ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме
«КРЫМ И СЕВАСТОПОЛЬ: 10 ЛЕТ В РОДНОЙ ГАВАНИ»
Цель занятия: актуализировать знания обучающихся о Дне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией (18 марта), расширять представления школьников о культурных и природных объектах полуострова, формировать чувства сопричастности к событиям прошлого и настоящего, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к России.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Основные смыслы: 18 марта в нашей стране – это особый день, в который отмечается воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Крым и Севастополь имеют особое значение для России, ведь их судьба и история на протяжении многих лет была так тесно переплетена с историей России, что можно говорить о возвращении Крыма и Севастополя в «родную гавань». Решение жителей Крыма и Севастополя воссоединиться с Россией 10 лет назад
- это осознанный выбор, который восстановил историческую справедливость и позволил регионам возродиться и стабильно развиваться.
Планируемые результаты. Личностные:
- осознавать важность воссоединения Крыма и Севастополя с Россией;
- проявлять интерес к изучению культурных и природных объектов полуострова.
Метапредметные:
- проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);
- строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения;
- участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения, соблюдать правила ведения диалога.
Партнёры занятия:
Российское военно-историческое общество, https://rvio, Российское историческое общество, https://historyrussia.org.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации, включает работу с информацией.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Первая часть занятия создаёт эмоциональный фон для принятия обучающимися последующей информации о Дне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией – 18 марта. Важно поддержать возникающие в мотивационной беседе чувства радости и торжества, связанные с этой датой.
Часть 2. Основная
Работа с фотоматериалом – центральный элемент основной части, который позволяет расширить кругозор обучающихся и познакомить с историей полуострова, а также с его культурными и природными объектами.
Часть 3. Заключительная
Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия, проведение игры «Крымская волна».
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Рассмотрите рисунки детей. Какая тема их объединяет?
Догадайтесь, чему посвящено наше сегодняшнее занятие.
Ответы обучающихся.
Учитель. Мы – жители России, Крыма и Севастополя – едины! 18 марта 2014 года произошло воссоединение Крыма и Севастополя с Россией, и в этом году этому событию уже 10 лет! С какими чувствами мы отмечаем этот день? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Вешний ветер флаги России целует,
Песни, слёзы – плещется счастье волной, – Крым навеки в гавань причалил родную – Мы вернулись в нашу Россию домой.
Конечно, с радостью. Ведь когда семья собирается вместе, со-единяется, это чувство радостной встречи объединяет всех. И такое важное событие, как воссо-единение, произошло и в истории нашего государства 18 марта 2014 года. В этом году Дню воссоединения Крыма и Севастополя с Россией исполняется 10 лет.
Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».
Демонстрация фрагмента выступления В.В. Путина на Красной
площади «Крым и Севастополь возвращаются домой».
Часть 2. Основная
Учитель. Возвращение Крыма и Севастополя – это восстановление исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымом и Севастополем, с нашей общей историей и культурой. Про Крым и Севастополь часто говорят – это «музей под открытым небом». Как вы думаете почему? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, так говорят потому, что история полуострова с глубокой древности насыщена многими событиями, территория полуострова хранит множество загадок и тайн, которые можно открывать для себя. И сегодня мы с вами о некоторых историях узнаем.
Игровое задание «Ассоциации».
Содержание игры: педагог демонстрирует 2 фотографии и обсуждает с обучающимися, как они могут быть связаны.
Учитель. И начнём мы знакомство с природы Крыма. Рассмотрим фотографии. Кто изображён на первой фотографии? (лебеди) Что изображено на второй? (остров) Как они могут быть связаны друг с другом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Заповедник «Лебяжьи острова» – это целое царство птиц. Здесь живут и останавливаются во время перелётов сотни видов пернатых. Но надо сказать, что природа Крыма уникальна, здесь много заповедников. Например, в Опукском заповеднике есть уникальный водоём, который несколько раз в год окрашивается в нежно-розовый цвет. Как поясняют биологи, это
происходит из-за бактерий, которые в жаркий период становятся
красноватым.
Учитель. Конечно, такое природное богатство всегда привлекало людей, которые активно возводили города на полуострове. Давайте разгадаем следующую ассоциацию о городе Крыма.
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, это Севастополь – город русских моряков. История города неразрывно связана с именами прославленных русских флотоводцев: Нахимова, Корнилова, Ушакова. Именно в этом городе была основана главная база Черноморского флота, а сейчас здесь базируется Военно-морской флот России. Обратите внимание на герб города. Что означает звезда на гербе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Севастополь – город-герой, и даже дважды. Севастополь пережил две героические обороны. Во время Крымской войны в XIX веке город держал осаду в течение 349 дней, а во время Великой Отечественной войны героическая оборона продолжалась 250 дней. Мужество защитников
Севастополя показал на своей картине Александр Дейнека. Какими он
изобразил отважных моряков?
Ответы обучающихся.
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (фрагмент) |
Учитель. Великая Отечественная война вошла в историю Крыма многими героическими страницами: это и города-герои Севастополь и Керчь, и стойкость подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен. Мы гордимся мужеством и героизмом крымчан, бережно храним память об истории Крыма.
Теперь мы отправимся в далёкое прошлое. Рассмотрим фотографии. Кто изображён на первой фотографии? (князь Владимир) Что изображено на второй? (древний город) Как они могут быть связаны друг с другом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Херсонес Таврический — древний город, переживший несколько эпох. Сегодня его живописные руины на берегу моря — одна из главных достопримечательностей Севастополя и Крыма. В 988 году князь Владимир принял крещение в Херсонесе Таврическом.
Послушаем интервью митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) об истории Севастополя и Крыма и их значении в истории России.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Вот с такими яркими, необычными событиями и местами Крыма и Севастополя мы познакомились сегодня. Что вам особенно понравилось или удивило? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а кто путешествовал по Крыму? Что вам особенно запомнилось? Поделитесь своими впечатлениями.
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, за прошедшие 10 лет Крым и Севастополь сильно изменились. Знакомы ли вам объекты с фотографий? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Автомобильная трасса «Таврида» | Международный аэропорт в Симферополе | Крымский мост |
Учитель. Международный аэропорт в Симферополе, автомобильная дорога «Таврида», Крымский мост – всё это результаты активного строительства и развития экономики полуострова. Масштабные изменения заметны во всём: появляются новые детские садики и школы, строятся медицинские и спортивные сооружения, всё, чтобы комфортно жить и отдыхать.
Крым – это удивительное место с легендарной историей, подвигами, с уникальными пейзажами, с отвесными горами до облаков, разнообразной
растительностью, водопадами, пещерами и двумя морями. И всё это в одном
месте! Посмотрим видео.
Демонстрация видеоклипа «Крым в сердце каждого из нас».
Учитель. Давайте в заключение проведём игру «Крымская волна». Встаньте и возьмитесь за руки. А сейчас предлагаю каждому из вас по очереди назвать что-то одно, что больше всего запомнилось. Не бойтесь повторяться: что понравилось одному, может понравиться и другому. Тот, кто произносит слово, поднимает руки вверх, его соседи тоже в этот момент вместе с ним поднимают руки. Затем вместе опускают.
У нас с вами получится морская волна – крымская волна! Мы – вместе!
ПОСТРАЗГОВОР
Выставка рисунков «Россия и Крым – мы едины».
Участие в проектах, приуроченных к 100-летию Артека.
Просмотр видео на портале Русского географического общества, https://kino.rgo.ru/.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: составление рассказов о достопримечательностях Крыма и
Севастополя.
Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о море.
Окружающий мир: знакомство с заповедниками полуострова.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проекты, приуроченные к 100-летию «Артека», https://artek.org/proekty- arteka/proekty-priurochennye-k-100-letiyu-arteka/.
История Крыма: в двух томах/ Российское историческое общество [и др.];
ответственный редактор А. В. Юрасов. Москва, Кучково поле, 2017.
Долматова Т. Крым. Путеводитель с маршрутом для детей. – М.: Издательство АСТ, 2022.
Путеводитель для детей. Крым / Л. М. Бросалина. – М.: Издательство АСТ, 2019.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Стремление к сохранению и изучению культурного и исторического наследия нашей страны. Крым – особый российский регион, в котором активно идёт работа по улучшению всей инфраструктуры и по реализации социально значимых проектов.