ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«НОВОГОДНИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ»
Цель занятия: познакомить обучающихся с историей и традициями встречи Нового года в России, развивать интерес к изучению родной страны, её культурному наследию и традициям, способствовать осознанию младшими школьниками ценности семейных новогодних традиций, воспитывать уважительное отношение к семье, родным и близким, укреплять позитивное отношение к совместной деятельности.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России.
Основные смыслы: Новый год — любимый для всех россиян праздник, он раскрывает в людях самые лучшие черты, умножает значимость традиционных, семейных ценностей, энергию великодушия, щедрости и доверия.
Новый год – это любимый и значимый праздник для каждой семьи. Участие в совместной деятельности по подготовке к празднованию Нового года (украшение ёлки, дома, приготовление угощений, организация культурного досуга) является основой укрепления семейных связей, объединения разных поколений, поддержкой и развитием у разных народов традиционных ценностей нашей многонациональной страны.
Новый год — это время, когда мы можем задуматься о своих целях и мечтах, поставить перед собой новые задачи и стремиться к их достижению. Поэтому празднование Нового года становится не только временем для отдыха и развлечений, но и возможностью объединить различные культуры и народы вокруг общих ценностей.
Планируемые результаты. Личностные:
- осознавать ценность семейных отношений и понимать роль бережного отношения к ним;
- стремиться к расширению своих знаний в области культурных традиций и истории народов России;
- иметь общие представления о традициях празднования Нового года у разных народов России.
Метапредметные:
- анализировать содержание различных информационных источников;
- принимать участие в творческой деятельности;
- формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеофрагменты,
- комплект интерактивных заданий,
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Анализ представленных рисунков на новогодних открытках и музыкальное исполнение песни позволяют создать эмоциональный настрой обучающихся и ввести в тему занятия.
Часть 2. Основная
Познавательная беседа по итогам просмотра видео о новогодних ёлках, выполнение интерактивного задания «Деды Морозы народов России», создание коллективного письма Деду Морозу, как новогодняя традиция исполнения пожеланий.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия: обсуждение национальных и семейных традиций встречи Нового года.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Вот и подходит год к концу, наш класс красиво украшен…скоро-скоро наш любимый праздник. И к этому празднику готовятся все. Посмотрите на открытки, которые мы получили из сказочного леса. К какому празднику готовятся жители леса? Почему вы так решили?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, это поздравительные новогодние открытки! Какие традиции Нового года соблюдают даже в сказочном лесу?
Ответы обучающихся: звери наряжают ёлочку, водят хороводы, получают и дарят подарки.
Учитель. Молодцы, это вы верно отметили. Вот сегодня мы с вами и поговорим о новогодних традициях. Ведь Новый год – это, наверное, самый любимый и семейный праздник, объединяющий всех людей. Это время осмысления прошедшего и ожидания нового.
С Новым годом! С новым счастьем! – говорим мы друг другу в этот праздник, потому что, именно на Новый год принято желать всего самого доброго родным, друзьям, дорогим нам людям.
Учитель. Давайте ещё раз внимательно рассмотрим открытки из сказочного леса, какой символ Нового года изображён на всех открытках?
Ответы обучающихся: ёлочка.
Учитель. Конечно, сейчас уже сложно представить наш волшебный праздник без ёлочки.
Мягко светятся иголки, Хвойный дух идёт от ёлки.
Новогодняя ёлочка – нарядная, украшенная гирляндами и игрушками, про неё и стихи, и песни сложены. А какие песни и стихи о ёлочке вы знаете? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. А теперь споём вместе, самую любимую и, наверное, самую известную песенку о ёлочке.
Звучит музыкальное вступление, прослушивание песни «В лесу родилась ёлочка». Слова Раисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана (см. дополнительные материалы, исполняется два куплета).
В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла,
Зимой и летом стройная, Зелёная была…
Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла И много, много радостей Детишкам принесла.
Часть 2. Основная часть
Учитель. Теперь она нарядная и в нашем классе, и у многих из вас уже стоит дома. А как в вашей семье принято украшать ёлочку? Какими игрушками? Есть ли среди них игрушки ваших родителей? Есть ли игрушки, которые вы сделали вместе? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. В разные времена и ёлки наряжали по-разному: сначала фруктами и шишками. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А сейчас украшение ёлочки – это настоящее искусство. Посмотрим видео. Обратите внимание, как названы ёлочки.
Демонстрация видео о новогодних ёлках Мариинского театра.
Учитель. Как названы эти сказочные ёлочки? Как вы думаете, почему их так назвали?
Ответы обучающихся.
Учитель. Мы с вами увидели ёлочки, которые украшают Мариинский театр в Санкт-Петербурге. А знаете, где у нас устанавливается главная ёлка нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Поиск главной ёлки — задача непростая, ведь дерево должно соответствовать целому ряду критериев: определённый рост, возраст, удобное местоположение, правильная форма кроны, отсутствие сломанных ветвей и так далее. Ёлку начинают искать еще летом, а потом устанавливают на Соборной площади – самой древней площади Московского Кремля. В этом году подобрали ель, высота которой 25 метров, и её возраст примерно 84 года. Вы можете себе представить, какое это дерево?
Ответы обучающихся.
Учитель. Кремлёвская ёлка высотой с 10-этажный дом! Дома ставят, конечно, ёлочку поменьше.
Праздничная ёлка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. В Россию новогодняя традиция встречать Новый год 1 января пришла во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление. А сколько раз можно встретить Новый год в нашей стране?
Ответы обучающихся.
Учитель. 11 раз! Наша страна с запада на восток простирается почти на 10000 километров и находится в одиннадцати часовых поясах. Жители, какого региона первыми в России встречают Новый год?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, это Камчатка и Чукотка. Кстати, жители Чукотки встречают Новый год не только первыми в России, но и ещё на неделю раньше. В дни зимнего солнцестояния 21–22 декабря на Чукотке празднуют национальный Новый год. В самую длинную ночь происходит восхождение звезды Пэгытти. Существует поверье: если встретить Пэгытти с хорошими пожеланиями, то заветная мечта в будущем году обязательно сбудется. Якутский Новый год называется Ыысаах и переводится как «изобилие». Его празднование связано с днём летнего солнцестояния и проводится в период с 10 по 25 июня. Но не только национальный Новый год есть у народов России, но и сказочные волшебники. Какие? Давайте немного попутешествуем и узнаем о зимних волшебниках.
Методический комментарий. Исходя из подготовленности класса, учитель самостоятельно определяет «точки» путешествия – знакомство с Дедами Морозами России, но желательно, чтобы завершающей «точкой» путешествия стало видео о Дедушке Морозе из Великого Устюга, как главном волшебнике России.
Выполнение интерактивного задания №1 «Деды Морозы России».
Содержание задания: интерактивное задание представляет собой карту России, при нажатии на «иконку» воспроизводится видеоролик о том или ином волшебнике.
Это Талви Укко – главный Дед Мороз в Карелии. Интересный факт: в резиденции Талви Укко самый большой в России питомник ездовых собак! Там более 100 собак разных пород: от сибирских хаски до самоедских лаек.
А это Паккайне – младший брат Талви Укко. Его имя переводится как
«морозец». Этот рыжий озорной парнишка хоть и входит в сообщество Дедов Морозов, но отличается молодостью и костюмом.
Ямальского Деда Мороза называют Ямал Ири.
У него волшебный посох и бубен, с помощью которых он творит чудеса. Ходит легенда, что если прикоснуться к его посоху, то желание точно сбудется! А вот бубен наполняет всё вокруг светлой энергией и силой. Добрые люди становятся сильнее духом, а злые становятся добрее.
Якутский хранитель холода – Чысхаан – необычный Дед Мороз: он не дарит подарки, а скорее – символизирует Полюса Холода, хранит вечную мерзлоту. Ему не пишут письма, с ним не водят хороводы, но… посмотрите, какой у него красивый костюм!
Сагаан Убгэн – Белый Старец – так называют Деда Мороза в Бурятии. Для местных жителей он – источник добра и благоденствия. Старец всегда держит в руках белый посох, украшенный головой мифического морского существа. По легенде: если Белый Старец прикоснётся к вам своим посохом, то подарит долгую жизнь.
Самый весёлый Дед Мороз – это Кыш Бабай из Татарстана. Именно этот Зимний Дедушка отвечает за новогоднее веселье и радость! А ещё он завёл собственный «Лес чудес», где таится волшебство и бродит множество персонажей из популярных татарских сказок.
А самый музыкальный Дедушка Мороз живёт в Чувашии. Это Хель Мучи. Он играет на разных музыкальных инструментах, на своём волшебном посохе и даже на гусином пёрышке! А также собирает… снежинки, которые своими руками делают ребята из разных уголков Чувашии. В его коллекции более 2000 снежинок.
Самый древний Дедушка Мороз – это марийский Йӱштӧ Кугыза. Он появился больше десяти веков назад на севере Марий Эл. Йушто Кугыза – сказочник и хранитель марийских легенд. Он обожает дарить подарки и на встречу с детьми всегда мчится на деревянных лыжах.
Это Тол Бабай – удмуртский Дедушка Мороз. По легенде: в краях, где он сейчас живёт, раньше были великаны. Когда пришли люди – великаны покинули свой дом. А Тол Бабай не успел… Но однажды он встретил детей и так подружился с ними, что теперь каждый год дарит им подарки.
Это Митын Дада – осетинский Дедушка. Он – настоящий волшебник- горец: суров, добр и справедлив. Живёт Митын Дада высоко в горах и лишь раз в году спускается к людям на торжество, чтобы порадовать их подарками и исполнить желания.
Дедушка Мороз из Великого Устюга – главный волшебник России. У него есть Кладовая сказок с волшебными предметами, Лаборатория по созданию снежинок и снега – даже летом! – и собственный Кабинет. В нём дедушка читает письма детей и взрослых.
В течение года на почту Деда Мороза приходит более 200 000 писем и посылок: ребята заказывают подарки и присылают рисунки. Но больше всего Дедушка любит письма, в которых пишут о своих близких. Дед Мороз всё читает и сортирует, а помогают ему в этом Снегурочка и снеговики.
Учитель. Расскажите, что вы узнали о зимних волшебниках. Что особенно запомнилось?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, у каждого зимнего волшебника есть что-то особенное, потому что они представляют разные народы России, но главное, что всех их объединяет, это то, что они приносят новогоднее волшебство и чудо и делают встречу Нового года по-настоящему семейным праздником.
А теперь сюрприз. Мы с вами познакомились с волшебниками народов России. А теперь у нас есть возможность их услышать!
Демонстрация выступления федеральных спикеров.
Учитель. Вот мы и услышали зимних волшебников и Деда Мороза из Великого Устюга – главного волшебника России. А какую новогоднюю традицию любят все ребята, независимо от того, в какой части нашей страны они проживают? Ведь для этого даже специально создана почта Деда Мороза.
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, это письмо Деду Морозу! Давайте сформулируем наши пожелания и напишем Деду Морозу письмо от нашего класса.
Интерактивное задание №2. Письмо Деду Морозу.
Учитель приглашает выполнить интерактивное задание и написать письмо Деду Морозу. При включении задания сначала идёт небольшая заставка о письмах Деду Морозу.
А затем появляется поле для написания пожеланий Деду Морозу:
Часть 3. Заключительная
Учитель. Наше письмо отправилось к Деду Морозу. В новогодние праздники люди поздравляют друг друга, желают, чтобы мечты сбылись. Верить и надеяться очень важно и для взрослого, и для ребёнка.
А какие традиции встречи Нового года есть в вашей семье? Что для вас самое интересное и запоминающееся в новогоднем торжестве?
Ответы обучающихся.
Учитель. Красивая новогодняя ёлка и родные, близкие люди рядом, волшебная атмосфера чудесного праздника, которая объединяет всех людей. Под бой кремлёвских курантов мы осознаём единство нашей страны, ведь в этот момент огромное количество людей испытывает одинаковые чувства радости и веры в будущее.
Учитель. Ребята, вот и подходит к концу наш последний в этом году разговор о важном. В уходящем году мы с вами узнали много нового и интересного – об истории страны, её достижениях, о людях, которые внесли вклад в её развитие. Какие темы вам запомнились больше всего? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Впереди нас ждет еще много интересных разговоров о важном. Мне кажется, что наш проект заслуживает, чтобы на новогодней ёлочке появился такой шар – «Разговоры о важном». Согласны?
Ответы обучающихся.
Учитель. И эта идея – создание новогоднего шара – объединит всех школьников нашей большой страны. А пока подумайте и обсудите, как бы он мог выглядеть, как его лучше украсить.
Методический комментарий: на занятии можно обсудить идеи дизайна, а реализовать его позже в рамках постразговора. Проект может быть выполнен в любой технике и в любом стиле. Работу ребят рекомендуется разместить в школьном телеграм-канале, указав хештег – #новогодний_шар_о_важном.
Учитель. Новый год, а потом и Рождество – это время семейных встреч, очень важно помнить, что для близких людей наше внимание, тепло и любовь становятся самыми лучшими и дорогими подарками.
Я хочу поздравить вас с наступающим Новым годом и пожелать в новом году ярких событий, интересных открытий, творческих успехов и новых достижений!
ПОСТРАЗГОВОР
Оформление новогоднего шара «Разговоры о важном». Составление сценария и проведение новогоднего праздника. Изготовление ёлочных украшений, снежинок, гирлянд.
Просмотр и обсуждение художественных фильмов и мультфильмов, связанных с Новым годом.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием, сочинением- повествованием «Любимая ёлочная игрушка», «Новый год, который мне запомнился», «Самый весёлый праздник».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений новогодней тематики (С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Гайдар «Чук и Гек», В. И. Даль «Снегурочка», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах» и др.).
«Технология»: изготовление поделок, открыток в подарок родным, друзьям.
«Музыка»: прослушивание фрагментов произведений Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка», П. И. Чайковского «Щелкунчик»; пение популярных праздничных песен.
«ИЗО»: знакомство с произведениями живописи на новогоднюю тематику.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Портал культурного наследия, традиций народов России https://www.culture.ru/.
- Фотовыставка «Зимние волшебники России», https://moroz.mosdmm.ru/gallery/test/.
- Проект «Ёлка желаний», https://елкажеланий.рф/.
- Проект «Ёлки России на ВДНХ», https://drive.google.com/file/d/1nu4_XGzB3bDf0ZVEvJHZBlNrqA65Tzr L/view.
- Знакомство с новогодними проектами «Движения первых», например,
«Новогодняя сказка» ttps://будьвдвижении.рф/projects/1303.
- Портал Народы России / https://народы-россии.рф/.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Исторические и культурные традиции различных народов нашей страны, благодарность родителям за сохранение традиций и истории в своей семье.