ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме
«КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ?»
Цель занятия: раскрыть для обучающихся смысл понятий «цель жизни», развивать стремление быть полезным для других людей и для общества в целом, воспитывать уважительное отношение к труду, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленной цели, формировать представления обучающихся о самореализации в обществе.
Формирующиеся ценности: самореализация, коллективизм, дружба.
Основные смыслы: желание бескорыстного участия в общественной деятельности определяет полезность человека и важность его служения обществу. Позитивное отношение к совместным делам, сотрудничество в коллективе, понимание своего вклада в общий результат являются необходимыми условиями формирования самореализации обучающихся.
Планируемые результаты. Личностные:
- осознавать свои возможности в реализации совместных дел, направленных на служение обществу;
- проявлять желание участвовать в различных общественных проектах;
- осознавать значение служения выбранному делу, стремиться к преодолению трудностей, которые возникают на пути к поставленной цели.
Метапредметные:
- проявлять активность в совместной деятельности, демонстрировать интерес к обсуждаемым вопросам;
- ответственно относиться к порученному делу и правилам коллективного труда;
- работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
- проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации, а также включает работу с интерактивным заданием и воображаемыми ситуациями.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- интерактивное задание,
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы. С этой целью организуется познавательная беседа на основе работы с иллюстративным материалом. Просмотр выступления федерального спикера.
Часть 2. Основная
В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует беседу, направленную на обсуждение различных ситуаций и примеров, раскрывающих ценность бескорыстного труда, помощи людям.
Часть 3. Заключение
В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на ценностном значении труда в жизни человека и важности осознания своего места в обществе в соответствии с поставленной перед собой целью.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Рассмотрите фотографии. Где находятся ребята? О каком выборе размышляют ребята?
Ответы обучающихся: о выборе книги, какую книгу прочитать.
Учитель. Ребята, а вы оказывались в такой ситуации? Какие книги вы выбирали для чтения? Сложно ли вам было сделать выбор? Почему?
Ответы обучающихся
Учитель. Конечно, на выбор книги повлияли ваши увлечения и интересы. Но ведь каждый из нас постоянно делает выбор в своей жизни. Рассмотрите фотографию, что может рассказать вам мальчик, который оказался на пересечении нескольких дорог?
Ответы обучающихся
Учитель. Спасибо вам за ответы. Действительно, выбор пути, по которому будет двигаться мальчик, может быть разным, так как зависит от
очень многих вещей, которые мы можем делать уже сейчас. Часто говорят
«будущее начинается уже сегодня», как вы понимаете это выражение? Объясните.
Ответы обучающихся
Учитель. Конечно, что-то мы можем делать уже сейчас. Но как? Об этом мы сегодня с вами и поговорим: об определении своего выбора, о понимании своего места в жизни общества.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Часть 2. Основная
Учитель. Как вы понимаете выражение «человек служит своему делу»? Можно ли служить своему делу? Любому делу можно служить? Может ли человек работать добросовестно, но не любить свою профессию, потому что он мечтал заниматься чем-то другим?
Ответы обучающихся
Учитель. Если сравнить значение слов «служить» и «работать», то мы понимаем, что когда говорится о «служении своему делу», то это выражение описывает человека – мастера своего дела, который не только обладает профессиональными знаниями и умениями, но и любит то, чем занимается, понимает ценность своей профессии и отдаёт ей все свои силы. О каких качествах мастера говорят эти пословицы?
Интерактивное задание №1
Содержание задания: правильно соединить начало и окончание пословицы. Объяснить смысл пословицы.
Без любви к делу не станешь мастером. Люби дело – мастером будешь.
В руках мастера и кривое полено выпрямляется. Каков мастер, такова и работа.
Учитель. Как вы думаете, какими качествами обладает человек, который верен своему призванию, своей профессии?
Ответы обучающихся
Учитель. А теперь послушайте басню Л.Н. Толстого. Каким показан главный герой? Какой он? Чему учит эта басня?
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Учитель. Старик трудится бескорыстно, он не думает о каких-то выгодах для себя. Ведь надо успеть сделать побольше хороших дел, чтобы потомки потом о тебе вспоминали только доброе и гордились тобой.
А что мы можем сделать с вами уже сейчас?
Ответы обучающихся
Педагог совместно с обучающимися вспоминает о добрых делах, общественных проектах, которые обсуждались на занятия «О взаимоотношениях в семье», «Мы вместе» и другие.
Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Оказывается, есть много разных способов прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.
Но вот однажды, случай, на перемене я услышала такой разговор между двумя девочками. Одна из них спросила:
Говорят, ты помогла своей подружке, когда она заболела? А что она тебе за это подарила?
Как вы думаете, что ответила другая девочка? Предположите.
Ответы обучающихся
Учитель (обобщает ответы детей). Помощь человеку, который попал в беду, оказывается без ожидания от него каких-либо подарков. Помогают по душевному желанию, в народе говорят «по велению сердца», бес-корыстно, то есть без желания получить для себя какую-то выгоду. Скажите, захочется ли человеку принимать от другого помощь, если он за это потребует вознаграждения?
Ответы обучающихся
Учитель. Давайте разыграем сценку этого разговора, но вы предложите свой вариант ответа в этом диалоге.
Воображаемая ситуация, разыгрывание сценки.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Люди всегда связаны друг с другом: в семье, на работе, в учебном классе, даже в трамвае или в автобусе. С каждым человеком может случиться беда, неприятность, когда ему понадобится помощь других. Есть такая ценность человеческих отношений: «Поступай с ближним так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Поэтому ценятся в человеке доброта, умение и желание бескорыстно помогать, сочувствовать, понимать чужую беду. Послушайте песню героя. О каком пути в ней говорится?
Прослушивание песни «Дорогою добра» (автор текста Ю. Энтин, музыки М. Минков)
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра, А если с другом худо — не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра! А если с другом худо — не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь — не детская игра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Учитель. Что сегодня в нашем разговоре было для вас самым значимым и важным? О чём вы задумались? Как бы вы сейчас ответили на вопрос, что определяет путь мальчика?
Ответы обучающихся
Учитель. Большое спасибо, очень важные слова вы сейчас сказали. Действительно, каждому важно верить в себя, искать своё место в жизни, в обществе, а наш разговор мы обязательно продолжим на уроках
«Окружающего мира».
ПОСТРАЗГОВОР
- Экскурсии и знакомство с различными производствами.
- Встречи с людьми, представляющими различные профессиональные направления, и представителями трудовых династий.
- Организация и участие в проекте «Расскажи о своём кружке, секции, студии, ансамбле», в котором обучающиеся поясняют, почему они выбрали то или иное детское объединение.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: творческая работа по созданию текстов-рассуждений на основе анализа пословиц о мастерстве.
Литературное чтение: слушание и чтение произведений о труде, мастерстве.
Окружающий мир: знакомство с профессиями, где пригодятся навыки, полученные школьниками во время изучения учебного предмета.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Сайт «Горячее сердце», Всероссийская общественно- государственная инициатива с международным участием: https://cordis.fondsci.ru/.
- Сайт Всероссийского конкурса «Моя страна – Моя Россия»: https://moyastrana.ru/.
- Сайт проекта «Работа России» https://trudvsem.ru/.
- Сайт Атласа профессий будущего https://atlas100.ru/catalog/.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Труд человека как ценность и смысл жизни. Выдающиеся деятели, современные представители современного общества, дело которых общественно значимо для других.