Разговоры о важном 30 сентября для 4 класса «День учителя»

Разговоры о важном 30 сентября Поделиться:

Видео «Мир без учителя» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся по теме «День учителя»

 Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о значимой роли учителя в становлении личности каждого человека, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога, наставника, воспитание уважительного отношения к людям, которые посвятили свой труд воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность.

Основные смыслы:

Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. В разные исторические времена труд учителя был и остаётся уважаемым, социально значимым, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Назначение учителя – образование и воспитание подрастающего поколения, социальное служение. Учитель – советчик, помощник, организатор познавательной деятельности младших школьников.

Планируемые результаты. Личностные:

  • понимать роль и значение учителя как человека, который вводит в мир знаний, развивает умения, помогает взрослеть;
  • проявлять уважение к труду учителя, его знаниям и опыту; учиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
  • проявлять инициативу,  самостоятельность,  добросовестность  в

совместной деятельности и индивидуальной работе.

Метапредметные:

  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
  • работать с информацией: сопоставлять текстовую и иллюстративную информацию, оперировать сведениями, определять тему и главную мысль сообщения;
  • активно участвовать  в  обсуждении  предложенных  проблем,

высказывать своё мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоматериалы,
  • комплект интерактивных заданий,
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала видео, отражающего тему занятия.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, выполнение интерактивного задания, просмотр видео, ситуации и вопросы познавательного характера, раскрывающие значимость профессии учителя.

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия о роли педагога в жизни каждого человека, его

предназначении, подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 Часть 1. Мотивационная

Учитель. Дорогие ребята! До того, как мы начнём наш разговор, посвящённый Дню учителя, давайте вспомним, что ровно два года назад в результате референдума произошло воссоединение Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией.

Жители Донбасса, Запорожской и Херсонской областей практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.

Этот день для всей нашей страны – символ восстановления исторической справедливости, возврата исконно русских земель, незыблемости суверенитета нашей страны.

Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей, горячо любящих Россию, прошедшие через тяжёлые испытания, но сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.

Сейчас в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях идёт активное восстановление и развитие инфраструктуры: отремонтировано более тысячи школ, идёт строительство новых школ, детских садов, спортивных площадок, строятся новые дома, восстанавливаются дороги, совершенствуется система здравоохранения.

Методический комментарий (для педагогов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей). Говоря о результатах референдума, важно подчеркнуть, что осознанный выбор был сделан родителями, бабушками, дедушками обучающихся.

Важно отметить, что для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей 30 сентября – день возращения на свою историческую Родину. Более 200 лет Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк входили в состав Российского государства и только 30 лет существовали отдельно.

Учитель также может обратить внимание детей на конкретные изменения, произошедшие в их регионе, школе, за последние 2 года.

Учитель. Школа, ученики, класс, урок. В школе мы проводим большую часть нашего дня, учимся новому и открываем для себя много интересного. И сегодня, в преддверии Дня учителя, я предлагаю вам заглянуть в мир этой очень интересной, важной и ответственной профессии.

В светлый утренний час В свой приветливый класс

Мы приходим в положенный срок.

 

Там встречает ребят Добрый, ласковый взгляд — Начинает учитель урок.

(О. Высотская)

 

Учитель. В чём уникальность профессии учителя? Давайте представим, что все учителя исчезли… Посмотрим видео.

Демонстрация видеоролика «Мир без учителя».

Учитель. Ребята, почему исчезли водители, продавцы, врачи? Как их исчезновение связано с профессией учителя?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, а как бы вы продолжили фразу: «Если бы не было учителя…»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Учитель – это тот, кто сопровождает нас в мире знаний, учит учиться, искать и открывать новое, воспитывает, помогает раскрыть свои возможности.

У каждого взрослого есть учитель, наставник, имя которого ему особенно

дорого. Помню такого человека и я.

 

Методический комментарий. Учитель рассказывает о своём учителе, наставнике, который сыграл важную роль в его собственной жизни.

Личный и искренний рассказ учителя позволит ученикам увидеть реальную значимость учителя в жизни каждого человека. Это создаст эмоциональный отклик у детей и повысит вовлечённость в дальнейшее обсуждение.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, наша жизнь стремительно меняется, появляются новые технологии, новые профессии, а школы и учителя существуют с самых древних времён. Когда же появились первые школы на Руси? Как развивалось школьное образование?

Об этом нам расскажет Владимир Ростиславович Мединский, помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно- исторического общества, автор книг и учебников по истории России

 

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

 

Учитель. Из выступления Владимира Ростиславовича мы узнали о том, когда появились первые школы. А что менялось в жизни школы со временем? Давайте выполним задание.

 

Интерактивное задание «Лента времени».

Содержание задания: обучающимся предлагается ряд изображений учеников и учителей в разные исторические времена. Необходимо расположить изображения в правильной временной (лента времени) последовательности.

 

Учитель.  Что  помогло  вам  расставить  изображения  в  правильной

последовательности, что было раньше, что позже?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Время меняет школу, школьные принадлежности, но неизменным во все времена остаётся роль учителя – передавать знания и опыт своим ученикам.

Рассмотрите изображения «Ленты времени». Подумайте, почему школа называлась «книжное учение»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верным помощником учителя и ученика была и остаётся книга. В народе говорят: «Книга мала, а ума придала». Как вы думаете, почему? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Книги помогают и нам, учителям, ведь надо очень много знать, чтобы успешно учить своих учеников. Поэтому учителя продолжают учиться, даже когда уже работают в школе. Да-да, не удивляйтесь! Учителя учат и учатся сами.

А что ещё, кроме знаний, важно в профессии учителя? Рассмотрите фотографии. О каких качествах учителя они нам говорят?

 

Ответы обучающихся.

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята! Быть учителем в современном мире — это большая ответственность. Это и огромная честь — воспитывать и обучать вас, тех, кто будет строить будущее нашей страны.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей…

Мне бы хотелось, чтобы вы знали, что для учителя главное в профессии – это его ученики! И я для вас приготовила сюрприз!

В этой красивой коробке находится фотография моего любимого ученика. Я хочу, чтобы каждый из вас по очереди заглянул внутрь и увидел, кто это. Но друг другу ни в коем случае не говорите! Кто первый?

 

Методический комментарий. Учитель достаёт коробку и предлагает ученикам по очереди заглянуть в неё, сообщая, что в коробке лежит фотография его любимого ученика. Ученики по очереди заглядывают в коробку, а там лежит зеркало, в котором каждый видит себя.

 

Игровое задание «Любимый ученик».

 

Учитель. Ребята, я вас всех очень люблю, спасибо вам за то, что вы у меня есть! Каждый раз, видя ваши любознательные и искренние взгляды, я понимаю, что профессия учителя лучшая на земле!

Но думаю, что наш разговор о Дне учителя, не будет полным, если мы не вспомним о наших родителях. Ведь именно от них мы получаем самые первые

 

знания об этом мире, и их советы и наставления сопровождают нас всю жизнь. Давайте не забудем в День учителя и им сказать большое спасибо!

Ребята, а ещё, вернувшись домой, расспросите своих родителей об их учителях и наставниках, имена которых они хранят в своей памяти. Уверена, что рассказ будет интересным.

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Написание мини-сочинения «Если бы я был учителем…».
  • Посещение школьных, педагогических музеев.
  • Встречи с       выдающимися      педагогами,      наставниками, воспитателями.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение значения пословиц об учении.

Литературное чтение: чтение произведений об учителях Я. Л. Аким

«Твой друг», А. А. Блок «Учитель».

Окружающий мир: знакомство со страницами истории создания первых школ на Руси.

Изобразительное искусство: картины художников В. Е. Маковского «В сельской школе», Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «Деревенская школа», «У дверей школы», «Дети на уроке»,

«Новички».

Музыка: подготовка сценария праздника, посвящённого Дню учителя.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы ко Дню учителя, https://www.culture.ru/s/den-uchitelya/. Российское общество «Знание» https://znanierussia.ru/projects.

Общероссийское движение «Движение Первых», направление «Учись и

познавай!» (образование и знание), https://будьвдвижении.рф/projects/18.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность учителям, педагогам, наставникам, советникам по воспитанию, родителям за их вклад в формирование личности каждого человека и в будущее страны.

Благодарность государства – награды лучшим учителям, воспитателям, наставникам.