ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме:
«МЫ ВМЕСТЕ»
Цель занятия: знакомство обучающихся с деятельностью волонтёров, расширение представлений младших школьников о Всероссийских акциях и проектах, социальной направленности, содействие приобретению опыта добровольческой деятельности, воспитание таких качеств, как доброта, отзывчивость, сопереживание, сострадание, милосердие и желание помогать другим.
Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение.
Основные смыслы: День добровольца (волонтёра) в России отмечается 5 декабря с 2017 года, но история самоотверженного труда тех, кто спешит на помощь всем, кто находится в сложной ситуации, имеет в нашей стране давние традиции, основанные на ценностях милосердия и социального служения. В наши дни волонтёрские инициативы получили поддержку государства, добровольческое движение стало масштабным и повсеместным. Волонтерство выступает формой реализации взаимопомощи и нормой жизни современного российского общества.
Участие в добровольческом (волонтёрском) движении даёт детям возможность реализовать себя в различных сферах, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты. Личностные:
- проявлять интерес к волонтёрской деятельности;
- понимать значение социально полезной деятельности для окружающих;
- осознавать ценностный смысл благотворительности и волонтёрства.
Метапредметные:
- развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
- работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;
- принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Партнёр занятия: Ассоциация волонтерских центров.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала и презентации, а также выполнение игрового задания.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы;
- игровое задание;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Мотивационная беседа на основе работы с рассказом, позволяющим подвести обучающихся к раскрытию понятий «добро», «добрые дела»,
«забота». Просмотр обращения федерального спикера.
Часть 2. Основная
Познавательная беседа на основе выполнения игрового задания, в котором раскрываются основные смыслы занятия.
Часть 3. Заключительная
Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Каждый день нашей жизни наполнен встречами и общением, разнообразными событиями и делами. И какой это будет день…конечно, зависит от нас. Послушаем рассказ В.А. Осеевой «Просто старушка».
Методический комментарий.
С учётом подготовленности класса можно выбрать варианты работы с рассказом: 1. Читает хорошо подготовленный обучающийся. 2. Текст рассказа инсценируется несколькими обучающимися.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, — ответил мальчик.
- Мама? — удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!
Учитель. Что можно сказать о мальчике? Какой он? Что удивило девочку?
Ответы обучающихся.
Учитель. В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Подходит ли эта пословица к рассказу? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, в пословице подчёркивается, что если человек делает добро другим людям, помогает им, то его жизнь имеет смысл, проживается не зря. И наш сегодняшний разговор будет посвящён людям, которые своим ежедневным и, главное, бескорыстным трудом делают наш мир добрее и счастливее.
В прошлом году мы уже знакомились с тем, что делают волонтёры. А кто из вас, ребята, успел попробовать себя в роли волонтёров (может быть, вместе с родителями) и какие добрые дела сделал?
Ответы обучающихся.
Учитель. 5 декабря в нашей стране отмечается День добровольца (волонтёра). Послушаем спикеров нашего занятия – финалистов Международной премии #МЫВМЕСТЕ, которая вручается лучшим волонтерам страны.
Премия #МЫВМЕСТЕ — это поддержка и признание со стороны государства деятельности, направленной на помощь людям и на улучшение качества жизни в России.
Демонстрация выступления федеральных спикеров.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали о волонтерах и их деятельности из видео?
Часть 2. Основная
Учитель. Многие знаменитые люди также занимаются волонтерской деятельностью. Например, Константин Юрьевич Хабенский — российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Московского художественного театра им. Чехова, который сам лично делает много добрых дел. Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям и со своей командой старается делать всё, чтобы вернуть их к полноценной жизни.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему Константин Хабенский, несмотря на его известность, высокую занятость и востребованность в профессии, много времени посвящает благотворительности и волонтёрству?
Ответы обучающихся.
Учитель. Встречались ли в вашей жизни волонтёры? Приведите примеры.
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, с какого возраста можно стать волонтёром?
Ответы обучающихся.
Комментарий для учителя.
Волонтером может стать любой желающий старше 8 лет. Для ребят в возрасте до 14 лет необходимо сопровождение официальных представителей, для подростков старше 14 лет — разрешение от родителей.
Учитель. Стать волонтёром можно в любом возрасте, ведь волонтёрство начинается с малого, добрые дела можно делать уже сейчас: заботиться о
Учитель. Рассмотрим схему города и обсудим, где может понадобиться помощь волонтеров.
Демонстрация презентации «Город добрых дел»
Учитель вместе со школьниками обсуждает, что волонтёрская помощь может понадобиться в парках, зоопарке, приютах животных, в больницах, концертных залах и т.д. Например, в парках – это посадка деревьев, помощь пернатым, акция по уборке территории;
зооволонтёрство (зоопарки и приюты для животных) – это не только уход за животными, но и помощь в проведении экскурсий и других различных мероприятиях;
помощь может понадобиться в больницах, поликлинниках;
в музеях и концертных залах добровольцы проводят экскурсии, поддерживают порядок в фондах библиотек, музеев и культурных центров, разрабатывают туристические маршруты и облагораживают объекты культурного наследия.
Учитель. Мы с вами сейчас убедились, что направлений волонтёрства очень много, а добрых дел может быть миллион.
Информация о всех волонтёрских проектах представлена на платформе dobro.ru., там же вы можете разместить и свои проекты, рассказать о своих добрых делах.
Дополнительно педагог обращает внимание обучающихся на деятельность волонтёрских отрядов в образовательной организации, коротко рассказывает о том, какие проекты они реализуют.
Учитель. А какие качества необходимы волонтёрам в их деятельности? Давайте составим их портрет, выделив те качества, которые важны для волонтёрской деятельности.
Игровое задание «Цветок доброты» (выполняется фронтально или индивидуально/в парах)
Содержание задания: обучающимся необходимо собрать цветок (шаблон см. в дополнительных материалах), размещая на её лепестках важные качества для волонтёра.
Для выбора предлагаются варианты: заботливый, злой, ленивый, добрый, отзывчивый, активный, ответственный, трудолюбивый, бескорыстный.
После выполнения задания учитель предлагает детям послушать Гимн волонтёров России (1 куплет и припев).
В нашем мире огромном, В суете бесконечных дней, Мы хотим, чтобы люди Научились слышать людей Собираясь в дорогу,
Не спеша оглянулись вокруг Понимая, как много
Добрых глаз и надёжных рук.
Припев:
Пусть сотни искренних глаз Помогают верить
Пусть сотни наших сердец
Будут вам опорой
Ты хочешь с нами идти — Становись волонтёром.
Учитель. Ребята, какие строчки Гимна волонтеров вам особо запомнились?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Мы с вами убедились, что помощь волонтёров нужна практически везде. Они помогают в поисках пропавших людей, во время стихийных бедствий; они спешат на помощь пожилым людям и людям с ограниченными физическими возможностями. Они помогают сохранить нашу планету, спасая её от мусора, участвуют в спасении и защите животных, восстанавливают памятники архитектуры, помогают при проведении крупных спортивных и культурных мероприятий.
Хотели бы вы стать волонтёром, когда вырастете? Какое направление волонтёрской деятельности вам наиболее интересно?
Ответы обучающихся.
Учитель. Отдавая, мы получаем намного больше! Мы становимся ещё лучше и добрее!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда (М.Пляцковский)
Чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в мире и вокруг нас! Будем творить добро вместе!