Разговоры о важном. 4 класс. 23 октября 2023. «День спецназа»

Поделиться:

Цель занятия: знакомство обучающихся с видами подразделений специального назначения, воспитание уважения к людям, служащим в подразделениях специального назначения (спецназе), формирование чувства гордости за силовые структуры, обеспечивающие защиту суверенитета и ценностей нашего Отечества.

 

Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, гордость за страну.

 

Основные смыслы: вооружённые силы, органы государственной безопасности и правоохранительной системы Российской Федерации имеют подразделения специального назначения. Российские подразделения специального назначения исторически олицетворяют любовь и бескорыстное служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральными качествами, и являются достойным примером настоящих мужчин.

 

Планируемые результаты. Личностные:

  • понимать особую   роль   подразделений   специального   назначения, проявлять позитивное восприятие истории и традиций спецназа;
  • осознавать важность защиты мирной жизни людей для их благополучия и трудовой деятельности;
  • испытывать чувства   уважения   и    благодарности    к    защитникам Отечества.

 

Метапредметные:

  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.

 

Основной посыл: верность Отечеству, сила духа, мужество, быстрота реакции и острота ума делают представителей спецназа России лучшими в мире и позволяют нашей Родине и всем её жителям рассчитывать на их надёжную защиту от любой угрозы своей безопасности. День спецназа – это праздник, который напоминает нам о важности любви и защите государства, о роли подразделений специального назначения в обеспечении безопасности граждан и стабильности в стране.

Спецназ России – это особо подготовленные воины, способные выполнять задачи повышенной сложности как на территории России, так и за её пределами, являющие собой истинный образ любви и служения Отечеству.

 

Партнёры занятия:

  • Международная Ассоциация   ветеранов   подразделения   антитеррора

«Альфа»;

  • Ассоциация социальной защиты ветеранов подразделений специального назначения «Братство краповых беретов „Витязь“»;
  • Российское военно-историческое общество.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивных заданий.

 

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоматериалы,
  • интерактивные/игровые задания,
  • презентация.

 

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа – знакомство с подразделениями специального назначения. Постановка проблемы, просмотр обращений федеральных спикеров.

 

Часть 2. Основная

Просмотр видеоматериала, знакомство с историей создания спецназа, задачами, которые выполняют подразделения специального назначения. Продолжение диалога и выполнение различных игровых заданий.

 

Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа, осознание общего смысла занятия: доблестное выполнение спецназом самых сложных задач по защите государства и мирного населения вызывает благодарность и уважение к защитникам Отечества.

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Рассмотрите картину В. М. Васнецова. Как она называется? Кто на ней изображён?

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Всё верно, это богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. А кто такие богатыри? Чем они известны?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Богатыри – это герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги по защите родной земли. Богатыри стояли на страже Руси, надёжно охраняя её границы. Какими качествами обладали богатыри? Кого мы можем назвать современными богатырями?

 

Почему?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Это и лётчики, и моряки, и артиллеристы, и связисты, и ещё очень многие профессии, которые связаны с обороной и защитой нашего Отечества и представляют щит и меч России. Но есть особые подразделения, о дне которых есть такие стихотворные строки:

1–2 класс

За мечты и за жизни, За всё, что свято в нас. По приказу Отчизны Работает спецназ.

3–4 класс

День спецназа для России – Праздник очень важный.

Ведь элитный сей раздел Очень уж отважный!

В этом слове воедино Доблесть, честь и слава, Пока они работают, – Не страшно за державу.

 

Что же это за особые подразделения, спецназ? Об этом мы сегодня с вами и поговорим. Почему мы говорим спецназ, как появилось это слово?

Ответы обучающихся.

 

Учитель.  Слово  «cпецназ»  появилось  как  сокращение  двух  слов:

«специальное назначение». Это подразделения, которые создаются для выполнения сложнейших, особо опасных, специальных задач. Рассмотрите фотографии, в каких условиях показаны спецназовцы? Какие качества необходимы спецназовцами, чтобы выполнять задачи в таких условиях?

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

Учитель. Вы правильно отметили экстремальные условия, в которых показаны бойцы, и всё это требует от них особой выдержки, выносливости, хорошей всесторонней подготовки. В приоритете не только физические данные, но и сила духа, интеллектуальные способности: умение оценивать обстановку, правильно выбрать тактику, реагировать быстро и слаженно работать в команде. А какие качества важны при выполнении работы в команде или группе?

Ответы обучающихся.

Учитель. Это и работа на общий результат, и умение понимать друг друга, даже часто без слов, и ответственность, и, конечно же, дисциплинированность. А что это такое? Это значит соблюдать дисциплину, то есть привычка выполнять и подчиняться определённым правилам, даже если этого в какой-то момент и не очень хочется. Послушаем героев нашего занятия.

Демонстрация выступлений федеральных спикеров.

 

 

Учитель.

Да, подразделения специального назначения – это элита наших силовых структур, российские подразделения специального назначения считаются лучшими в мире, а 24 октября в нашей стране отмечается День подразделений специального назначения.

 

Часть 2. Основная часть

Учитель. Подразделения специального назначения выполняют сложнейшие, особо важные и опасные задачи: осуществляют разведку и диверсионные действия на территории противника, борются с террористами и врагами России, пресекая их действия и освобождая заложников. Рискуя своей жизнью из любви к Родине, защищают мирных жителей от бандитов и врагов, обеспечивают безопасность нашей страны и её ценностей. Посмотрим видео.

 

Демонстрация видео (дикторский текст).

На протяжении многовековой истории в нашей стране всегда были особые воины, бойцы, которые с риском для жизни выполняли сложнейшую, самую опасную и трудную работу по защите нашего Отечества

В современной России выполнение особо сложных военных задач возложено на бойцов спецназа, настоящих мужчин, профессионалов, искренне любящих своё Отечество, готовых в любой момент рисковать своей жизнью ради безопасности нашей страны и всех нас.

И 24 октября мы празднуем их день – День подразделений специального назначения.

Таких подразделений в нашей стране несколько, самые известные из них спецназ групп «Альфа», «Вымпел» и «Витязь», у каждого из них свой день рождения, но 24 октября мы отмечаем общий праздник людей, которые по праву заслуживают особое уважение и почёт как среди представителей воинского братства, так и всех россиян. Российский спецназ – лучший в мире. Он успешно решает любые сложнейшие задачи и обеспечивает нашу безопасность: на земле и воздухе, в огне и воде.

 

Учитель. О каких подразделениях специального назначения вы узнали?

В чём важность их деятельности? Что необходимо уметь бойцам спецназа?

Ответы обучающихся.

 

 

Учитель. Конечно, бойцам спецназа необходимо и умение быстро ориентироваться на незнакомой местности, принять решение в нестандартной ситуации, поэтому так важно быть наблюдательными, обладать хорошей памятью, размышлять и принимать решения. И, конечно, всё это необходимо развивать с детства, тренировать постоянно. Давайте выполним задание и проверим наши навыки.

 

Игровое задание №1.

Содержание задания.

  • вариант: обучающиеся получают листы с незакрашенными фигурами, после этого ребятам с экрана демонстрируются фигуры, закрашенные определённым способом. Время демонстрации ограничено. После демонстрации, обучающиеся должны закрасить фигуры на своих листах таким же узором.

 

 

 

 

  • вариант: обучающиеся получают листы с фигурами, после чего на экране демонстрируется только часть изображений. Обучающиеся должны запомнить, какие фигуры демонстрируются, а потом закрасить их на своих листах. Время демонстрации фигур на экране ограничено.

 

Фигуры для демонстрации.

 

Лист для раскрашивания фигур.

 

Учитель. С первым заданием мы справились. Как бы ни была трудна боевая задача, бойцы спецназа выполняют её, проявляя силу, ловкость, выносливость. Давайте и мы проверим нашу ловкость, выполним задание.

 

Педагог, с учётом подготовки класса, самостоятельно определяет количество и вид выполняемых заданий.

 

Игровое задание №2.

Содержание задания. Обучающиеся встают из-за парт друг за другом в несколько шеренг между рядами. Первый в шеренге держит мяч, который он должен передать стоящему за собой через голову, второй также, не оборачиваясь, передаёт мяч следующему через голову. Когда мяч доходит до последнего игрока в шеренге, то он передаёт мяч впереди стоящему справа, и так по цепочке игроки возвращают мяч первому игроку. Побеждает та команда-шеренга, которая раньше вернёт мяч первому игроку.

Учитель. Как мы уже говорили, очень важным для спецназовца является умение оценивать обстановку, принимать быстро решения и понимать друг друга без слов. А для этого необходимо уметь кодировать информацию, и расшифровывать её. Вот сейчас и мы попробуем применить наши умения в расшифровке секретного послания.

Игровое задание №3.

Содержание задания. Каждой букве соответствует знак, расшифруй слова. Используя ключ, обучающиеся расшифровывают три слова: мужество, отвага, честь.

 

Учитель. Мужество, отвага, честь – это девиз одного из подразделений спецназа. Ведь бойцы спецназа – это пример беззаветного служения Отечеству, пример мужества и силы духа, самопожертвования, готовности

 

мгновенно прийти на помощь Родине. Бойцы спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральными качествами и являются достойным примером настоящего мужчины. Служить Отечеству – большая честь!

Часть 3. Заключительная

Учитель. Почему спецназ называют элитой войск? Сложно ли стать воином спецназа? Какими качествами надо обладать, чтобы служить в подразделениях специального назначения? Как выработать в себе качества, необходимые для службы в спецназе?

Ответы обучающихся.

 

Учитель.

Ребята, с первого дня бойцы подразделений специального назначения участвуют в специальной военной операции, с честью выполняют свой долг – защищать Родину и свой народ.

Давайте составим образ «Герой спецназа», и для этого каждый из вас назовёт одно слово, характеризующее людей, воинов Отечества, которые выполняют особо сложные задачи по защите Родины.

 

Учитель.

Спецназ – это доблесть и слава Готовность исполнить приказ, И вами гордится держава.

Спецназовцы, с праздником вас! (автор: Матвеева Елена)

Учитель. Сегодня мы обсудили ценности и качества истинных мужчин, которые позволяют им быть не только отважными защитниками страны, но и замечательными сыновьями, отцами, мужьями и дедушками. Я уверена, что в каждой из ваших семей есть уникальные особенности, традиции и истории, которыми важно поделиться со всей страной, приняв участие во всероссийском конкурсе “Это у нас семейное”.

Конкурс открывает возможность вспомнить и собрать историю своей семьи, изучить семейные корни, возродить традиции и создать совместные проекты. Участников конкурса ждут 30 сертификатов на 5 000 000 рублей на улучшение жилищных условий, 300 больших семейных путешествий для семей-финалистов и подарки за выполненные задания от партнеров конкурса.

 

Учитель. Подать заявку на участие в конкурсе можно до 4 ноября. Обсудите сегодня дома с родителями участие вашей семьи в конкурсе «Это у нас семейное».

 

ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство с секциями и спортивными клубами, которые есть в населённом пункте и помогают подготовиться к военной службе.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц «Где смелость там и победа», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Сражайся смело за родное дело».

Литературное  чтение:  чтение  и  обсуждение  произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», Б. С. Житкова

«Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

Окружающий мир: изучение тем разделов «Героические страницы истории России», «Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками».