.

Точка 6.

Вопрос. Вспомните, в каких регионах России живут эти новогодние волшебники?

Методический комментарий. Педагог предлагает просмотреть видео, а потом выполнить интерактивное задание.

Видео. Представьте себе Новый год без Деда Мороза! Невозможно! На просторах нашей огромной страны живут разные народы, и у каждого из них

Учитель. Принято ли в вашей семье дарить друг другу новогодние

подарки?

Ответы обучающихся.

Точка 7.

Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?

Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.

Ответ. Фрагмент из фильма «Морозко».

Точка 8.

Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?

Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.

Ответ. Фрагмент мультфильма «Дед Мороз и лето».

Точка 9.

Вопрос. Угадай, из какого фильма этот отрывок?

Методический комментарий. Педагог включает видео и даёт возможность его просмотреть. Обучающимся необходимо правильно назвать фильм или мультфильм.

Ответ. Фрагмент фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Учитель. Какие у вас любимые фильмы, которые вы смотрите всей семьёй в новогодние праздники?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вот сколько замечательных слов волшебных, новогодних и сказочных создают нам новогоднее настроение.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Но пока не наступил 2025 год, давайте подумаем об уходящем годе – 2024. Какое событие вам запомнилось больше всего? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Что бы вам хотелось сделать 1 января, в первый день Нового года? В Новом 2025 году?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, заканчивая наше занятие, хочу поздравить вас с наступающим Новым годом! Я желаю вам в новом году много радости, успехов в учёбе, здоровья и счастья. Пусть каждый день нового года будет наполнен яркими событиями, новыми знаниями и открытиями.

ПОСТРАЗГОВОР

Участие в традиционной акции Движения Первых «Российский детский Дед Мороз» – https://disk.yandex.ru/i/wBYfxfuHOH4beA.

Составление сценария и проведение новогоднего праздника. Изготовление ёлочных украшений, снежинок, гирлянд.

Просмотр и обсуждение художественных фильмов и мультфильмов, связанных с Новым годом.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа над сочинением-описанием, сочинением- повествованием «Любимая ёлочная игрушка», «Новый год, который мне запомнился», «Самый весёлый праздник».

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений новогодней

тематики (С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Гайдар «Чук и Гек», В. И. Даль   «Снегурочка»,   В. Ф. Одоевский   «Мороз   Иванович», В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах» и др.).

Технология: изготовление ёлочных украшений и снежинок, новогодних поделок и открыток в подарок родным, друзьям.

Музыка: прослушивание фрагментов произведений Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка», П. И. Чайковского «Щелкунчик»; пение популярных праздничных песен.

Изобразительное искусство: знакомство с произведениями живописи на новогоднюю тематику.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Портал культурного     наследия,     традиций     народов                 России https://www.culture.ru/.
  2. Проект «Ёлка желаний», https://елкажеланий.рф/.
  3. Знакомство с новогодними проектами «Движения первых».
  4. Портал Народы России https://народы-россии.рф/.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Исторические и культурные традиции различных народов нашей страны, благодарность родителям за сохранение традиций и истории в своей семье.