Разговоры о важном. 4 декабря. СПО. «Мы вместе»

Поделиться:

Видео «Ролик 2Д МЫ ВМЕСТЕ» Смотреть

СЦЕНАРИЙ

занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

для обучающихся по программам среднего профессионального образования

(далее СПО) Занятие 13 #МЫВМЕСТЕ

 

Дата: 4 декабря

Цель занятия: формирование ценностно-деятельного отношения к волонтерской деятельности как форме социального служения.

Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение, жизнь, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, взаимопомощь и взаимоуважение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • тезисный план;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролик;
  • дополнительные материалы.

Структура занятия

Мотивационноцелевой       этап:    приветствие,       просмотр       и обсуждение видеоролика.

Основной этап: дискуссия с использованием презентации.

Заключительный этап: анкетирование, беседа.

 

Мотивационный этап

Педагог: Сегодня наш разговор о важном посвящен Дню добровольца (волонтера). Понятие «волонтерство» закрепилось в русском языке к концу XIX века, однако с давних времен существовало на Руси такое явление, как добровольная помощь. В советское время слово «волонтер» практически не использовалось, употреблялось слово «доброволец». Но как бы не назывались люди, которые осознанно оказывают помощь другим, это, безусловно,

добрые, по-настоящему бескорыстные и милосердные люди!

ролик. Содержание видеоролика: понятие «волонтер» и суть деятельности волонтеров.

Педагог: Давайте обсудим содержание видеоролика.

–  В чем же состоит важнейшая отличительная черта волонтера?

  • Назовите качества,  которыми,  на  ваш  взгляд,  должен  обладать волонтер?

–      А   кто-то   из   вас   является   волонтером?   Приходилось   ли   вам участвовать в волонтёрских акциях и проектах? Перечислите, в каких именно, поделитесь своими впечатлениями.

Ответы обучающихся Основной этап

Педагог: Число волонтеров в нашей стране неуклонно растёт с каждым годом. Сегодня на главном волонтёрском сайте страны Добро.ru зарегистрировано более 5 миллионов человек (5 597 030).

–       Чем    же    занимаются   современные     российские     добровольцы

(волонтеры)?

–  Какие направления деятельности волонтеров вы знаете?

Ответы обучающихся

Если обучающиеся затрудняются ответить, педагог может воспользоваться            информацией            с           сайта           ДОБРО.RU

 

(«Здравоохранение     и   ЗОЖ»,   «Ветераны   и   историческая    память»,

«Дети и молодежь», «Спорт», «Мероприятия», «Животные», «Старшее поколение»,  «Люди  с  ОВЗ»,  «Экология»,  «Культура  и  искусство»,

«Поиск пропавших», «Интеллектуальная помощь», «Права человека»,

«Наставничество», «Образование», «Наука»).

Педагог: Мы видим, что помощь может быть самой разной, не обязательно она связана с физической поддержкой и даже не всегда с моральной и психологической поддержкой человека. Однако у всякой добровольной помощи есть общее начало.

–  С чего же начинается волонтёрская деятельность?

  • Что  послужило   причиной   вашего   решения  участвовать   в волонтерской деятельности? (Если среди обучающихся есть те, кто занимается волонтерской деятельностью).

Ответы обучающихся

Педагог: Те, кто нуждаются в помощи, благодаря волонтерам получают ее.

–    А  что  получают  сами  волонтеры  от  своей  добровольческой

помощи другим?

–     Волонтер  помогает  людям,  делает  жизнь  людей  лучше,  а получает ли он что-то взамен?

Ответы обучающихся

Педагог: Как вы считаете, важно ли для волонтера признание?

 

Президент России Владимир Путин подписал указ, в котором говорится, что «значительный личный вклад в развитие добровольческой  деятельности  (волонтерства),  сохранение традиций милосердия, реализацию социально значимых проектов, безвозмездную помощь людям» являются основанием для получения государственной награды.

Педагог: В 2023 году финалистами Международной Премии #МЫВМЕСТЕ стали 128 лучших социальных проектов (52 волонтёра,

48 НКО, 28 компаний и индивидуальных предпринимателей) из 48 регионов России. С 16 октября по 6 ноября проходило народное голосование, а победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к празднику День добровольца (волонтёра), согласно Указу Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.

Педагог: Большое значение волонтерской деятельности для общества признается и основным законом нашей страны. В Конституцию Российской Федерации в 2020 году была внесена поправка: Правительство РФ осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности (Ст. 114 е.2).

–  Как  вы   думаете,   почему  так    важно   было   внести   данную

поправку в основной закон государства?

Ответы обучающихся

 

саморазвития, знакомства с интересными людьми, получения информации и расширения кругозора, развития навыков общения и коммуникации.

Одно из таких масштабных событий проходит сейчас в Москве –

это выставка-форум «Россия», она проводится на территории ВДНХ с     4   ноября    2023    года   по   12  апреля    2024    года.   К   проведению

выставки-форума привлечено более 5 000 волонтеров.

Если вам есть уже 18 лет, вы можете подать заявку и принять участие в качестве волонтера в выставке-форуме «Россия».

– Вспомните,  какие  еще  крупные  события  проходили  в  нашей

стране, где активно принимали участие волонтеры?

Ответы обучающихся

(Пример:  Универсиада  в  Казани  в  организации  этого  события участвовало  20  000  человек  из  40  стран  мира,  Олимпиада  в  Сочи, Чемпионат мира по футболу).

Ответы обучающихся

Педагог: Волонтёры – это люди, которые объединились вокруг важнейших нравственных ценностей, определяющих их жизнь и важнейшую миссию, которую они призваны выполнять в обществе.

Педагог: Волонтеры – это люди, которые руководствуются не только своими интересами, а по-настоящему благородной, важной и нужной для общества идеей. Одна из таких идей — поисковая деятельность.

–  А знаете ли вы такие поисковые отряды?

  • Как вы    думаете   без    специальной     подготовки    можно заниматься поисковой работой?

Ответы обучающихся

Педагог: Поисково-спасательные отряды есть в разных регионах. Хочу привести вам в пример отряд «Лиза Алерт», о

 

котором наверняка многие из вас слышали, он был организован в 2010 году.

За 13 лет своей работы отряд «Лиза Алерт» нашел более 160 тысяч человек. В его ряды может вступить любой совершеннолетний гражданин и оказать посильную помощь в поиске пропавшего человека. Помимо обычных добровольцев, в поисках принимают участие и профессионалы водолазы, следопыты, джипперы, кинологи, квадроциклисты и не только.

–  Как вы думаете, почему их привлекают к поисковой работе?

 

Ответы обучающихся

Педагог: Люди – это самый главный и самый ценный ресурс в поисковой деятельности. Только задумайтесь! Для тщательного осмотра  заросшего  травой  или  засыпанного  снегом  небольшого

участка поля требуется 6–8 часов. Вот в таких условиях к поисковым мероприятиям     привлекаются     специалисты     БПЛА.     Используя

беспилотники, нейронные сети, знания и практику анализа материалов авиационных работ, подобные задачи можно решить за несколько часов и сберечь человеческий ресурс.

(Более подробно с поисковой деятельностью можно познакомиться на странице: https://vk.com/la_uav?w=club176490002)

Педагог: Волонтерство – по-настоящему значимое социальное явление, особенно в непростое для страны и ее граждан время, когда

подвергаются испытаниям наши человеческие качества. Например, в период пандемии волонтеры дежурили в больницах, доставляли продукты и лекарства одиноким пожилым людям, помогали школьникам и учителям преодолеть трудности дистанционного обучения.

 

Сегодня Россия проводит специальную военную операцию. И конечно, волонтеры не остались в  стороне.  Помощь военнослужащим и мобилизованным гражданам, а также их семьям –

это       сейчас       приоритетное       направление       добровольческой

деятельности.   Знаете  ли  вы  о  таких  акциях,  проектах?  (Педагог может  предложить  студентам  рассказать  о  таких  проектах  или  при подготовке     к     занятию     самостоятельно     найти     информацию, основанную на региональном материале.)

Ответы обучающихся

Педагог: На наших занятиях мы уже неоднократно приходили к выводу, что всему в жизни надо учиться: профессии, созданию своей семьи, родительству, дружбе…

– Нужно ли учиться помогать, учиться волонтерству? Почему?

–  Нужно    ли   наращивать   свои    компетенции   волонтерам?    И почему?

Ответы обучающихся

Педагог: Да, конечно, поэтому для волонтеров существуют и обучающие программы, и программы стажировок в организациях, которые привлекают волонтеров. Чем сложнее тип работы, которую предстоит выполнять, тем более проработаны  программы подготовки. (DOBRO.RU)

 

бескорыстие мы уже говорили, а теперь акцентируем наше внимание на  таком  качестве,  как  ответственность.  Почему  ответственность  – одно из ключевых качеств для того, кто занимается волонтерством?

Ответы обучающихся Заключительный этап

Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о людях, которых принято называть волонтерами или добровольцами. К волонтерству подключаются люди разного возраста и положения, разделяющие ценности  взаимопомощи  и   милосердия.   «Каждый  человек,  мне

кажется, придёт к мысли, что помогать другим – естественно, что

милосердие – правильно, поскольку это история развития души. Думаю, что через 10, 20, 30 лет мы будем жить в мире, где никому это и объяснять не придется» – эти слова принадлежат  известному актеру    и    режиссеру,    создателю    благотворительного    фонда

Константину Хабенскому.

Волонтерство   может    приносить    огромное    удовлетворение и ощущение насыщенной жизни, наполненной смыслом. Осознание, что вы делаете что-то полезное и помогаете другим, может поднять

настроение, улучшить самооценку,  привнести радость в вашу жизнь.

Ваш пример может вдохновить других людей.

Поэтому не стесняйтесь           участвовать          в         волонтерской

 

−         Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

−         Узнали вы какие-то новые факты из истории волонтерской деятельности?

−         Узнали ли вы что-то новое о современных волонтерах?

−         О каких волонтерских проектах вы узнали?

−         В каких проектах вы бы хотели принять участие?

−         Хотели бы вы принять участие в событийном волонтерстве?

−         Узнали    вы   что-то   новое    о   курсах    и   стажировках     для волонтеров?

  • Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
  • Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
  • О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
  • Довольны ли вы своим участием в занятии?