Разговоры о важном. 5 класс. 16 октября 2023г. По ту сторону экрана. 115 лет кино в России

Поделиться:

Говорим о важном с К.Г. Шахназаровым. Видео Смотреть

Цели занятия:

  • Знакомство школьников  с   историей  отечественного  кинематографа                   и культовыми фильмами, снятыми в нашей стране.
  • Формирование ценностного    отношения   к    отечественной                   культуре, отечественному кино, людям, создававшим его великую историю.
  • Получение представлений о профессиях, связанных с киноиндустрией.

Ценности: развитие, самореализация.

Основные смыслы: развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ её будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны.

Партнер занятия: Киноконцерн «Мосфильм».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • комплект видеоматериалов.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Любите ли вы кино? Какие фильмы ваши любимые? А мультфильмы?

Как вы думаете, почему людям нравится смотреть кино?

Ответы обучающихся. Задавая эти вопросы, учителю важно заинтересовать школьников темой предстоящего разговора, поэтому упор делается на интересы обучающихся. Учитель акцентирует внимание на том, что кино дает нам возможность не только отдохнуть и помечать, но и узнать что-то новое, задуматься над какой-то проблемой, может быть – даже в чем-то изменить свое поведение.

Учитель. Как вы, наверное, уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о кино! Кино возникло тогда, когда ваши прапрадедушки и прапрабабушки были вашими ровесниками. Первый русский фильм был снят в 1908 году, а это значит, что в этом году исполняется 115 лет нашему кино.

Учитель. Сейчас вы увидите и услышите человека, который почти 25 лет возглавляет самую известную киностудию нашей страны. На этой студии снято более 2500 фильмов и самый первый в нашей стране многосерийный фильм. Догадываетесь, о какой киностудии идет речь? … О киностудии «Мосфильм». А ее директор – Карен Шахназаров.

Видеообращение федерального спикера

 Учитель. Ребята, Карен Георгиевич сказал, что кино – это история страны.

Согласитесь ли вы с таким утверждением?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Можем ли мы утверждать, что искусство кино – всегда разговор о прошлом?

Ответы обучающихся.

Учитель. Можете ли вы привести примеры, когда кино рассказывает о настоящем или даже будущем? А про настоящее или будущее нашей страны? Какими средствами, как вы думаете, искусство кинематографа может донести до нас серьезные и важные идеи, связанные с нашим пониманием мира, представлениями о будущем?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Верно, кино является одним из наиболее эффективных способов передачи информации о стране и ее культуре. Оно позволяет зрителям увидеть мир глазами других людей, узнать об их образе жизни, ценностях и взглядах на жизнь. Какой бы вы привели известный вам пример такого фильма?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель. Я приведу свой пример. Таким фильмом может быть «Приключения Электроника» (1979 г., реж. Константин Бромберг). Вы все наверняка его смотрели или знаете сюжет.

Хочу привести одну цитату:

—  Пойми! Ты требуешь невозможного!

  • Я хочу стать человеком! Что же здесь невозможного?

Демонстрация фрагмента фильма

 

Учитель. Как вы думаете, ребята, этот короткий диалог между убежавшим Электроником (роботом) и его создателем профессором Громовым имеет отношение к нашим дням? И задумывался ли автор повести Евгений Велтистов о том, что однажды по улице побежит такой робот, который будет похож и станет вести себя так же, как обычный мальчишка?

Ответы обучающихся, обсуждение.

 

Учитель, подводя итоги обсуждения. Задумываясь над фильмами, мы можем лучше понять самих себя, соотнести свои поступки с поступками героев, проанализировать и свое поведение, и то, как ведут себя герои фильма, правильно ли они поступают. Многие хорошие фильмы помогают нам, зрителям, развиваться как личностям, осознавать свое место и свою значимость в мире, лучше узнавать нашу страну, ее историю и ощущать гордость за ее достижения.

 

Часть 2. Основная.

Учитель. Полистаем страницы летописи российского кинематографа.

 

Страница 1. Начало.

Вопрос: знаете ли вы, какой фильм был снят в России самым первым?

Ответы обучающихся

Учитель.

Наше кино родилось 115 лет назад: в 1908 году Александром Дранковым был снят первый художественный фильм – «Понизовая вольница». По сути, это была экранизация популярной тогда песни о казаке Степане Разине, взявшем в плен персидскую княжну и страстно влюбившемся в неё. Фильм исполнялся под музыку, и впервые был показан в московском театре «Аквариум».

 

Страница 2. Первые движущиеся изображения.

Учитель. Ребята, вы знаете, как создавались первые движущиеся изображения, прообразы знакомых нам мультфильмов?

Ответы обучающихся

 

Учитель. А вы знаете, что мы сами можем сделать свой мультфильм. Даже, возможно, некоторые из вас его уже создавали. Я вам напомню, а вы можете повторить эту технологию дома.

На сложенных стопкой листках последовательно нужно нарисовать движение придуманного героя, пусть это будет очень простой образ. И быстро пролистывать

– человеческий глаз воспринимает изображение с небольшим замедлением, поэтому картинки будут сливаться, так и появится оживший персонаж.

Вопрос: знаете ли вы, какой первый мультфильм был снят в нашей стране?

Ответы обучающихся

Учитель.

В 1912 году появился знаменитый мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». А знаменит он тем, что стал первым в мире мультфильмом, снятым в технике объёмной анимации.

Мультфильм, конечно, был немой и даже без титров. И чтобы зрители понимали сюжет, во время показа вслух зачитывалось краткое содержание мультфильма.

Методический комментарий: учитель может предложить обучающимся ознакомиться с фрагментом первого российского мультфильма в качестве дополнительного задания (см. дополнительные материалы).

 

Страница 3. Знаменитые советские фильмы.

Вопрос: назовите самые известные фильмы, которые были созданы в советские годы. Некоторые завоевали престижные награды за рубежом.

Ответы обучающихся

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему мы сейчас вспоминаем фильмы

«Броненосец „Потёмкин“», «Чапаев», «Александр Невский»?

Ответы обучающихся

Учитель. Мы совсем недавно смотрели фрагменты еще одного советского фильма о героине Великой Отечественной войны. Кто помнит название?

Ответы обучающихся

Учитель. Фильм «Зоя» 1944 года, верно. Как вы думаете, почему так важно было снимать такие фильмы? Какую роль кинематограф играл в жизни страны?

Ответы обучающихся, обсуждение, в котором учитель подчеркивает роль кинематографа в первой половине ХХ века: информационную, обучающую, позволяющую узнать историю своей страны, разделить культурные ценности с представителями разных народов нашей Родины.

Учитель. А фильм «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Валентиновича Меньшова завоевал Оскара, почетную и престижную награду в мире кинематографии. Кто из вас его смотрел? Чем он покоряет зрителей? Почему так оказался интересен даже тем, кто не говорит по-русски и никогда не был в нашей стране?

 

Ответы обучающихся, обсуждение.

Видеоответ

       -е годы зарождается советское кино. эти же годы в нашей стране появляются выдающиеся режисс ры, которые внесли много новаторских идей в мировой кинематограф. ак, режисс р зи га е ртов впервые использовал при м скрытой камеры.

     3 году выходит первый звуковой фильм, «Пут вка в жизнь» – фильм о работе с беспризорными подростками. Он получил награду I Международного кинофестиваля в енеции за лучшую режисс рскую работу.

Шедеврами нашего кино становятся полюбившиеся зрителями комедии –

« ес лые ребята» и «Цирк».

  начале еликой Отечественной наше кино решало важную задачу – вселить в людях уверенность в победе. огда были выпущены такие фильмы, «Зоя» (о жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая стала партизанкой- диверсанткой и была казнена немцами), «Жди меня» (снятый по мотивам знаменитого стихотворения Константина Симонова), « ва бойца» (песни из которого « мная ночь» и «Шаланды, полные кефали…» популярны до сих пор). Интересно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты, их ж ны, труженики, школьники. Это сближало зрителей и героев, заставляло верить им.

А затем наступил мир, и наше кино стало опять меняться.

Международного признания добились выдающиеся фильмы «Летят журавли»,

« ойна и мир», «Москва слезам не верит».

Любовью российских зрителей пользовались кинокомедии Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Знаменитыми стали «Ирония судьбы, или С л гким паром», который вот уже много десятилетий смотрят наши зрители в новогоднюю ночь, «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «”Операция «Ы»” и другие приключения Шурика».

Появились и первые фильмы-катастрофы (например, «Экипаж») и боевики («Пираты XX века»)…

Лучшими детскими фильмами становятся комедия « обро пожаловать, или посторонним вход воспрещ н»; научно-фантастические «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего»; трогательный фильм « ам и не снилось» – о первой юношеской любви; нашумевший фильм «Чучело» – первый фильм, затронувший проблемы школьного буллинга и вызвавший споры в обществе.

 

Страница 4. Как это сделано? Мозговой штурм!

Учитель. Как делается кино? Приходит режиссер, садится в кресло с надписью

«РЕЖИССЕР» на спинке, открывает сценарий, хлопушка, камера, актеры… Так?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Сейчас можно добиться большого успеха, применяя спецэффекты, которые в основном делаются на компьютере. Это яркие, вызывающие самые разные эмоции сцены. А как могли добиться подобного успеха раньше, когда не было таких

«помощников»?

Ответы обучающихся.

 

Мозговой штурм «Как это сделано?», в ходе которого 2 команды школьников стараются понять и объяснить, каким образом режиссерам, операторам и актерам удавалось добиться тех или иных спецэффектов (например, как до изобретения цветной кинопленки С. Эйзенштейну удалось показать красное знамя в фильме

«Броненосец „Потёмкин“»; каким образом удалось показать лед Чудского озера в фильме «Александр Невский» притом, что сам фильм снимали летом).

 

Видеоответы.

 . Чтобы показать интересные эффекты, в кино прибегали к самым разным ухищрениям.

Сергей Эйзенштейн в сво м фильме «Броненосец „Пот мкин“» сумел сделать так, чтобы в его ч рно-белом фильме появился красный флаг первой русской революции. Режисс р сам его раскрашивал красным цветом в каждом кадре. И флаг действительно стал цветным, стал красного цвета! Это создавало большой эффект, зрители всегда очень взволнованно принимали появление символа революции в настоящем, красном, цвете.

 

 . фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере в   4 году, чтобы сделать л д, реквизиторы использовали большие куски пенопласта, посыпали поверхности солью, асфальт заливали жидким стеклом.

 

Учитель. Самая престижная в течение многих лет профессия – актер. В театральные и кинематографические институты всегда очень большой конкурс при поступлении. И комиссии отбирают самых лучших, самых талантливых, самых ярких

– будущих звезд театра и экрана. Но талант проявляется рано. Давайте попробуем и мы найти таланты в классе.

 

Игра «Ты — актер»

Учитель. Специалисты утверждают, что самое сложное в игре актера – это играть без слов, играть паузы в сценическом действии. Есть даже такое высказывание: «Чем больше артист — тем больше у него пауза».

Задания (учитель выбирает из них те, которые, на его взгляд, лучше подходят школьникам его класса):

 

  1. Двоим желающим сыграть роль предлагается выйти на свободное место у доски. Им предлагается разыграть такую сценку: ученик пытается сказать учителю, что по семейным обстоятельствам он не успел выполнить домашнее задание к сегодняшнему уроку. Нужно играть без слов как можно дольше, желательно до 1 или 2 минут.
  2. Другим двоим желающим сыграть роль предлагается выйти на свободное место у доски и разыграть такую сценку – мальчик пытается познакомиться с девочкой, читающей на скамейке книгу, но он смущается и не знает, как это лучше сделать. Здесь тоже нужно продержаться без слов как можно дольше.
  3. Теперь такие роли – расстроенная мама или папа приходит с родительского собрания домой и пытается начать неприятный разговор с сыном или дочерью, но не знает с чего начать.

 

Часть 3. Заключение.

Учитель. Вы неплохо сыграли в роли актеров. А не пробовали ли вы себя в роли операторов кино? Поднимите руки те, кто когда-нибудь сам снимал какие-либо видео и монтировал из них фильм?

Ответы обучающихся.   ыслушав их, учитель может предложить своему классу в течение этого года придумать и сделать свой собственный «Классный фильм», а сейчас – обсудить его тему.

Учитель. Ребята, вы познакомились с историей российского кино. А как вы думаете, есть ли у кино будущее? Может быть, сценарии будет писать искусственный интеллект, а вместо актеров будут нарисованные компьютерные персонажи?

Ответы обучающихся. о время обсуждения этого вопроса учителю важно акцентировать внимание на том, что людей всегда привлекало и, судя по всему, будет привлекать и в будущем игра живых актеров, а не только нарисованных персонажей. Именно поэтому, например, до сих пор не исчез театр. Он развивается параллельно с кинематографом и компьютерной анимацией.

Учитель. Завершая сегодняшнее занятие, хочу подвести итог. Сегодня российское кино развивается в самых разных жанрах, кинематограф совмещает в себе самые разные стороны: это и искусство, и производство. Но судьба фильма зависит не только от тех людей, которые его создают. Подумайте, кто еще оказывает большое влияние на произведение киноискусства?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, ребята, это зритель! Поэтому при создании фильма его команда старается заранее спрогнозировать, как его примут зрители, будет ли оно интересен, останутся ли в памяти людей те вопросы, которые в нем рассматриваются.

Поэтому очень важно тщательно выбирать то, чем вы наполните свою душу, стараться задумываться, что же именно вы хотите посмотреть. От вас зависит, какие

 

фильмы будут создаваться – серьезные, со смыслом, или только развлекательные. Вы такие же создатели российского кино, как и команды «по ту сторону экрана».

А для знакомства с фильмами достаточно всего лишь пойти в ближайший кинотеатр! Так давайте смотреть наши российские фильмы и делиться своими впечатлениями. Мы даже можем завести классный интернет-дневник, где вы будете писать о просмотренных фильмах и объяснять, почему их стоит посмотреть вашим одноклассникам.

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Создание эскизов и изготовление логотипов по эскизам обучающихся и проведение общешкольного конкурса «Российскому кино — 115».
  • Продолжающийся до конца года школьный фестиваль короткометражных фильмов «Кинодебют», которые сняты обучающимися.
  • Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о лучших российских кинофильмах и мультфильмах последних лет.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

  • Литература. Темы, связанные с русской классикой, нашедшей отражение в кино (например, «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого; «Мертвые души» Николая Гоголя; «Преступление и наказание» Федора Достоевского; «Чайка» Антона Чехова и т.д.)
  • История. Тема «Культурное пространство советского общества в 1920- 1930-е гг.».