ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«Налоговая грамотность»
Цель занятия: познакомить обучающихся с понятием «налог», формировать представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства, развивать основы экономического мышления младших школьников, воспитывать финансово грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Формирующиеся ценности: гражданственность.
Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Партнер занятия: Федеральная налоговая служба.
Планируемые результаты Личностные:
- осознавать социальную роль гражданина при уплате налогов;
- проявлять познавательный интерес к материалу занятия и стремиться к расширению своих знаний в области налоговой грамотности;
- понимать ценность бережного отношения к государственной собственности.
Метапредметные:
- анализировать содержание различных информационных источников;
- принимать участие в творческой деятельности;
- формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя разнообразную работу с информацией и иллюстрациями, выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
- презентация;
- методические материалы;
- комплект видеоматериалов;
- сценарий;
- комплект интерактивных материалов;
- комплект QR-кодов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. Выполнение заданий, связанных с анализом фотографий, и просмотр анимационного видео позволяют обучающимся принять мотив изучения темы занятия. Просмотр видеообращение руководителя Федеральной налоговой службы Егорова Даниила Вячеславовича.
Часть 2. Основная
Познавательная беседа и анализ предложенных изображений помогают обучающимся прийти к осознанию того, что налоги делают нашу жизнь комфортнее и безопаснее. В ходе активного обсуждения обучающиеся на примерах демонстрируют понимание зависимости между благополучием государства, каждого гражданина и уплатой налогов.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия, выполнение интерактивного задания и формулирование вывода о том, что налоги помогают делать нашу жизнь лучше.
Часть 1. Мотивационная
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем обсуждать очень важную тему, которая касается каждого жителя нашей большой страны.
Слайд 2
Учитель: Назовите объекты, которые вы видите на картинках. Благодаря чему они могут появиться?
Примерные ответы детей: школа, больница, площадка, стадион. Эти объекты построили взрослые.
Учитель: Да, совершенно верно! Но, согласитесь, чтобы построить школу, больницу, стадион, площадки, нужны деньги. А где же их взять?
Сегодня мы с вами будем разбираться, откуда берутся деньги, которые так нужны для того, чтобы у нас с вами были школы, больницы, детские площадки, автобусы и многое-многое другое; все то, к чему мы привыкли и то, что делает нашу жизнь комфортнее.
Слайд 3
Помогать нам на занятии сегодня будут замечательные друзья: Альбина, которую ребята называют Алей и Денис. Его обычно зовут Дэном. Они очень любят узнавать что-то новое и интересное.
Слайд 4
Учитель: Давайте попробуем разобраться, где же брать деньги на общественные блага, которые делают нашу жизнь комфортной. Послушаем спикера нашего занятия. Его зовут Даниил Вячеславович Егоров. Он является руководителем Федеральной налоговой службы.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Слайд 5
Учитель: А кто запомнил, что такое налог? Как вы думаете, такой налог платят все, кто работает, или только люди определенных профессий?
Ответы детей.
Итак, Аля хорошо сформулировала, что же такое налоги. Налоги — это, конечно же, деньги, которые получает государство в свой кошелек, в государственный бюджет. Налогами называют установленные законом обязательные платежи, которые должны вносить в бюджет граждане и организации.
Тех, кто платит налоги, называют налогоплательщиками. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Учитель (подводя итоги обсуждения): Одним из основных налогов, которые платят граждане нашей страны, является подоходный налог. Его размер составляет 13% от дохода. Подоходный налог платят все граждане нашей страны, получающие доход. При этом доходом считается не только заработная плата, но и, например, выигрыш в лотерею или деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду и т. п., а вот с пенсии налог не выплачивается.
Слайд 6
Налогоплательщики уплатили налоги, и теперь государство имеет средства, чтобы улучшить жизнь своих граждан. Рассмотрите картинки и помогите ответить герою на вопрос: «А на что идут налоги?».
Ответы обучающихся.
Учитель: Государство использует налоги на обеспечение безопасности каждого из нас, развитие науки и спорта, образование и строительство, на медицину и заботу о пенсионерах, так как пенсия, которую они получают, не облагается налогом.
Представим наш обычный школьный день и подумаем, как это связано с налогами. Рассмотрите рисунки.
Ответы обучающихся.
Учитель: Вас встречают учителя и другие работники школы, которые получают зарплату, вы пользуетесь учебниками и посещаете школьную библиотеку, занимаетесь в светлых и просторных классах. Все, кто трудится и получает доход, платят налоги.
Школа, в которой мы учимся, спортивные и игровые площадки во дворах, парки и дороги, пенсии, которые получают ваши дедушки и бабушки, и многое другое — все стало возможным благодаря налогам.
Слайд 8
Демонстрация видео «Про Фому и налоги».
Учитель: А теперь давайте подумаем, каким может быть ваш вклад в общественные блага, которые нас окружают и которые мы получаем благодаря налогам?
Ответы обучающихся.
Слайд 9
Часть 3. Заключительная
Учитель: А теперь выполним интерактивное задание.
Выполнение интерактивного задания.
Слайд 10
Учитель: Молодцы! Рассмотрите плакаты, которые нарисовали ваши сверстники. О чём они рассказывают? Объясните.
Ответы обучающихся.
Слайд 11
Учитель: Развитие нашего государства зависит от того, как мы платим налоги, так как они идут на улучшение нашей жизни. Аля нашла очень хорошее высказывание Императрицы Екатерины Великой, которое иллюстрирует важность налогов:
«Налоги для государства — то же, что паруса для корабля». Действительно, корабль не может плыть, если его паруса не обдуваются ветром. Изменяя положение паруса, можно заставить корабль плыть в нужном направлении. Выходит, что благодаря налогам, мы можем влиять на развитие страны.
Слайд 12
Учитель: Наш сегодняшний разговор завершается, как бы вы закончили фразы: Для меня самым интересным на этом занятии было…
Налоги важны, потому что …
Ответы обучающихся.
Учитель: Действительно, налоги – это не просто «деньги», которые вычитаются из доходов человека. Благодаря налогоплательщикам — людям, которые платят налоги, к которым относятся и члены вашей семьи, государство улучшает качество нашей жизни: финансируется оборона страны, строятся и ремонтируются детские сады, школы, больницы, осуществляется помощь многодетным семьям, платятся пенсии и осуществляются многие крупные проекты.
Получается, что вы и ваша семья участвуете в развитии общества и государства. Можно с уверенностью сказать: налоги — это наше общее дело!
Слайд 13
Учитель: До скорых встреч!
После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).
ПОСТРАЗГОВОР
Организация конкурса рисунков на тему «Почему важно платить налоги».
Проведение познавательных бесед: «Для чего нужны деньги?», «Надо ли планировать расходы и доходы?», «Что такое бюджет?».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над составлением мини-словаря по налоговой грамотности (налоги, налогоплательщики, расходы, доходы, бюджет и т.д.).
Математика: работа с графиками и диаграммами, решение практико- ориентированных задач по финансовой грамотности.
Окружающий мир: изучение тем «Значение труда в жизни человека и общества»,
«Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России»,
«Особенности труда людей родного края, их профессии».
Технология: ознакомление с современными информационными средствами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Комплект плакатов «Налоги – это…»
- Секреты финансовой грамотности. 3 класс / Н.Г. Калашникова, Е.Н. Жаркова, Е.М. Белорукова. – М.: Просвещение, 2022.
- Секреты финансовой грамотности. 4 класс / Н.Г. Калашникова, Е.Н. Жаркова, Е.М. Белорукова. – М.: Просвещение, 2022.
- Попова Т. Зачем нужны налоги? – М.: Издательство «Настя и Никита»,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Гордость за то, что родители и все граждане уплачивают налоги. Осознание единства государства и каждого его гражданина. Бережное отношение к тому, что нас окружает.