Разговоры о важном. 30 октября. СПО. «День народного единства»

Поделиться:

СЦЕНАРИЙ

занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

для обучающихся по программам среднего профессионального образования

«День народного единства»

Дата: 30 октября

Цель занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.

Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба гражданственность, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролики;
  • дополнительные материалы.

Партнер: Федеральное агентство по делам национальностей Структура занятия

Мотивационно-целевой   этап:    приветствие,    просмотр    и                                                               обсуждение                   2Д- видеоролика.

Основной этап: дискуссия, просмотр и обсуждение видеофрагмента. Заключительный этап: анкетирование, беседа.

 

 

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Слайд1- 2

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о том, что праздник 4 ноября – День народного единства – это день рождения нашей нации. Обратимся к словам В.В. Путина, Президента Российской Федерации: «Наш Праздник 4 ноября – День народного единства, который некоторые поверхностно называют «днем победы над поляками», на самом деле – это «день победы над собой», над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью – одним народом. Мы по праву можем считать этот праздник днем рождения нашей гражданской нации. Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России,  было  совместным  делом  многих  народов»  (Статья  В.В.  Путина

«Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром»).

Педагог: Давайте посмотрим небольшой видеоролик и подумаем, что лежит в основе нашей российской гражданской и культурной идентичности.

Просмотр видеоролика

Содержание видеоролика: кадры, показывающие нашу многонациональную и многоконфессиональную державу, объединенную общей культурой и историей; рассказ о России, ее многочисленных народностях, языковом, культурном, религиозном многообразии, общих ценностях и историческом единстве.

Педагог: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от просмотра видеоролика. Ответьте на вопрос: «Зачем вам, студентам, получающим среднее профессиональное образование, осознавать своё единство с народом России?»

 

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Педагог ведет беседу по вопросам, например, таким, как:

  • Кого объединяет Российская Федерация?
  • Сколько в России Федеральных округов?
  • Назовите известные вам макрорегионы Российской Федерации (Дальний Восток, Сибирь, Поволжье и Урал, Северный Кавказ и Крым, Центральная Россия, Европейский Север)
  • Знаете ли вы о великом переселении народов, которое происходило через территорию нашей страны?
    • Почему Россию называют многонациональным государством?
    • Какие народы проживают в Российской Федерации? Сколько народностей насчитывается в России, на скольких языках они говорят?
    • Знаете ли вы, какие народы и народности проживают в вашем регионе? Приведите примеры культурного разнообразия вашего региона, других регионов России.
    • Как формировалась общая культура россиян?
    • Что такое многоконфессиональность? Назовите основные религиозные конфессии России? Какие принципы и ценности объединяют все конфессии в нашей стране?

Ответы обучающихся

Слайд 3

Педагог: Мы пришли с вами к выводу, что наше государство сумело объединить несколько культур в единую культуру, потому что изначально оно создавалось как добровольное объединение народов, в котором есть опыт восточной и западной цивилизаций. При объединении с Россией присоединившиеся народы не теряли своей самобытности, культуры, этноконфессиональной специфики.

 

Слайды 4–7

Педагог: Итак, Россия – многонациональная страна с богатым культурным наследием и разнообразным этническим составом. Различные народы, проживающие на ее территории, вносят важный вклад в экономическое, научное и культурное развитие страны.

  • Какие научные, спортивные достижения нашего многонационального народа вам известны?
  • Приведите примеры трудовых, профессиональных достижений разных народов России.
  • Как Россия сохраняет и обогащает свое наследие в области культуры и искусства? Назовите известные вам крупные выставки, оперные постановки, фильмы и музыкальные произведения российских авторов.

Ответы обучающихся

Слайд 8

Педагог: Мы с вами пришли к важному выводу: богатство России создается трудом ее народов, которые вносят весомый вклад в экономическое, научное и культурное развитие страны. И сегодня мы видим, как российский народ достигает значительных результатов во многих областях жизни и отраслях экономики. Президент России В.В. Путин в своей речи от 19 мая 2023 года на заседании Совета по межнациональным отношениям отметил: «Культурное и национальное многообразие – это всепобеждающая сила России, наши предки из поколения в поколение трудились на благо родной общей Родины». По словам В.В. Путина, разнообразие языков, традиций преумножало духовное наследие единого государства,           формировало           его           уникальную,                                    многонациональную, многоконфессиональную культуру: «Наша держава создавалась вокруг ценностей многонациональной гармонии, это важнейшая основа нашей консолидации, которая только лишь крепнет перед лицом внешней агрессии и угроз».

Педагог: Итак, для народов России характерны гостеприимство, уважение к старшим, веротерпимость, то есть уважение к другой религии, к другому укладу жизни. Принятие и единство традиционных духовно-нравственных ценностей лежит

 

в основе российской культуры и проявляется в фольклоре и ремеслах, традициях в одежде, обычаях, праздниках, народном искусстве и многом другом.

Педагог: Расскажите о культуре и искусстве своего народа, других народов России.

-Какие традиции народов России необходимо сохранять?

— Почему традиционная культура должна сохраняться и возрождаться?

Ответы обучающихся.

Педагог: Мы с вами пришли к выводу, что очень важно знать историю, культуру, традиции, уклад жизни, язык, религии народов России. Необходимо знать о том, какие ценности нас объединяют, почему надо беречь и преумножать традиционную культуру народов России.

Слайды 9–10

Педагог: 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, наша страна отмечает День народного единства, который напоминает о подвиге народа, сплотившегося перед лицом страшной Смуты и сумевшего разбить и изгнать из России польско-литовских захватчиков. Большую роль в консолидации общества сыграла Русская Православная церковь, которую возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Находясь в заточении, под угрозой гибели, он призывал русских людей прекратить распри, противодействовать оккупантам, объединиться и собирать силы для освобождения страны. Во многом благодаря его принципиальной позиции в Нижнем Новгороде начало формироваться народное ополчение под руководством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое освободило Москву и русское государство от польских интервентов.

С Казанской иконой Божией Матери также связывают важные для нашего Отечества победы Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова и Георгия Жукова. (Пример: Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование над нашими войсками в Отечественной войне 1812 года, долго молился перед чудотворным образом Богородицы в Казанском соборе. Образ этот был точным списком с Казанской иконы и был написан по приказу Петра I. И вот, 22 октября, в

 

день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска разбили арьергард французского маршала Даву. Враг потерял 7 тысяч человек).

Просмотр фрагмента из фильма «Минин и Пожарский»

  • Как вы думаете, почему Минин и Пожарский отважились стать инициаторами народного ополчения и возглавить его? Какова была главная и единственная цель ополчения?
  • Кто выбрал Кузьму Минина и поручил ему руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения? За какие качества народ ценил князя Пожарского и выбрал его военачальником ополчения? Какие качества делали Минина и Пожарского лидерами? Почему их поддержал народ? Какова роль личности в истории?
  • Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского положило начало возрождению русского государства после Смутного времени. Можем ли мы сказать, что в России после этого события начался отчет новой эпохи?
  • Что значило и значит это событие для нашего государства и его национальной безопасности?
  • Чему нас учит этот фильм?

Ответы обучающихся

Педагог: Наши предки в трудную минуту отстояли независимость родного Отечества, сплотили наш многонациональный народ. Мы – единый народ, который стремится к тому, чтобы завтрашний день был благополучным. И сегодня мы особенно чувствуем это единение. Наша Родина столкнулась с новыми вызовами, и народ плечом к плечу встал на защиту национальных интересов, правды и справедливости! Мы должны знать, что национальная безопасность Российской

 

 

В День народного единства необходимо помнить, что каждый гражданин России должен быть способен аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.

Слайд 11

Педагог: Мы пришли к выводу, что День народного единства – это день героизма и мужества народа, отстоявшего свою свободу и независимость, праздник, объединивший весь многонациональный народ России. В целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, в том числе от недружественных действий иностранных государств, необходимо повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ России с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Слайд 12

Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о том, что Россия обладает уникальной культурой, историей, традициями и задача каждого из нас – чувствовать свою сопричастность Родине, ее многонациональному народу, уважать ее государственные законы, знать культуру, историю и язык своего народа, других народов России, осознавать свою культурную и гражданскую идентичность. Сила России – в единстве многонационального народа, в уважении традиций, религий, уклада жизни всех народов страны.

Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию. Примерные вопросы для рефлексии:

  • О чем вам хочется подумать и поговорить после сегодняшнего занятия?
  • Есть ли у вас опыт гражданской социально значимой деятельности по сохранению и преумножению культуры своего народа, других народов России?
  • Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
  • О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?

 

 

  • Довольны ли вы своим участием в занятии?

Ответы обучающихся