Разговоры о важном. 4 декабря. 9 класс. «Мы вместе»

Поделиться:

Видео «Обращение Председателя Совета Ассоциации волонтерских центров России А.П. Метелева» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме:

«МЫ ВМЕСТЕ»

 

Цели занятия:

 

  • формирование представления о жизни  как,   в   том   числе, о возможности проявить себя в различных видах волонтерской деятельности;
  • воспитание нравственных качеств личности (доброта, милосердие,

сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).

 

Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение.

 

Основные смыслы. Добровольчество (волонтерство) имеет в нашей стране давние традиции, основанные на ценностях милосердия и социального служения. В наши дни волонтёрские инициативы получили поддержку государства, добровольческое движение стало масштабным и повсеместным. Волонтерство выступает формой реализации взаимопомощи и нормой жизни современного российского общества.

Участие в добровольческом (волонтёрском) движении даёт детям возможность реализовать себя в различных сферах, совершенствовать коммуникативные и развивать профессиональные навыки.

 

Партнер занятия: Ассоциация волонтерских центров.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации, видеоматериалы;

интерактивное задание.

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Перед вами перечень из 10 принципов поведения людей одного большого российского сообщества. Как полагаете, о сообществе каких людей идет речь?

 

Демонстрация презентации

Добровольность, сознательность, безвозмездность,

этичность, помощь и взаимовыручка,

солидарность, личная ответственность за результат, дисциплина, культура речи, культура поведения

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Вы правы. Речь о сообществе волонтеров. Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что это более чем 21-миллионное сообщество людей всех возрастов – школьников, студентов, взрослых людей, в том числе и пенсионеров. По каким принципам вы догадались, что речь о волонтерах?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. В прошлом году мы с вами начали говорить о волонтерстве и волонтерском движении. Давайте вспомним, значение слов «волонтер»,

«волонтерство»?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Вы совершенно правы, термины «волонтер» и «волонтерство» произошли от латинского слова voluntarius – «добровольный». Понятие

«волонтерство» в значении «добровольная помощь» в русском языке закрепилось только к концу XIX века. Однако, разные виды бескорыстной поддержки существовали с древности. Сможете доказать это тезис?

Ответы обучающихся

Справка для педагога. Добровольческое движение появилось на Руси после принятия христианства, в 988 году. По указу князя Владимира малоимущим выдавали еду и деньги. При Владимире на Руси появились первые больницы и сиротские приюты. Их работники трудились безвозмездно. А при Ярославе Мудром открылись училища, в которые принимали сирот. Обучали их за счет пожертвований, которые собирали с жителей ближайших сел и городов.

 

В деревнях с древности существовали особые ритуалы помощи, которые называли

«помочи», «толока» или «кануны». Крестьяне строили дома погорельцам, распахивали поля соседям, у которых не осталось лошадей, безвозмездно заготавливали дрова для церквей и больниц.

Добровольчество поддерживали многие русские правители: Иван Грозный приказал в каждом городе создать богадельни для больных и бездомных; Петр I отправлял сирот на учебу и работу в мануфактуры, а в 1721 году император приказал у всяких чинов людей, кроме рядовых, вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке на благотворительные нужды; Екатерина II создала сеть воспитательных домов для сирот, подкидышей, незаконнорожденных детей.

Учитель. Наше занятие называется МЫ ВМЕСТЕ – как, на ваш взгляд, оно отражает исконно русские традиции добровольчества, взаимопомощи и милосердия?

Ответы обучающихся

Учитель. Как традиции взаимопомощи, готовности всем объединиться продолжаются и сейчас? Приведите примеры.

Ответы обучающихся (например, работа волонтёров в ковид, помощь в зоне СВО и т.д.)

 

Учитель. Какие волонтёрские организации, сообщества, занимающиеся добровольческой деятельности на территории нашего города/района/села вам известны? Какие они реализуют проекты? Кому оказывают помощь?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Ребята, а кто из вас за прошедший год успел попробовать себя в роли волонтера? Расскажите о своем опыте волонтерской деятельности

Ответы обучающихся

 

Учитель. Ребята, сегодня в нашем разговоре о важном принимают участие финалисты премии #МЫВМЕСТЕ, которая вручается лучшим волонтерам страны, внесшим значительный вклад в развитие добровольческой деятельности.

Премия #МЫВМЕСТЕ — это поддержка и признание со стороны государства деятельности, направленной на помощь людям и на улучшение качества жизни в России.

Демонстрация видеоролика «Говорим о важном с финалистами премии #МЫВМЕСТЕ»

 

 

Учитель. Мы сейчас увидели и услышали людей, в чьей жизни волонтерство занимает значимое место.

Как вы думаете, что побуждает людей разных возрастов, национальностей, профессии, увлечений стать волонтерами? Что объединяет людей, занимающихся волонтерской деятельность?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Действительно, взаимопомощь, взаимоподдержка, альтруизм, желание сделать мир лучше – это ценность, объединяющая людей, занимающихся волонтерской деятельность.

 

Учитель. На прошлом занятии мы с вами подробно познакомились с выставкой-форумом «Россия», в рамках которой в преддверии международного дня добровольца пройдет церемония вручения премии «МыВместе». А также участники «Движения Первых» и все волонтеры страны запустят Всероссийскую акцию «Миллион добрых дел». Уже по названию можно понять суть этой акции.

Учитель предлагает ребятам обсудить конкретные дела, которые можно сделать в рамках акции «Миллион добрых дел», в том числе и присоединиться к школьным/районным/городским добровольческим проектам.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Слово «добровольный» начинается со слова «добро». Это слово будет лейтмотивом всего нашего занятия. Не поверите, но названия более 100 поселков и городов в нашей стране начинаются со слова «добро». Это и город Добрянка в Пермском крае, и поселок Доброград в Калужской обрасти, и деревни Добрая Вода и Добрая Надежда в Орловской и Рязанской областях… Сразу улыбаешься, когда слышишь такие названия.

Свой добрый город построим сегодня и мы.

Учитель открывает интерактивную карту города.

 

 

 

Учитель. Как будто перед нами обычный город. Здесь есть библиотека; парк; приют для животных; медицинский центр; спортивный центр; площадка для сортировки мусора; пекарня; велотренажеры, от которых заряжаются аккумуляторы для освещения городского парка; театр; зоопарк; клумбы цветов; маяк; завод по производству изделий из вторсырья; питомник деревьев; школа, детский сад

Как вы думаете, что делает обычный город добрым?

Ответы обучающихся, обсуждение

 

Учитель. Когда мы говорим о помощи, то первым делом вспоминаются медики, а если обратиться к истокам добровольческой деятельности в нашей стране, то нельзя не вспомнить самоотверженность русских сестер милосердия, спасавших во время войн жизни наших солдат. Среди имен, навсегда вошедших в историю страны, сестры милосердия – Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская.

 

Дополнительно педагог может обратиться к Пантеону Героев и познакомить обучающихся с Дарьей Севастопольской, с ее деятельностью, направленной на служение людям и Отечеству (см. дополнительные материалы)

 

служение людям – качества, без которых невозможно представить сестер милосердия прошлых лет и волонтеров-медиков сегодняшнего времени.

 

Учитель. «Движение Первых» запустило всероссийский проект —

«Первая помощь», в рамках которого в школах и колледжах проходят мастер- классы по оказанию первой медицинской помощи. Как вы думаете, почему эта общественная организация выступила с такой инициативой? Важно ли всем знать правила первой помощи? Или первая помощь – это дело профессионалов, а неспециалист может только навредить?

Ответы обучающихся

Комментарий для педагога: учителю рекомендуется обсудить, насколько порой важно для человека оказаться рядом с тем, кто может ему помочь. Поэтому правила оказания первой помощи обязательно знать всем людям.

 

Учитель. В этом случае, на карте города есть еще объекты, где помощь волонтеров-медиков необходима. Это и школа, и детский сад, где малышей можно знакомить с основами оказания помощи и правилами поведения в сложных ситуациях. И театр, где помощь может понадобиться кому-то. И библиотека… У медиков в обиходе очень яркие образы: они говорят о 5-и

«бриллиантовых» и 10-и «платиновых» минутах, а еще о «золотом часе». Что они имеют в виду?

Ответы обучающихся

Учитель. Кликнем по иконке, например, «Парк». Ваша помощь может понадобиться там. Давайте посмотрим, сможете ли вы принять правильное решение в сложной ситуации. Ответьте, можно или нельзя совершать следующие действия при оказании первой помощи.

 

Комментарий для педагога: при нажатии на иконку «Парк» открывается интерактивное задание – викторина.

 

Выполнение интерактивного задания-викторины «Верю – не верю»

  • При оказании первой помощи надо убедиться, что вы не подвергаете себя опасности (Да, это так. Важно понять, что вам лично не грозит опасность, или эту опасность можно устранить)
  • При оказании первой помощи разрешено давать пострадавшему лекарство (Нет, этого делать нельзя)

 

место (Да)

  • При ожоге нужно смазать обожженный участок мазью или сметаной. (Нет, этого делать нельзя, это затрудняет доступ кислорода к ране. Нужно охладить обожжённый участок)
  • Обмороженную кожу надо растереть снегом (Нет. Это травмирует поврежденную морозом кожу. Нельзя также опускать обмороженные конечности — ноги или руки — в горячую воду, так как быстрое нагревание может привести к некрозу обмороженного участка кожи)
  • Вызвать скорую медицинскую помощь можно по телефону 112 или 103

(Да, эти телефоны надо знать всем. Вызов по ним бесплатный)

  • Рану надо промыть водой или дезинфицирующим средством (Нет, саму рану промывать нельзя, только ее края)
  • При кровотечении из носа надо запрокинуть голову назад (Нет, голову надо подать немного вперед и затампировать носовые ходы тампоном из ваты или бинта)
  • При вывихе в первую очередь надо попытаться его вправить (Нет, надо зафиксировать вывихнутый сустав в удобном положении)
  • При ожоге запрещено прокалывать волдыри (Да, этого делать нельзя, так как можно инфицировать рану)

 

Учитель. Мы справились! Небольшой видеоролик покажет нам наглядно основные правила оказания первой помощи.

Учитель открывает иконку «Школа»

Комментарий для педагога: видеоролик открывается при нажатии на иконку «Школа».

 

Демонстрация видеоролика «Первая помощь»

 

Учитель. Волонтером-медиком стать не просто. Но я точно знаю, что кто- то из вас мечтает о профессии врача или медсестры, кто-то понимает, что знания о первой помощи точно пригодятся в жизни.

Учитель. В каких еще сферах важна работа волонтеров?

Ответы обучающихся: помощь природе, заботу о пожилых людях, реставрацию памятников, участие в массовых событиях и т.д.

 

наша   забота.   Поговорим  более   подробно  еще   об   одном  направлении волонтерства – эко волонтерстве.

Взглянем на карту города. Какие объекты, связанные с экологией, вы бы отметили на ней прежде всего? А что могут делать волонтеры в этих местах?

 

Ответы обучающихся, среди которых площадка для сортировки мусора, велотренажеры в парке, пекарня, питомник для выращивания деревьев, школа

Школьники вместе с педагогом называют посадку деревьев, озеленение пустырей и неухоженных территорий, строительство экотроп – маршрутов, проходящих через экологические системы и памятники природы, уборку мусора и организацию акций по его уборке, расчистку водоёмов, организацию экомероприятий, установку контейнеров для крышек и батареек, изготовление социальной рекламы для кафе о замене пластиковой посуды и т.д.

Учитель. Все верно! Забота о природе никогда не заканчивается. А много ли мы знаем об экологичном образе жизни?

Учитель кликает на иконку «Площадка по сортировке мусора», запускает интерактивное задание.

 

Выполнение интерактивного задания-викторины «Экология – это я»

  1. Что объединяет эти предметы: ватные палочки, одноразовые стаканчики для кофе, пластиковые контейнеры, бахилы, воздушные шары, целлофановые пакеты.

А)   Это   предметы,  которые  очень  сложны   или   невозможны  для переработки

Б). Это то, без чего сложно обойтись В) Все они сделаны из пластика

  1. Чем можно заменить одноразовый стаканчик для кофе или чая

А) Бумажным стаканчиком

Б) Термокружкой или термосом В) Пластиковым стаканчиком

  1. Сколько процентов мусора перерабатывается в нашей стране?

А) 5-7%

Б) 15-20%

В) 30-35%

 

 

 

 

 

 

  1. Эта тара появилась чуть более 50-и лет назад. При горении этой тары выделяется газ фосген, известный как отравляющее вещество. До 90% этой тары не перерабатывается сейчас в нашей стране. Вещество, из которого

сделана эта тара, в 2022 году обнаружили в крови человека. Что это за тара?

А) консервная банка

Б) пластиковая бутылка В) Бумажный пакет

  1. Что это за правила: «Сократить потребление; перейти на многоразовые альтернативы; покупать вещи из вторых рук; использовать долго; меньше – не всегда хуже»?

А) Правила «зеленого» потребления

Б) Правила экономики

В) Правила антирекламы

 

Учитель. Появилось ли у кого-то желание продолжать или начать заниматься эковолонтерством? Наверняка. Недавно «Движение Первых» запустило второй сезон Всероссийского проекта «На связи с природой» У нашего класса есть шанс стать частью этого проекта!

Обсуждение возможности участия обучающихся в проекте

Справочно для учителя: прием заявок с 14 сентября по 30 апреля, принять в нем участие могут школьники от 6 до 17 лет, а также педагоги. Работать предстоит в командах — от 5 до 15 человек под руководством ментора

https://xn--d1axz.xn--p1ai/competition/3455

 

Часть 3. Заключение.

Учитель. Волонтерство – реальный способ изменить мир к лучшему. Как вы думаете, ребята, а как волонтерство влияет на тех, кто им занимается? В чем помогает?

Ответы обучающихся

Учитель. Волонтерство помогает и тому, кто им занимается: ты можешь делать то, что тебе действительно нравится (заниматься животными или ухаживать за растениями, очищать природу от мусора и т.д.), получить возможность развивать навыки взаимопомощи (взаимовыручки) и умения работать в команде с самого детства, ты общаешься с увлеченными людьми – все это обогащает твою жизнь и даже может помочь определиться с будущей профессией.

 

 

 

 

 

 

Чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в

мире и вокруг нас! Будем творить добро вместе!

В завершении занятия учитель напоминает обучающимся о крупнейшей платформе добрых дел — DOBRO.RU, с которой ребята знакомились в прошлом году (на интерактивной карте размещен QR-код платформы и доп. информация), а также об образовательном ресурсе в сфере волонтёрской деятельности Добро.Университет (при нажатии на иконку «Школа» на интерактивной карте открывается доп. информация и QR-код ресурса).

ПОСТРАЗГОВОР

Организация встречи с советником директора по воспитанию и/или с лидерами школьных/городскими/региональными волонтерских отрядов с целью знакомства с проектами добровольческой направленности и участия в них.

Участие в волонтерских проектах, обсуждение которых проводилось на занятии.

Организация информационного ресурса на уровне класса или школы, в котором перечисляются проекты, где принимают участие школьники.

Встреча   с   волонтерами   –   участниками   различных  проектов   или организаций.