Разговоры о важном 5 класс 29 января «Союзники России»

Поделиться:

Видео «Мариуполь». Разговоры о важном Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«СОЮЗНИКИ РОССИИ»

 

Цель занятия: познакомить с понятиями союзник, дипломат, подвести обучающихся к пониманию того, что союзники России, – это страны и люди, с которыми у нас общие ценности, цели и мировоззрение; познакомить младших школьников с различными примерами совместной деятельности России и стран-союзников; воспитывать чувство любви и уважения к своей Отчизне.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, дружба, взаимопомощь и взаимоуважение.

Основные смыслы: союзничество между государствами заключается в определении общих целей и взаимной поддержке в достижении этих целей: безопасность и благополучие людей. Взаимная поддержка помогает государствам повышать уровень жизни своих граждан, развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом иностранных государств.

Партнёр занятия:

Министерство иностранных дел России, https://www.mid.ru/.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • видеоролик,
  • интерактивные задания;
  • презентационные материалы.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, наше сегодняшнее занятие мы начнём с небольшого игрового задания.

Учитель делит класс на 5 команд, каждая команда получает набор геометрических фигур и карточку-задание с изображением, состоящим из геометрических фигур разного цвета (см. дополнительные материалы).

Учитель. Задача каждой команды собрать рисунок, изображённый на

полученной карточке. Победит команда, выполнившая задание первой.

Методический комментарий: полученный командами набор содержит лишние геометрические фигуры, при этом части фигур не хватает (они есть в наборе других команд, но этот пункт учителем не озвучивается).

Выполнение игрового задания.

Учитель. Давайте поздравим победителей и обсудим, в чём секрет их успеха? За счёт чего они оказались в более выигрышной ситуации?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, ребята вступили во взаимодействие с другими командами, объединили ресурсы для выполнения задачи – и это принесло им победу.

Учитель. Ребята, а как называется объединение, сплочение кого-либо с определённой целью?

Ответы обучающихся.

Учитель. Правильный ответ – союз, союзничество. Давайте вслушаемся в слово «союз» – «со» и «юз». Какие ассоциации вызывают у вас эти две составляющие?

Ответы обучающихся.

Учитель. Первая часть слова ассоциируется с приставкой «со-», которая означает «вместе», «объединение» – со-граждане, со-причастность, со- дружество. А вторая часть «юз» созвучна со словами «узы», «узел». То есть союз – это тесная связь.

 

Интересно, что слово «союз» в этом же звучании и в этом же значении существовало и во времена создания Иваном Фёдоровым первой азбуки, то есть 450 лет назад.

Учитель. Как вы полагаете, почему это слово возникло очень давно? Почему людям важно было объединяться, сотрудничать? Какие преимущества влекло за собой союзничество?

Ответы обучающихся.

 

Часть 2. Основная

Учитель. А как вы думаете, почему и для чего государства образуют союзы? Возможно ли представить существование какой-то страны без взаимодействия с другими государствами?

Ответы обучающихся.

Учитель. Тема нашего занятия «Союзники России», а значит, речь пойдёт о тех странах, с которыми мы сотрудничаем для достижения общих целей.

Предлагаю посмотреть небольшую новостную ленту и ответить на вопрос

– какие страны являются нашими союзниками и каковы цели и направления

международного сотрудничества России?

Видеоролик «Международное сотрудничество. Новостная лента».

 

Вопросы для обсуждения после просмотра новостной ленты:

  • Каковы направления международного сотрудничества?
  • Для решения каких задач страны объединяются?
  • Может ли развиваться какое-либо государство без взаимодействия с другими странами?
  • С какими странами сотрудничает Россия?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Верно, страны объединяются для решения общих задач, увеличивая тем самым свои возможности. Международное сотрудничество осуществляется в области обороны, экономики, информационной безопасности, медицины, экологии, науки, культуры туризма и т. д.

Россия активно сотрудничает с большим количеством стран, часть из них является нашими международными партнёрами, а часть союзниками?

Как вы думаете, страны-союзники и страны-партнёры – это одно и то же?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Давайте узнаем ответ на этот вопрос у спикера нашего занятия: Торкунова Анатолия Васильевича, российского дипломата и политолога, руководителя Московского государственного института международных отношений.

Демонстрация выступления федерального спикера в части ответа на вопрос о странах-союзниках и странах-партнёрах.

Учитель. Россия состоит в нескольких союзных отношениях. Анатолий Васильевич рассказал нам о важном союзном соглашении о коллективной безопасности – СНГ (Содружество Независимых Государств), куда входит Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

В настоящее время Республика Украина и Республика Молдова формально еще находятся в составе СНГ, но из-за вмешательства государств Запада намерены выйти из его состава и демонстрируют враждебные настроения по отношению к нашей стране.

Одним из влиятельных союзов, в который входит наша страна, является объединение стран БРИКС. Изначально пять стран Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР объединились с целью взаимовыгодного партнёрства, обеспечение финансовой и социальной стабильности каждой из стран. На данный момент — это самый быстроразвивающийся союз и в этом году в него вошли ещё 5 стран – Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Египет и Эфиопия.

Демонстрация цитаты Президента России В. В. Путина.

 

В. В. Путин

Отношения России с этой страной не подвержены ни времени, ни конъюнктуре, имеют под собой прочный фундамент, ведь наши государства объединяют прочные, уходящие корнями в века культурные и духовные связи, обширные родственные и семейные узы, общая совместная история.

 

Учитель. Ребята, перед вами цитата В. В. Путина. Как вы думаете, о какой стране говорит Президент?

Небольшая подсказка – эта страна имеет особый статус союзника, статус

«союзного государства».

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, это Республика Беларусь. Союз России и Белоруссии – это союз братских народов, между которыми подписан союзный договор о

 

поэтапном   создании  единого  рыночного,  политического,  юридического,

военного, культурного пространства.

Россия   и    Белоруссия   реализуют    крупные    совместные    проекты, касающиеся всех сфер деятельности двух государств.

Учитель может дополнительно познакомить обучающихся с совместными проектами России и Республики Беларусь (см. дополнительные материалы).

Учитель. Ребята, как, по-вашему, происходит выбор союзников? Почему с какими-то странами у нас складываются прочные дружеские взаимоотношения, а с какими-то нет?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Как в отношениях между людьми, так и в отношениях между странами очень важную роль играет общность взглядов и ценностей по важным вопросам, в данном случае по вопросу мироустройства и международного взаимодействия.

Давайте, разберёмся, с позицией России по данному вопросу.

Вы видите высказывания президента России В. В. Путина и Министра

иностранных дел России С. В. Лаврова.

 

Демонстрация цитат В. В. Путина и С. В. Лаврова.

 

В. В. Путин

«Мы хотим, чтобы многообразие мира не просто сохранялось, а было фундаментом всеобщего развития, навязывание любой стране или народу, как им жить, как чувствовать себя, должно быть запрещено».

«Процесс построения именно многополярного миропорядка, более демократичного, более честного, справедливого для большинства человечества просто неизбежен, исторически необходим».

 

С. В. Лавров

«Многополярное мироустройство должно опираться не на страх, а на баланс интересов, общепризнанные нормы международного права и взаимоуважительный диалог различных цивилизаций, религий и культур».

 

Учитель. О каких принципах и ценностях России в сфере международного сотрудничества говорит Президент и глава Министерства иностранных дел?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. И В. В. Путин, и С. В. Лавров акцентируют внимание на принципе многополярного устройства мира. Что это значит? Чем многополярность отличается от однополярности? Как вы понимаете?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

 

Учитель. Однополярный мир – это когда все страны подчиняются интересам одной страны, и вынуждены «играть» по её правилам, которые в любой момент могут поменяться.

Многополярность – это система международных отношений, представляющая собой баланс интересов всех стран, основанная на принципах равенства, справедливости и международного права.

Многополярность является таким же естественным условием мирового порядка, как и правила в командных играх.

К чему может привести отсутствие общих правил игры прекрасно иллюстрирует нам один из эпизодов фильма о старике Хоттабыче.

 

Демонстрация фрагмента фильма «Старик Хоттабыч» (футбольный матч, неожиданно у каждого игрока появляется свой мяч, начинается хаос).

 

Учитель. Если в мире не будет единых правил игры, основанных на взаимоуважении к разным народам, культурам, религиям, а каждая страна будет играть «своим мячом» или «мяч» будет всегда только у одного игрока – неизбежно будут возникать конфликты и войны.

Наша страна категорически против того, чтобы какое-то одно государство или группа государств диктовало условия всему остальному мировому сообществу, Россия не разделяет принцип «дружбы государств против кого- то».

Именно поэтому Россия открыта для сотрудничества с любой странами, разделяющей принципы справедливости и многополярности.

 

Часть 3. Заключительная

Учитель.   Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, что объединяет данные предметы?

 

Интерактивное задание «Дипломат».

Ответ: дипломат

Учитель. Ребята, а кто знает, кто такой дипломат? Что это за профессия? И как она связана с темой нашего сегодняшнего разговора? Какое отношение нота1 имеет к профессии дипломата?

Ответы обучающихся.

Учитель. В продолжение нашего с вами обсуждения послушает продолжение интервью с Анатолием Васильевичем Торкуновым.

Демонстрация выступления федерального спикера в части ответа на вопрос о том, кто такой дипломат.

Учитель. Дипломат – невероятно сложная профессия, требующая большого количества специальных знаний и навыков.

Давайте немного погрузим в мир дипломатии.

Вариативные блоки – интерактивные задания на выбор учителя.

Интерактивное задание «Нота».

Учитель. Мы с вами уже узнали, что нота – это официальное дипломатическое обращение правительства одного государства к правительству другой страны. И оно составляется по особым правилам. Давайте попробуем составить ноту.

 

 

1 Нота – официальное дипломатическое обращение правительства одного государства к

правительству другой страны.

 

Механика интерактивного задания – предлагается текст дипломатического обращения, в некоторых местах есть пропуски, для которых необходимо выбрать правильные речевые обороты, характерные для данного вида документа (жирным шрифтом выделены принятые в дипломатии клише).

 

Министерство иностранных дел Российской Федерации свидетельствует своё уважение Посольству и имеет честь сообщить/заявляет/сообщает следующее.

В соответствии с договорённостями, достигнутыми в ходе диалога, в Российской Федерации создан и начал функционировать «Фонд сотрудничества».

Указанный некоммерческий фонд создан по инициативе Министерства и

координирует с ним свою деятельность.

Министерство выражает надежду/надеется/верит, что Посольство окажет содействие в оповещении государственных ведомств, заинтересованных организаций и компаний, равно как и делового сообщества относительно создания в России вышеупомянутого Фонда, а также возможностей выгодного сотрудничества с ним.

Министерство иностранных дел Российской Федерации пользуется случаем, чтобы возобновить Посольству уверения в своём весьма высоком уважении/ С глубочайшим уважением, Министерство иностранных дел Российской Федерации / Министерство иностранных дел Российской Федерации выражает Посольству уверения в своём глубоком уважении.

Интерактивное задание «Дипломатический приём».

Учитель. Дипломаты разных стран часто проводят встречи, в связи с этим необходимо точно следовать протоколу и этикету. Также необходимо учитывать традиции и особенности каждого государства, с делегацией которой проводится встреча. Для этого необходимо знать много тонкостей.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  1. Какого цвета лучше надеть галстук на встречу с китайской стороной?
    • красный
    • жёлтый
    • белый

Ответ: красный — цвет огня, означает счастье и успех, поэтому его воспринимают в Китае наиболее позитивно.

  1. Что точно нельзя дарить китайской делегации?
    • часы
    • панду
    • конфеты

 

Ответ: в китайской культуре «подарить часы» и «присутствовать на похоронах пожилого человека» схожи по смыслу, а подарить часы — значит отмерить жизнь человека. Кроме того, часы символизируют нехватку времени, которая означает конец отношений. В китайском языке слово «часы» обозначается тем же иероглифом, что и слово «похороны».

  1. Какой жест     дипломатического    этикета     Марокко     означает,     что официальный приём закончен?
    • праздничный салют
    • подали друг за другом три стакана чая с мятой, которые вы будете обязаны выпить
    • традиционный Марокканский танец

Ответ: в странах Северной Африки не принято пить во время еды, а в Марокко после еды в знак окончания приёма вам предложат три стакана чая с мятой, которые вы обязаны выпить.

Учитель. Дипломат – это и крайне ответственная профессия, поскольку во многом от дипломатов зависит судьба страны и её взаимоотношения с другими государствами.

Деятельность дипломата заключается в том, чтобы поддерживать связь с разными иностранными государствами (в том числе и недружественными), вести переговоры, укреплять дружбу и сотрудничество между народами и государствами.

 

Демонстрация цитаты С. В. Лаврова

С. В. Лавров

«У нас нет недружественных стран и нет недружественных народов. Есть правительства, которые от имени государства принимают решения, которые мы расцениваем как недружественные».

Учитель. Но как верно заметил С. В. Лавров, для России не существует недружественных народов. Это говорит о том, что даже несмотря на сложные отношения с рядом стран, наша страна открыта для всех людей, которые хотят взаимодействовать с Россией и поддерживать дружеские отношения.

В подтверждение этого посмотрим небольшой сюжет (на одном из домов в Мариуполе в поддержку Донбасса появилось огромное изображение девочки, работу выполнил итальянский художник из Неаполя)

Учитель. В этом году Россия проводит крупнейшее молодёжное событие

– Всемирный фестиваль молодёжи. Приём заявок уже закончен – обратите внимание на состав участников, в Сочи приедет молодёжь из 188 стран, в том

 

числе и тех, чьё руководство ведёт недружественную политику в отношении

России.

В Казани в «Играх будущего» примет участие более 260 команд из более 100 стран мира.

И это результат открытой, дружественной позиции России по отношению к народам всех стран мира.

Учитель. Ребята, главное, что не следует забывать, что отношения между странами выстраиваются людьми. И здесь принципы взаимоотношений мы с вами хорошо знаем: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Каждый из нас может внести вклад в развитие международных отношений, даже не будучи дипломатом. Уважение, доверие, дружеское отношение к представителям любой страны, любого народа, уважение к их истории, традициям, культуре, религии – вот что лежит в основе народной дипломатии.

Учитель. Ребята, а если кто-то из вас уже сейчас хотел бы попробовать себя в роли дипломата, то такая возможность существует. Вы можете принять участие в проекте «Движение первых. Дипломаты».

Демонстрация презентации о проекте «Движение первых. Дипломаты».

 

ПОСТРАЗГОВОР

Знакомство и обсуждение материалов, размещённых в группе ВКонтакте

«Движение Первых. Дипломаты» https://vk.com/mypervie_diplomaty.

Участие в проектах, которые проводятся в рамках сотрудничества между странами.

 

Организация информационного ресурса на уровне класса или школы, в

котором перечисляются проекты, где могут принять участие школьники.

Встреча   с    представителями   союзнических   стран    –   участниками различных проектов или организаций.

Посещение      информационно-аналитического     портала      Союзного государства https://soyuz.by/sotrudnichestvo-regionov.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:

Литература: произведения, связанные с темой союзничества России с другими странами.

История: темы, связанные с историей союзничества России с другими

странами.

Обществознание: тематика внешнеполитического союзничества России

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Литература и видеоматериалы, предназначенные для школьников различных возрастов, по вопросам мирного и военного союзничества России в различные исторические эпохи

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Обсуждение отдельных проектов в социально-культурной сфере, в которых принимают участие страны-союзники России и в которых участвует конкретный субъект Российской Федерации на региональном уровне.

Благодарность людям, которые представляют интересы нашей страны и обеспечивают её благополучие и безопасность в мире.