СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся по программам среднего профессионального образования
(далее – СПО) Занятие 13 #МЫВМЕСТЕ
Дата: 4 декабря
Цель занятия: формирование ценностно-деятельного отношения к волонтерской деятельности как форме социального служения.
Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение, жизнь, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, взаимопомощь и взаимоуважение.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- тезисный план;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролик;
- дополнительные материалы.
Структура занятия
Мотивационно—целевой этап: приветствие, просмотр и обсуждение видеоролика.
Основной этап: дискуссия с использованием презентации.
Заключительный этап: анкетирование, беседа.
Мотивационный этап
Педагог: Сегодня наш разговор о важном посвящен Дню добровольца (волонтера). Понятие «волонтерство» закрепилось в русском языке к концу XIX века, однако с давних времен существовало на Руси такое явление, как добровольная помощь. В советское время слово «волонтер» практически не использовалось, употреблялось слово «доброволец». Но как бы не назывались люди, которые осознанно оказывают помощь другим, это, безусловно,
добрые, по-настоящему бескорыстные и милосердные люди!
2Д—ролик. Содержание видеоролика: понятие «волонтер» и суть деятельности волонтеров.
Педагог: Давайте обсудим содержание видеоролика.
– В чем же состоит важнейшая отличительная черта волонтера?
- Назовите качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать волонтер?
– А кто-то из вас является волонтером? Приходилось ли вам участвовать в волонтёрских акциях и проектах? Перечислите, в каких именно, поделитесь своими впечатлениями.
Ответы обучающихся Основной этап
Педагог: Число волонтеров в нашей стране неуклонно растёт с каждым годом. Сегодня на главном волонтёрском сайте страны Добро.ru зарегистрировано более 5 миллионов человек (5 597 030).
– Чем же занимаются современные российские добровольцы
(волонтеры)?
– Какие направления деятельности волонтеров вы знаете?
Ответы обучающихся
Если обучающиеся затрудняются ответить, педагог может воспользоваться информацией с сайта ДОБРО.RU
(«Здравоохранение и ЗОЖ», «Ветераны и историческая память»,
«Дети и молодежь», «Спорт», «Мероприятия», «Животные», «Старшее поколение», «Люди с ОВЗ», «Экология», «Культура и искусство»,
«Поиск пропавших», «Интеллектуальная помощь», «Права человека»,
«Наставничество», «Образование», «Наука»).
Педагог: Мы видим, что помощь может быть самой разной, не обязательно она связана с физической поддержкой и даже не всегда с моральной и психологической поддержкой человека. Однако у всякой добровольной помощи есть общее начало.
– С чего же начинается волонтёрская деятельность?
- Что послужило причиной вашего решения участвовать в волонтерской деятельности? (Если среди обучающихся есть те, кто занимается волонтерской деятельностью).
Ответы обучающихся
Педагог: Те, кто нуждаются в помощи, благодаря волонтерам получают ее.
– А что получают сами волонтеры от своей добровольческой
помощи другим?
– Волонтер помогает людям, делает жизнь людей лучше, а получает ли он что-то взамен?
Ответы обучающихся
Педагог: Как вы считаете, важно ли для волонтера признание?
Президент России Владимир Путин подписал указ, в котором говорится, что «значительный личный вклад в развитие добровольческой деятельности (волонтерства), сохранение традиций милосердия, реализацию социально значимых проектов, безвозмездную помощь людям» являются основанием для получения государственной награды.
Педагог: В 2023 году финалистами Международной Премии #МЫВМЕСТЕ стали 128 лучших социальных проектов (52 волонтёра,
48 НКО, 28 компаний и индивидуальных предпринимателей) из 48 регионов России. С 16 октября по 6 ноября проходило народное голосование, а победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к празднику День добровольца (волонтёра), согласно Указу Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.
Педагог: Большое значение волонтерской деятельности для общества признается и основным законом нашей страны. В Конституцию Российской Федерации в 2020 году была внесена поправка: Правительство РФ осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности (Ст. 114 е.2).
– Как вы думаете, почему так важно было внести данную
поправку в основной закон государства?
Ответы обучающихся
саморазвития, знакомства с интересными людьми, получения информации и расширения кругозора, развития навыков общения и коммуникации.
Одно из таких масштабных событий проходит сейчас в Москве –
это выставка-форум «Россия», она проводится на территории ВДНХ с 4 ноября 2023 года по 12 апреля 2024 года. К проведению
выставки-форума привлечено более 5 000 волонтеров.
Если вам есть уже 18 лет, вы можете подать заявку и принять участие в качестве волонтера в выставке-форуме «Россия».
– Вспомните, какие еще крупные события проходили в нашей
стране, где активно принимали участие волонтеры?
Ответы обучающихся
(Пример: Универсиада в Казани в организации этого события участвовало 20 000 человек из 40 стран мира, Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу).
Ответы обучающихся
Педагог: Волонтёры – это люди, которые объединились вокруг важнейших нравственных ценностей, определяющих их жизнь и важнейшую миссию, которую они призваны выполнять в обществе.
Педагог: Волонтеры – это люди, которые руководствуются не только своими интересами, а по-настоящему благородной, важной и нужной для общества идеей. Одна из таких идей — поисковая деятельность.
– А знаете ли вы такие поисковые отряды?
- Как вы думаете без специальной подготовки можно заниматься поисковой работой?
Ответы обучающихся
Педагог: Поисково-спасательные отряды есть в разных регионах. Хочу привести вам в пример отряд «Лиза Алерт», о
котором наверняка многие из вас слышали, он был организован в 2010 году.
За 13 лет своей работы отряд «Лиза Алерт» нашел более 160 тысяч человек. В его ряды может вступить любой совершеннолетний гражданин и оказать посильную помощь в поиске пропавшего человека. Помимо обычных добровольцев, в поисках принимают участие и профессионалы – водолазы, следопыты, джипперы, кинологи, квадроциклисты и не только.
– Как вы думаете, почему их привлекают к поисковой работе?
Ответы обучающихся
Педагог: Люди – это самый главный и самый ценный ресурс в поисковой деятельности. Только задумайтесь! Для тщательного осмотра заросшего травой или засыпанного снегом небольшого
участка поля требуется 6–8 часов. Вот в таких условиях к поисковым мероприятиям привлекаются специалисты БПЛА. Используя
беспилотники, нейронные сети, знания и практику анализа материалов авиационных работ, подобные задачи можно решить за несколько часов и сберечь человеческий ресурс.
(Более подробно с поисковой деятельностью можно познакомиться на странице: https://vk.com/la_uav?w=club176490002)
Педагог: Волонтерство – по-настоящему значимое социальное явление, особенно в непростое для страны и ее граждан время, когда
подвергаются испытаниям наши человеческие качества. Например, в период пандемии волонтеры дежурили в больницах, доставляли продукты и лекарства одиноким пожилым людям, помогали школьникам и учителям преодолеть трудности дистанционного обучения.
Сегодня Россия проводит специальную военную операцию. И конечно, волонтеры не остались в стороне. Помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям –
это сейчас приоритетное направление добровольческой
деятельности. Знаете ли вы о таких акциях, проектах? (Педагог может предложить студентам рассказать о таких проектах или при подготовке к занятию самостоятельно найти информацию, основанную на региональном материале.)
Ответы обучающихся
Педагог: На наших занятиях мы уже неоднократно приходили к выводу, что всему в жизни надо учиться: профессии, созданию своей семьи, родительству, дружбе…
– Нужно ли учиться помогать, учиться волонтерству? Почему?
– Нужно ли наращивать свои компетенции волонтерам? И почему?
Ответы обучающихся
Педагог: Да, конечно, поэтому для волонтеров существуют и обучающие программы, и программы стажировок в организациях, которые привлекают волонтеров. Чем сложнее тип работы, которую предстоит выполнять, тем более проработаны программы подготовки. (DOBRO.RU)
бескорыстие мы уже говорили, а теперь акцентируем наше внимание на таком качестве, как ответственность. Почему ответственность – одно из ключевых качеств для того, кто занимается волонтерством?
Ответы обучающихся Заключительный этап
Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о людях, которых принято называть волонтерами или добровольцами. К волонтерству подключаются люди разного возраста и положения, разделяющие ценности взаимопомощи и милосердия. «Каждый человек, мне
кажется, придёт к мысли, что помогать другим – естественно, что
милосердие – правильно, поскольку это история развития души. Думаю, что через 10, 20, 30 лет мы будем жить в мире, где никому это и объяснять не придется» – эти слова принадлежат известному актеру и режиссеру, создателю благотворительного фонда
Константину Хабенскому.
Волонтерство может приносить огромное удовлетворение и ощущение насыщенной жизни, наполненной смыслом. Осознание, что вы делаете что-то полезное и помогаете другим, может поднять
настроение, улучшить самооценку, привнести радость в вашу жизнь.
Ваш пример может вдохновить других людей.
Поэтому не стесняйтесь участвовать в волонтерской
− Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
− Узнали вы какие-то новые факты из истории волонтерской деятельности?
− Узнали ли вы что-то новое о современных волонтерах?
− О каких волонтерских проектах вы узнали?
− В каких проектах вы бы хотели принять участие?
− Хотели бы вы принять участие в событийном волонтерстве?
− Узнали вы что-то новое о курсах и стажировках для волонтеров?
- Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
- Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
- О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
- Довольны ли вы своим участием в занятии?