Разговоры о важном 7 октября 2024г. для 4 класса «Легенды о России»

Разговоры о важном 7 октября 2024г. для 1 класса «Легенды о России»Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ЛЕГЕНДЫ О РОССИИ»

Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию фольклора, как культурного наследия, исторической памяти народа, развитие навыков критического мышления и умения анализировать информацию, расширение представлений младших школьников о значении информации в жизни общества и важности использования достоверных источников её получения, воспитание чувства любви к своей стране.

Формирующиеся ценности: патриотизм.

Основные смыслы: фольклор (устное народное творчество) – это мудрость предков и культурное наследие, объединяющее народы России. Историческая память народа «живёт» в сказках, сказаниях, легендах, былинах, передающих и раскрывающих духовно-нравственные ценности: роль труда в жизни людей, единство и любовь к Родине.

Богатыри, защитники родной земли, являются образцом созидательной силы, доброты, мудрости, достоинства и отваги. Их образы – пример народной гордости и патриотизма.

Знание истории страны, сохранение исторической памяти – важная задача для каждого из нас, способствующая объективному взгляду на сильную, независимую, открытую и дружелюбную Россию.

Планируемые результаты. Личностные:

  • осознавать значение изучения фольклора как культурного наследия страны и исторической памяти народа;
  • проявлять положительное эмоциональное отношение к героическим событиям прошлого, демонстрирующим патриотические чувства предков;
  • расширять свой кругозор и эрудицию: анализировать информацию и факты о вымышленных и реальных событиях страны; стремиться к расширению своих представлений о достижениях России;
  • понимать важность выбора достоверного источника информации, проверки и оценки полученной информации на достоверность.

Метапредметные:

  • работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в разной форме;
  • участвовать в анализе информации, поиске фактов, подтверждающих или опровергающих её истинность;
  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение, соблюдать правила общения в учебном диалоге.

Партнёры занятия:

Российское военно-историческое общество, https://rvio.histrf.ru.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации и просмотр видео, а также работу с текстовым и иллюстративным материалом.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • комплект видеоматериалов;
  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – создать условия для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, просмотр видео и вопросы познавательного характера, раскрывающие примеры различных легенд.

 

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. Ребята, любите ли вы слушать или читать сказки? Посмотрим небольшое «сказочное» видео.

Демонстрация видео на слова песни «В мире много сказок».

В мире много сказок, В мире много сказок, Грустных и смешных, Грустных и смешных. И прожить на свете, И прожить на свете Нам нельзя без них, Нам нельзя без них.

Лампа Алладина, В сказку нас веди!

Башмачок хрустальный, Помоги в пути!..

Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло!

В мире много сказок, В мире много сказок, Грустных и смешных, Грустных и смешных. И прожить на свете, И прожить на свете Нам нельзя без них, Нам нельзя без них.

Учитель. Как много разных сказок вы знаете! Ведь они входят в нашу жизнь с самого раннего детства, когда мама, бабушка, кто-то очень близкий и родной рассказывает нам сказочные истории. Поэтому не случайно и в песне прозвучали слова:

 

И прожить на свете Нам нельзя без них…

Почему же нам не прожить без сказок? Как вы думаете?

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам за ответы. Волшебный мир сказок полон чудес, он завораживает. «Там чудеса, там леший бродит…», а в «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина есть такие слова: «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». О каком уроке «говорит» поэт? Порассуждайте.

Ответ обучающихся.

Учитель.   Действительно,   в    каждой    сказке    есть    поучительный,

«скрытый» смысл, который учит нас, как правильно поступать, как отличать добрые дела от злых.

 

Часть 2. Основная

Учитель. Произведения устного народного творчества, фольклор – это накопленная веками мудрость народа, помогающая нам осмысливать своё поведение и поступки.

Рассмотрите иллюстрации и назовите сказки, к которым они подходят.

Ответы обучающихся: «Гуси-лебеди», «Теремок».

 

Художник А. СавченкоХудожник Ю. Васнецов

Учитель. Вспомните события этих сказок и подумайте, какие из предложенных пословиц к ним подходят. Чему учат нас эти сказки?

Кому поручают, тот и отвечает.

 

Дерево смотри в плодах, а человека в делах. За добрые дела добром платят.

В тесноте, да не в обиде.

Учитель. Читая сказки, легенды, былины, мы не только погружаемся в вымышленный, сказочный мир, но и соприкасаемся с народной памятью, получаем мудрые советы и наставления, узнаём о героях земли русской. Рассмотрите картину, каких богатырей изобразил художник? Назовите.

Ответы обучающихся.

 

В. М. Васнецов «Богатыри»

Учитель. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Опишите каждого богатыря: его внешний вид, позу, выражение лица. Можно ли по картине понять, зачем они выехали в чисто поле, кого высматривают?

Ответы обучающихся.

 

Учитель. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, защищают и спасают его. Посмотрите фрагмент мультфильма об Илье Муромце и подумайте, какими качествами обладает богатырь.

 

Демонстрация видеофрагмента мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Учитель. Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий завоевателей. Весть о них распространялась из уст в уста, а певцы и сказители складывали о них песни.

 

Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых народ сохранял память о благородных поступках и подвигах народных героев. У нашего народа есть такая «легендарная» летопись, передающаяся из поколения к поколению и ставшая частью нашей истории.

Но иногда легенды о жителях страны появляются в другом государстве.

Посмотрите видео, как вы думаете, о какой стране так думают иностранцы?

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 1.

Это самая холодная страна в мире.

Здесь настолько холодно, что круглый год все ходят в зимней одежде. Каждый человек в этой стране угрюм и никогда не улыбается. Ещё бы:

когда всегда холодно, кому захочется улыбаться.

По улицам здесь свободно гуляют медведи. И у каждого уважающего себя гражданина свой ручной мишка.

Что же это за страна?

Учитель. Так некоторые иностранцы представляют себе Россию. И, конечно, когда они приезжают к нам, то видят, что ошибались. Какие эмоции вызывают эти истории о нашей стране у вас?

Ответы обучающихся.

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 2.

На самом деле, наша родина настолько огромна, что мы можем прочувствовать все четыре времени года: морозную зиму, цветущую весну, жаркое лето и золотую осень!

И наши люди приветливы и гостеприимны, всегда готовы встретить вкусной едой и искренней улыбкой.

И медведей вы можете увидеть разве что в зоопарках и цирках, где они милы и приветливы. И конечно, в их привычной среде обитания – в лесах средней полосы России, за Уралом. А в Сибири медведя вообще называют хозяином тайги!

Учитель. Предположите, как же появились эти мифы и легенды о нашей стране?

Ответы обучающихся.

Учитель. Оказывается, что эти мифы создали иностранцы, которые побывали в нашей стране. Как же это произошло?

Раньше путешественники всегда вели дневники, в которых ежедневно записывали свои впечатления и увиденное в России. И их всегда удивляла морозная, снежная зима, а ещё поражала крепкая связь с медведем. Всем

 

известно, что в старину ни одна ярмарка в России не обходилась без представления скоморохов с медведем. Вот как это изобразил художник на картине.

 

«Медведчики (развлечение). Старая Москва». А. Васнецов

Учитель. Художник изобразил улочку старого города, по которой идут поводыри с медведями. Явление это было до того привычным и любимым в то время, что сделало медведя неофициальным символом русского народа и России, а некоторые иностранцы до сих пор думают, что по улицам наших городов ходят медведи.

Да… такие мифы очень устойчивы! Как же быть? Что бы вы предложили?

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам за ваши предложения. Но был в истории нашей страны очень интересный пример, связанный с представлением нашей страны в мире.

Когда выбирали символ нашей страны для проведения Олимпиады 1980 года, то решили, что это будет мишка. Посмотрите видео с закрытия Олимпиады 1980 года, которая проходила у нас в России.

Демонстрация ролика с закрытия Олимпиады-80.

Учитель. Добрый и ласковый Олимпийский Мишка! Тысячи зрителей Олимпиады по всему миру увидели трогательного русского мишку. Образ медведя стал более ярким и эмоциональным, затронул сердца людей и наполнил их позитивными эмоциями.

 

Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот так история Олимпийского Мишки изменила отношение к образу нашей страны.

И наши достижения в различных направлениях: в спорте и искусстве, науке и технике, помогают нам и сейчас бороться с негативной и ложной информацией о нашей стране. О том, как возникают мифы о России и о роли искусства в сохранении исторической правды, расскажет известный журналист, телеведущий и праправнук великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, Пётр Толстой.

Демонстрация видео выступления федерального спикера.

Учитель. Ребята, что из рассказа Петра Олеговича вам запомнилось больше всего? Почему важно критически относиться к информации о своей стране? Что в этом помогает?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! Знание истории и критическое мышление помогают распознавать недостоверную информацию и бороться с фейками, которые часто распространяют иностранные источники. Об этом мы с вами говорили на занятии «Век информации».

Вспомним, почему важно перепроверять информацию и рассказывать только ту, в содержании которой вы уверены и можете объяснить эту уверенность?

Ответы обучающихся (не навредить, не дезориентировать, не обидеть, не причинить вред).

Учитель. Верно, ребята. Вот и подходит наше занятие к завершению, мы узнали ответ на вопрос, который задавала Полина, поэтому помните: знание

— это сила. И знание истории страны, сохранение народной мудрости и исторической памяти важно для каждого из нас, для развития нашей сильной, открытой и дружелюбной России.

 

ПОСТРАЗГОВОР

Проведение экскурсий по историческим местам и музеям.

Встречи с краеведами, беседы об истории и культуре родного края. Просмотр документальных фильмов о традициях и культуре народов

России.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ и обсуждение пословиц и крылатых выражений «Не

 

родом богатырь славен, а подвигом», «Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает», «Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать» и др.

Литературное чтение: чтение и обсуждение сказаний, былин, легенд.

Например, «Легенда о граде Китеже».

Окружающий мир: знакомство со страницами истории России.

Изобразительное  искусство:  картины  художника  В.  М.  Васнецова

«Богатыри», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Лекция В.        Р.        Мединского        «Мифы        о         России»: https://rutube.ru/video/2ecbf86904f49174c7944160eb66053d/?r=wd.
  2. Русские народные сказки А.Н. Афанасьева. В 3-х томах. – Москва, Издательство «Художественная литература», 1958 г.
  3. Н. Щербакова «Муром. Родина Ильи Муромца». – Москва, Издательство

«Настя и Никита», 2021 г.

  1. Общероссийское движение «Движение Первых», направление «Учись и познавай!» (образование и знание), https://будьвдвижении.рф/projects/18.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Формирование ответственности за сохранение исторической правды и гордости за достижения России. Особая благодарность выдающимся деятелям культуры и истории, которые своим трудом помогают сохранить нашу общую память и национальное достояние.