Разговоры о важном 9 класс 15 января 2024 года «Налоговая грамотность»

Поделиться:

Рабочие листы Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«Налоговая грамотность»

 

Цель занятия:

 

  • формирование представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства;
  • формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина – уплате налогов.

 

Формирующиеся ценности: гражданственность.

Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

Партнер занятия: Федеральная налоговая служба.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа с выполнением заданий по группам, решение кейса по группам. Занятие предполагает использование видеоматериалов, игровых элементов.

 

Комплект материалов:

  • презентация;
  • методические материалы;
  • комплект видеоматериалов;
  • сценарий;
  • комплект дополнительных материалов;
  • комплект интерактивных материалов;
  • комплект QR-кодов.

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Мотивационная

 

Слайд 1

 

Учитель: Здравствуйте, друзья! Сегодня нам с вами предстоит обсудить тему, которая связана с очень важной обязанностью каждого гражданина нашей страны. Эта конституционная обязанность — уплата налогов.

 

Слайд 2

 

Учитель: Делать это мы будем с тремя героями занятия: Альбиной, которую ребята называют Алей; Димой Фунтовым или просто Фунтом и Денисом. Его обычно зовут Дэном. Аля ведет свой блог о рисовании, Фунт мечтает стать индивидуальным предпринимателем и открыть парк развлечений, а Дэн давно решил, что будет киберспортсменом. Друзьям очень интересно, как они могли бы участвовать в развитии государства.

 

Слайд 3

 

Учитель: Давайте с вами подумаем, как мы можем участвовать в строительстве государства?

Примерные ответы учеников: получать образование и становиться специалистами, развивать свой бизнес, платить налоги.

 

Слайд 4

 

Учитель: Действительно, самый главный инструмент, благодаря которому каждый гражданин участвует в развитии государства — это налоги!

 

Лучше погрузиться в тему нам поможет руководитель Федеральной налоговой службы Егоров Даниил Вячеславович. Давайте послушаем его выступление.

 

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Учитель: Итак, скажите, как вы поняли, как налоги помогают участвовать в строительстве государства?

Слушаем ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

Учитель: Вы правы! Граждане, уплачивая налоги, вносят большой вклад в развитие государства, так как именно благодаря налогам строятся больницы, школы, детские сады, ремонтируются дороги, развивается наука, поддерживается порядок.

 

Часть 2. Основная

 

Слайд 6

 

Учитель: Налоги всегда играли важную роль в истории каждой страны. Я предлагаю посмотреть видео, которое рассказывает о появлении и развитии налогов в нашей стране.

Можно посмотреть видео «История налогов в России»

 

Слайд 7

 

Учитель: Очень точно о важности налогов как нашего вклада в развитие общественных благ сказал Председатель Правительства России Михаил Владимирович Мишустин: «Главное понять, что налоги — это вклад каждого человека в развитие и процветание нашей страны».

 

Теперь, когда вы знаете больше о значении налогов, скажите, как вы понимаете это высказывание?

Слушаем ответы учеников.

 

Слайд 8

 

Учитель: Наши герои тоже согласны с высказыванием, но есть логичный вопрос: как же именно сделать этот вклад?

Слушаем ответы учеников.

 

Слайд 9

 

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, чтобы дать полный ответ на этот вопрос!

 

Интерактивное задание «Какой налог вымышленный?»

 

Учитель: Ребята, перед нами перечень налогов. Все из них либо существовали когда-то, либо существуют в настоящее время. Попробуйте определить, какой из них вымышленный.

 

 

 

 

Методический комментарий: после нажатия на реальный налог появляется информация о нем, затем учитель задает дополнительные вопросы.

 

  • Налог на бороду — реальный налог

Налог на бороду взимался в России в XVIII веке с тех, кто носил бороду. Ввел его Петр I. Уплатившим данный налог выдавался бородовой знак, после чего разрешалось носить бороду.

  • Налог на тень — реальный налог

Действующий на данный момент налог в Венеции, который предназначен для взимания платы с владельцев магазинов, кафе и других заведений за то, что тень от их зонтиков падает на площади и тротуары, принадлежащие городу.

  • Налог на безработицу — нереальный налог
  • Транспортный налог — реальный налог. Налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

 

Слайд 10

 

Учитель: Давайте рассмотрим налог на доходы физических лиц. Скажите, ребята, кто уже знает, что это такое? Его еще называют НДФЛ.

Слушаем ответы учеников.

 

Учитель: Этот налог исчисляется в процентах от общего дохода физических лиц, например, сотрудники организаций платят 13% с заработной платы. Однако с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 млн руб., ставка по НДФЛ составляет 15%. Например, доход работника составил 7 млн руб. Сумма превышения над порогом в 5 млн руб., после которого меняется ставка — 2 млн руб. Именно на эту сумму будет распространяться ставка в 15%. На оставшиеся 5 млн — стандартные 13% (т. е. ставка 13% применима к доходу не больше или равному 5 млн руб.).

 

Слайд 11

 

Учитель: Наши герои задались вопросом, к кому же можно обращаться за помощью при уплате налогов.

 

Как вы считаете, кто им может помочь в случае возникновения вопросов?

Слушаем ответы учеников.

 

 

 

 

Учитель: Конечно же, в первую очередь — это сотрудники налоговой службы. В налоговой службе работают люди, которые всегда будут рады вам помочь !

 

Слайд 12

 

Учитель: Сотрудники Федеральной налоговой службы следят за тем, чтобы граждане и организации вовремя платили налоги и соблюдали закон, ставят на налоговый учет новых налогоплательщиков. Налогоплательщики должны знать: если возникли вопросы, нужно обратиться в налоговую службу. Им там помогут.

 

Слайд 13

 

Учитель: Также можно использовать личный кабинет налогоплательщика. Это очень удобный инструмент, который облегчает процесс уплаты налогов.

Например, он позволяет получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей.

 

Слайд 14

 

Учитель: Чтобы им воспользоваться, нужно знать свой ИНН. Ребята, а вы знаете что такое ИНН?

Слушаем ответы учеников.

 

Учитель: Спасибо за ваши ответы! Дена тоже интересует этот вопрос.

 

Слайд 15

 

Учитель: ИНН — это совсем несложно. Это идентификационный номер налогоплательщика. Он присваивается каждому гражданину РФ автоматически в момент регистрации его рождения (или при получении гражданства) и заносится в базу данных налоговой службы России. В дальнейшем вы можете получить бумажный документ: свидетельство о подтверждении постановки на налоговый учет. Получить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе можно в электронном виде.

 

Слайд 16

 

Учитель: Для получения бумажного свидетельства можно подать заявление на сайте ФНС или прийти лично в налоговую инспекцию, а получить ИНН в электронной форме можно в личном кабинете налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

Учитель: Теперь я предлагаю закрепить полученную информацию на практике. Делать это мы будем в командах. Вам нужно поделиться на 3 команды. На слайде

 

представлены проблемы, требующие решения.

 

На экране вы видите фотографии, которые иллюстрируют социально-значимые задачи, и вам предстоит их решить. Сейчас команды становятся представителями администрации города. Первая команда займется строительством школы, вторая

  • ремонтом дороги, третья — благоустройством парка. Вам необходимо посовещаться с командой и:

 

  1. аргументировать затраты;
  2. привести примеры   видов   налогов,   которые   помогут                  обеспечить поступления денег в бюджет для реализации этих задач;
  3. объяснить, как   обычные   граждане   могут   уплатить                     налог,                куда обратиться за помощью при необходимости?

 

У вас есть 3 минуты на обсуждение. Время пошло!

Засекается время: 3 минуты.

 

Примерные ответы учеников:

А. 1. Важно построить школу, чтобы избежать нехватки мест для школьников. Новое школьное здание позволит сделать обучение более качественным по причине того, что классы не будут переполнены;

  1. Отремонтированная дорога позволит жителям города комфортно перемещаться по населенному пункту на личном и общественном транспорте, сократится риск возникновения аварийных ситуаций;
  2. Благоустроенный парк увеличит количество мест для прогулок взрослых граждан с детьми и будет способствовать улучшению экологической ситуации в населенном пункте.

 

В. Примеры налогов: транспортный налог, НДФЛ, земельный налог;

 

С. За помощью можно обратиться к сотрудникам налоговой службы, уплатить возможно в личном кабинете налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ребята, каждый из нас ответственен за то, каким будет наше государство. Уплачивая налоги, мы способствуем появлению общественных благ, участвуем в развитии страны. Налоги — твой вклад в общее дело (мы рекомендуем проговорить эту фразу). Именно поэтому нужно ответственно и бережно относиться к общественным благам (остановки, дороги, парки, больницы и пр.), не рушить, а беречь, и, конечно же, вовремя платить налоги, которые пойдут на их создание.

 

 

Часть 3. Заключение

 

Слайд 19

 

Учитель: Наше занятие подходит к концу. Мы обсудили с вами важную тему, которая касается значения налогов в жизни государства и общества.

 

Учитель: Ребята, скажите мне, почему так важно платить налоги? На что вы можете повлиять, делая это?

Слушаем ответы учеников.

 

Учитель: Ребята, благодарю вас за работу! Помните, пожалуйста, что мы сами создаем свое будущее. В первую очередь делать это возможно с помощью налогов!

 

Если есть возможность, то попросите учащихся после занятия пройти опрос с помощью QR-кода. QR-коды расположены в папке с материалами к занятию.

 

 

 

После   занятия  пройдите  опрос  для  учителя   по  QR-коду  (QR-коды    также расположены в папке с материалами к занятию и в сценарии).

 

 

 

 

 

ПОСТРАЗГОВОР

 

Ознакомление с сайтом Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

 

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами трудовой деятельности, видов налогов и сборов, изучения налогового законодательства.

История: работа с информацией, посвященной налоговым реформам XX-XXI веков.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

Ознакомление с сайтом https://ongbook.ru/ (Модуль 1: История. Теория. Законодательство. Администрирование. Модуль 2: Налоги физического лица, уроки 2.1, 2.3, 2.5) с последующим обсуждением с учителем.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

 

Гордость за то, что родители и все граждане уплачивают налоги. Осознание единства государства и каждого его гражданина. Бережное отношение к тому, что нас окружает.