Разговоры о важном. 27 ноября. 4 класс. «Что такое Родина?»

Поделиться:

Видео «Атом. Выставка Россия» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–4 классов по теме

«Что такое Родина?»

 

Цель занятия: расширение представлений младших школьников о достижениях современной России, развитие познавательного интереса к технологическому развитию и культуре российских регионов, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, России.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.

Основные смыслы: Россия – страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой «Россия» позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отраслях экономики, показать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.

Планируемые результаты. Личностные:

  • интересоваться современными достижениями России, историей и культурой своего родного края;
  • осознавать важность понятия «Родина» в жизни человека;
  • испытывать чувства гордости за Россию, свой родной край и желание его развивать.

Метапредметные:

  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также работу с интерактивной картой и использование презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий,

 

  • методические рекомендации,
  • интерактивное задание,
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?». Постановка проблемы, обсуждение понятий: «Родина», «родной край». Просмотр обращения федерального спикера.

 

Часть 2. Основная

Представление    современных    достижений    России,    интерактивное знакомство с выставкой «Россия», проведение познавательной викторины:

«Что? Где? Как?».

 

Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа, осознание общего смысла занятия: любовь к стране начинается с любви к родному краю.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле Под ветром, склоняясь, растёт…

А может, она начинается С весёлой запевки скворца

И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца…

 

Учитель. Ребята, мы сейчас услышали замечательные строки, в которых автор размышляет, ищет ответ на вопрос: с чего начинается Родина? С чем связывает автор любовь к Родине в своём произведении?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. А как бы мы с вами ответили на этот вопрос? Что такое Родина? Какие места, люди, события у нас связаны со словом Родина, Россия? Расскажите.

Ответы обучающихся.

 

Комментарий для педагога. Так как обучающиеся могут затрудняться с формулировкой своих высказываний, педагогу желательно подготовить ответ на этот вопрос со своей стороны: «Вы знаете, ребята, а для меня Родина – это…».

 

Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Вспомните наши занятия «Там, где Россия» и «Россия: взгляд в будущее», что вызывает гордость за нашу страну?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. К вашим ответам присоединяются и другие ребята.

 

Учитель. Да, в нашей стране много удивительного и прекрасного, а ещё мы гордимся теми достижениями, которые у нас есть в различных областях производства и сферах жизни. И обо всём этом можно узнать на Международной выставке «Россия», которая открылась в Москве. И сегодня у нас есть возможность совершить интерактивную экскурсию на выставку и увидеть многие достижения и уникальные объекты, представленные на ней.

 

Демонстрация интервью с обучающимися (1-я часть перед посещением выставки).

 

Часть 2. Основная часть

Учитель. Мы увидели ребят, которые отправились на выставку. Отправимся и мы на экскурсию. Рассмотрим карту выставки и отправимся на экскурсию.

Интерактивная экскурсия по выставке «Россия».

Содержание задания. Перед обучающимися представлена интерактивная карта некоторых павильонов выставки «Россия»: коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Росатома («Атом»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).

 

 

 

Учитель выстраивает маршрут знакомства с соответствующими павильонами, используя такие виды работ, как:

  • просмотр видео об экспозиции павильона;
  • проведение познавательной викторины;
  • беседа по     итогам    знакомства    с     павильоном:    значимость события/объекта для развития страны.

 

Предлагаемый вариант маршрута для обучающихся 1–4 классов: Коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы

России»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).

 

Вопросы познавательной викторины «Что? Где? Как?».

  1. Коллайдер (галерея «Достижения России»).

Угадай. О чём это?

Карточка 1: это самый длинный в России транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырёхполосного автомобильного.

Крымский мост Русский мост Золотой мост

 

Карточка   2:   это   первый   в    мире   фильм,   который   был   снят отечественными кинематографистами в космосе.

Вызов

Легенда №17 Движение вверх

  1. Павильон 75 («Регионы России»):

Где это? Угадай регион России.

Карточка 1: здесь когда-то родился уникальный народный промысел: городецкая роспись, а сейчас этот регион не только лидер по производству автобусов, но и крупный туристический центр.

Нижегородская область Московская область Тюменская область

Карточка 2: уникальный край, в котором находится один из наиболее крупных вулканических районов мира. Здесь расположены 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка.

Ханты-Мансийский автономный округ Хабаровский край

Камчатский край

Карточка 3: эту республику по праву можно назвать астрофизической столицей России. Здесь расположены крупнейшие в мире астрофизические объекты: «Ухо планеты» – крупнейший в мире радиотелескоп, крупнейший в Евразии оптический телескоп и крупнейший российский астрономический центр наземных наблюдений объектов Вселенной.

Карачаево-Черкесская республика

Республика Башкортостан Республика Алтай

  • Павильон Минприроды («Природоград»). Как называется…?

Карточка  1: как называется книга, в которую  вносят   редких и исчезающих животных и растений?

Красная книга Редкая книга Зелёная книга

Впервые за 20 лет выпущена Красная книга животных.

 

Карточка    2:     как    называется    первая    в     мире    ледостойкая самодвижущаяся платформа для изучения Арктики?

«Северный полюс»

«Открытие»

«Восточный»

 

Карточка 3: как называется проект, направленный на сохранение лесов? Ёлка желаний.

Читаем вместе.

Миллион – Родине!

 

Методические комментарии. Количество карточек, используемых в викторине при обсуждении достижений России, определяется учителем исходя из уровня подготовки классов: для 1–2 классов рекомендуется – 1–2 карточки, для 3–4 классов – 2–3 карточки.

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот и заканчивается наша экскурсия по выставке, что вам запомнилось или удивило больше всего?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Конечно, это только маленькая часть того, что вы с родителями можете там увидеть. Выставка ждёт вас, чтобы представить современные достижения и уникальные объекты России. И у нас есть возможность услышать мнение ребят, которые там побывали. Послушаем.

 

Демонстрация интервью с обучающимися (2-я часть после посещения выставки).

 

Учитель. Ребята, наше занятие заканчивается. Но мне бы хотелось вернуться к тем вопросам, которые звучали в самом начале нашего занятия: что для каждого из нас Россия? Чем мы можем гордиться?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине – опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

 

Из любви к малой Родине складывается любовь к большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия.