Цели занятия:
- знакомство школьников с историей отечественного кинематографа;
- формирование ценностного отношения к отечественной культуре, отечественному кино, людям, создававшим его великую историю;
- получение представлений о профессиях, связанных с киноиндустрией.
Формирующиеся ценности: развитие, самореализация.
Основные смыслы: развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ её будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в
«зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны.
Партнер занятия: Киноконцерн «Мосфильм».
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- комплект видеоматериалов;
- дополнительные материалы.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Как вы, наверное, уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о кино!
Любите ли вы кино? Какие фильмы ваши любимые? Почему? Есть ли у вас любимые актёры и режиссёры? Какие жанры кино предпочитаете? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, кто знает, когда был снят первый отечественный фильм? Может быть, кто-то даже знает, как он назывался или о чём был этот фильм?
Ответы обучающихся
Учитель (дополняя ответы детей). Кино возникло тогда, когда ваши прапрадедушки и прапрабабушки были вашими ровесниками. Первый русский фильм был снят в 1908 году, а это значит, что в этом году нашему кино исполняется 115 лет. Назывался он «Понизо вая во льница», это была экранизация исторической были про Стеньку Разина. Продолжительность фильма – 6 минут 8 секунд, в съёмках фильма принимали участие 150 человек массовки.
Учитель. Сейчас вы увидите и услышите человека, который почти 25 лет возглавляет самую известную киностудию нашей страны. На этой студии снято более 2500 фильмов и самый первый в нашей стране многосерийный фильм. Догадываетесь, о какой киностудии идёт речь?… О киностудии «Мосфильм». А её директор – Карен Шахназаров.
Видеообращение федерального спикера
Учитель. Ребята, Карен Георгиевич сказал, что кино – это история страны.
Согласитесь ли вы с таким утверждением?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Можем ли мы утверждать, что искусство кино – всегда разговор о прошлом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Можете ли вы привести примеры, когда кино рассказывает о настоящем или даже будущем? А про настоящее или будущее нашей страны? Какими средствами, как вы думаете, искусство кинематографа может донести до нас серьезные и важные идеи, связанные с нашим пониманием мира, представлениями о будущем?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Верно, кино является одним из наиболее эффективных способов передачи информации о стране и ее культуре. Оно позволяет зрителям увидеть мир глазами других людей, узнать об их образе жизни, ценностях и взглядах на жизнь. Какой бы вы привели известный вам пример такого фильма?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Я приведу свой пример. Таким фильмом может быть «Приключения Электроника» (1979 г., реж. Константин Бромберг). Вы все наверняка его смотрели или знаете сюжет.
Хочу привести одну цитату:
— Пойми! Ты требуешь невозможного!
- Я хочу стать человеком! Что же здесь невозможного?
Демонстрация фрагмента фильма
Учитель. Как вы думаете, ребята, этот короткий диалог между убежавшим Электроником (роботом) и его создателем профессором Громовым имеет отношение к нашим дням? И задумывался ли автор повести Евгений Велтистов о том, что однажды по улице побежит такой робот, который будет похож и станет вести себя, как обычный мальчишка?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель, подводя итоги обсуждения. Задумываясь над фильмами, мы можем лучше понять самих себя, соотнести свои поступки с поступками героев, проанализировать и свое поведение, и то, как ведут себя герои фильма, правильно ли они поступают. Многие хорошие фильмы помогают нам, зрителям, развиваться как личностям, осознавать свое место и свою значимость в мире, лучше узнавать нашу страну, ее историю и ощущать гордость за ее достижения.
Часть 2. Основная.
Методические рекомендации: основная часть занятия состоит из модулей, вопросы которых учитель может обсуждать с обучающимися по выбору, в зависимости от их интересов и подготовки.
МОДУЛЬ «КАК ЭТО СДЕЛАНО? МОЗГОВОЙ ШТУРМ!»
Учитель. А кто-нибудь видел, как снимается кино? Приходит режиссёр, садится в кресло с надписью «РЕЖИССЁР» на спинке, открывает сценарий, хлопушка, камера, актёры… Так?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правы, ребята, у режиссёра и актёров множество самых разных помощников, от которых тоже зависит успех фильма. И это не только привычные нам гримёры и костюмеры.
Учитель. Сейчас можно добиться большого успеха, применяя спецэффекты, которые в основном делаются на компьютере. Это яркие сцены, вызывающие самые разные эмоции. А как могли добиться подобного успеха раньше, когда не было таких
«помощников»?
Ответы обучающихся.
Мозговой штурм «Как это сделано?», в ходе которого, 2 команды школьников стараются понять и объяснить, каким образом режиссёрам, операторам и актёрам удавалось добиться тех или иных спецэффектов.
Задача 1: сделать красным флаг в фильме, который снят на чёрно-белой (не цветной) плёнке.
Учитель. Режиссёру С. Эйзенштейну удалось показать красное знамя в фильме
«Броненосец „Потёмкин“». Как он смог это сделать?
Обсуждение и ответы команд.
Видеоответ.
Чтобы показать интересные эффекты, в кино прибегали к самым разным ухищрениям.
Сергей Эйзенштейн в своём фильме «Броненосец „Потёмкин“» сумел сделать так, чтобы в его чёрно-белом фильме появился красный флаг первой русской революции. Режиссёр сам его раскрашивал красным цветом в каждом кадре. И флаг действительно стал цветным, стал красного цвета! Это создавало большой эффект, зрители всегда очень взволнованно принимали появление символа революции в настоящем, красном, цвете.
Задача 2: показать лёд Чудского озера в фильме «Александр Невский» притом, что сам фильм снимали летом.
Обсуждение и ответы команд.
Видеоответ.
В фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году, чтобы сделать лёд, реквизиторы использовали большие куски пенопласта, посыпали поверхности солью, асфальт заливали жидким стеклом.
Задача 3: показать людей очень разного роста, например, Гулливера и лилипута.
Обсуждение и ответы команд.
Видеоответ.
Первый приём, который использовали в 30-х годах прошлого столетия, – это эффект перспективы. Как он работал? Одного актёра ставили ближе к камере –
так он оставался обычного роста, а другого, который играл лилипута, располагали дальше от неё. И вот – разница в росте достигнута!
Ещё один приём – покадровая анимация кукол рядом с актёром. Они отлично
„справлялись с работой“, особенно в „массовке“. Также использовали рирпроекцию, то есть съёмку на фоне экрана с другим видеорядом. Пока не настала эпоха хромакея, которая открыла новые возможности для кинопроизводства.
Это съёмка на однородном фоне (зелёном или синем), который на монтаже заменялся на любой нужный видеоряд. Сейчас в кино всё чаще применяется компьютерная графика, которая погружает зрителей в невероятные красочные миры.
МОДУЛЬ «СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО»
Учитель. Предлагаю из XX века перенестись в XXI век и проверить, насколько хорошо вы знакомы с современным российским кино.
Интерактивное задание «Правда – вымысел».
Вопрос. Для съёмок фильма «Чебурашка» было использовано шесть тонн апельсинов – правда или вымысел?
Ответ. Правда. Для съёмок сцены «Апельсиновый дождь» было использовано 6 тонн апельсинов, именно они в фильме катятся по улицам города. Те, что падали сверху — это компьютерная графика. А настоящие потом раздавали местным жителям.
Вопрос. При съёмках фильма «Последний Богатырь» метод лессировки применялся для создания пластического грима для Водяного – правда или вымысел?
Ответ. Вымысел. Водяной – это полностью компьютерный персонаж. Лессировка
– технология создания текстуры кожи прямо в форме для отливки силикона. Краски наносят слоями в обратном порядке, начиная с самого верхнего рисунка (родинки, возрастные пятна) и заканчивая нижним (вены под кожей). В процессе работы художнику приходится думать наоборот – ведь слой краски на самом дне формы, потом окажется сверху. Затем в эту форму заливают силикон, и получается, например, силиконовая грим-перчатка, как на Бабе-Яге в фильме «Последний богатырь».
Вопрос. При съёмках фильма «Вызов» все участники, задействованные в сценах в космосе, получили сценарий, страницы которого были сшиты друг с другом вручную нитками – правда или вымысел?
Ответ. Правда. «Вызов» – первый в мире фильм, снятый на Международной космической станции, а там нельзя использовать скрепки, потому что в невесомости
они могут легко отсоединиться и представлять опасность, например, попадут в глаза или повредят оборудование.
Вопрос. В фильме «Движение вверх» при съёмке финального баскетбольного матча СССР с США пришлось привлекать несколько тысяч человек массовки, чтобы полностью заполнить зрительские места на стадионе – правда или вымысел?
Ответ. Вымысел. В некоторые съёмочные дни число актеров массовых сцен достигало 500 человек. А зрители на экране видят гораздо больше. На съёмках фильма задействовали систему клонирования массовки, которая позволяет работать с фотореалистичными персонажами.
МОДУЛЬ «КТО ЭТО ДЕЛАЕТ»
Учитель. Ребята, в современном кинематографе задействованы люди самых разных профессий, даже на первый взгляд кажущихся не относящимися к кино – программисты, скульпторы, инженеры, физики…
Что эти люди делают в процессе создания фильма? Давайте поговорим о людях кино.
- Какие кинематографические профессии вам известны?
- Какие знания нужны сценаристу, режиссёру, актёру, оператору, другим профессионалам, участвующим в создании кино?
- Как могут быть задействованы люди «сторонних» профессий, например, специалисты в области информационных технологий?
Ответы обучающихся.
Обсуждение, в ходе которого учитель обращает их внимание на то, что участники съёмок должны обладать не только жизненным опытом, который помогает им правдиво выстроить жизненные ситуации, но и обширнейшими знаниями в самых разных областях человеческой деятельности. И что самое важное, поскольку целью каждого кинофильма является приобщение человека к культуре, передача ему культурного опыта, все создатели фильмов не должны забывать об общечеловеческих ценностях, на которых основывается поведение человека в обществе.
Выполнение задания «Кинопрофессии»
При обсуждении вопросов задания «Кинопрофессии» учитель может выбрать количество вопросов в зависимости от интересов и подготовки обучающихся.
Вопрос 1. Чем в кино занимается гафер?
(руководит командой осветителей, отвечает за освещение в кадре и бесперебойную работу осветительного оборудования)
Вопрос 2. Кто такой шоураннер?
(работает в основном на сериальном производстве, контролирует процесс с художественной точки зрения и следит за тем, чтобы команда создавала произведение в единой стилистике на всех этапах производства — от идеи до озвучки)
Вопрос 3. Что делает фоли-артист?
(записывает звуки окружения для кино. В его умелых руках старый мангал может выступить в роли лимузина, связка цепей изобразить рыцарскую амуницию, а шумовка превратиться в меч)
Вопрос 4. Зачем локейшн-скауту надо знать географию?
(на основе сценария и режиссёрских требований подбирает локации, просматривая варианты в личной базе, общаясь с коллегами или находя новые места в поездках, оформляет разрешения на съёмку, чётко продумывает тайминг, знает каждую деталь на площадке, договаривается о перекрытии дорог, организовывает съёмочный лагерь и многое другое)
Вопрос 5. Почему дольщик должен быть сильным?
(dolly — операторская тележка, и от этого слова произошло название профессии человека, который отвечает за тележку, ставит рельсы, везёт по ним тележку с оператором)
Часть 3. Заключение.
Учитель. Ребята, мы сегодня с вами увидели путь российского кино от ручного раскрашивания кадров до современной компьютерной графики.
А каким вам видится кино будущего? Как оно изменится? Будет ли вообще в будущем кино?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы думаете, возможно, что в будущем сценарии будет писать искусственный интеллект, а вместо актёров будут использоваться нарисованные компьютерные персонажи?
Ответы обучающихся.
Во время обсуждения этого вопроса учителю важно акцентировать внимание на том, что людей всегда привлекало и, судя по всему, будет привлекать и в будущем игра живых актёров, а не только нарисованных персонажей. Именно поэтому,
например, до сих пор не исчез театр. Он развивается параллельно с кинематографом и компьютерной анимацией.
Учитель. Завершая сегодняшнее занятие, хочу подвести итог. Сегодня российское кино развивается в самых разных жанрах, кинематограф совмещает в себе самые разные стороны: это и искусство, и производство. Но судьба фильма зависит не только от тех людей, которые его создают. Подумайте, кто еще оказывает большое влияние на произведение киноискусства?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, ребята, это зритель! Поэтому при создании фильма его команда старается заранее спрогнозировать, как его примут зрители, будет ли он интересен, останутся ли в памяти людей те вопросы, которые в нем рассматриваются.
Поэтому очень важно тщательно выбирать то, чем вы наполните свою душу, стараться понимать свои зрительские ожидания. Выбирая, что посмотреть, вы тоже создаете российское кино: от вас зависит, какие фильмы будут создаваться – серьезные, со смыслом, или только развлекательные.
А для знакомства с ними достаточно всего лишь пойти в ближайший кинотеатр! Так давайте смотреть наши российские фильмы и делиться своими впечатлениями. Мы даже можем завести классный интернет-дневник, где вы будете писать о просмотренных фильмах и объяснять, почему их стоит посмотреть вашим одноклассникам.
В качестве первого фильма для просмотра и обсуждения предлагаю фильм, недавно вышедший на экран, «Я делаю шаг».
Учитель может продемонстрировать трейлер фильма «Я делаю шаг» (см. дополнительные материалы).
ПОСТРАЗГОВОР
- Создание эскизов, изготовление логотипов по эскизам обучающихся и проведение общешкольного конкурса «Российскому кино –115».
- Продолжающийся до конца года школьный фестиваль короткометражных фильмов «Кинодебют».
- Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о лучших российских кинофильмах последних лет.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
- Литература: темы, связанные с русской классикой, нашедшей отражение в кино (например, «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого; «Мёртвые души» Николая Гоголя; «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского; «Чайка» Антона Чехова и т. д.)
- История: тема «Культурное пространство советского общества в 1920– 1930-е гг.».