ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме
«Будь готов! Ко Дню детских общественных организаций»
Цель занятия: расширять представления обучающихся о детских общественных организациях, формировать стремление участвовать в их деятельности, способствовать осознанию преемственности традиций детских общественных организаций разных поколений, воспитывать чувства ответственности и уважения к старшим.
Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм.
Основные смыслы. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремленных ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и чувствуют себя частью большого коллектива.
Традиции пионерии сохраняют и развивают участники Движения Первых, проекты которых способствуют проявлению инициативы и самостоятельности. В период летних каникул есть возможность поучаствовать в различных проектах, но при этом важно помнить о правилах безопасного поведения.
Планируемые результаты Личностные:
- осознание ценности коллектива и желание участвовать в совместных социально значимых делах;
- понимание возможностей детских общественных организаций для раскрытия личностного потенциала и самореализации;
- освоение правил поведения и различных ролей в группе, при коллективной деятельности.
Метапредметные:
- проявление активности, интереса к обсуждаемым вопросам;
- работа с информацией: сравнение и анализ на основе представленного материала;
- коммуникативная активность и сотрудничество в совместной деятельности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и видеоматериалов.
Партнеры занятия: Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение Первых»
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- видеоматериалы;
- презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – обеспечить познавательный интерес к теме занятия, подготовить обучающихся к участию в последующем обсуждении. Анализ различных материалов позволяет раскрыть значение слова «пионер» и организовать беседу о Дне детских общественных организаций и объединений.
Часть 2. Основная
В основной части педагог проводит беседу о Движении Первых. Внимание обучающихся акцентируется на значимости взаимовыручке, поддержки и дружбы. Просмотр видеороликов позволяет познакомить ребят с различными проектами Движения Первых.
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа о многообразии возможностей для детей в различных направлениях деятельности Движения Первых.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. 19 мая отмечается в нашей стране как День детских общественных объединений. Но история этого праздника берёт своё начало с далёкого 1922 года, когда было принято решение о создании пионерских отрядов.
Методический комментарий. Если есть возможность, то педагог просит подготовить для демонстрации семейные изображения, на которых родные обучающихся сфотографированы в пионерской форме.
Учитель. Пионеры. Это слово знакомо вашим родным, потому что в нашей стране была создана детская организация, объединяющая всех школьников-пионеров страны.
На протяжении многих лет в пионерскую организацию принимали ребят от 9 до 14 лет. Рассмотрите фотографии, в каких делах принимали участие пионеры?
Ответы обучающихся.
Учитель. Пионеры участвовали в различных смотрах, трудовых акциях — субботниках, сборе макулатуры и металлолома, в поисковой работе и помощи ветеранам войны, в играх и спортивных соревнованиях. Например, популярная военно-спортивная игра «Зарница» проводится во многих школах до сих пор. Со временем исчез из календаря День пионерии, но многие его традиции сохранились и стали основой для нового праздника – Дня детских общественных объединений и организаций. О каких детских общественных организациях вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель. В современной России существует множество детских общественных организаций. Но на основе крупнейшей из них — Российского движения школьников — в 2022-м создали новое Российское движение детей и молодежи. И уже участники первого съезда сами выбрали название
«Движение Первых».
Часть 2. Основная
Учитель. Движение Первых является крупнейшей в России детской и молодёжной организацией, которая объединяет более 6 миллионов детей и молодежи в возрасте от 6 до 25 лет, а также их родителей, наставников, учителей, педагогов. К Движению присоединились 47 детских и молодежных общественных организаций. Более 500 компаний стали партнерами Движения, чтобы помогать воплощать мечты Первых.
Как вы думаете, почему школьники объединялись и объединяются в общественные организации?
Ответы обучающихся.
Учитель. Потому что вместе мы сильней, а значит, и полезных дел сделать можем больше, потому что в большом коллективе мы находим друзей и поддержку. И детские общественные организации – это сплочённые коллективы друзей, ведь когда делаешь что-то полезное вместе, то становишься командой единомышленников.
Посмотрим видео и узнаем, как в истории одной семьи переплелись традиции пионерии и Движения Первых.
Демонстрация видео «Первые. Будь готов».
Учитель. О каких мероприятиях своего детства рассказывал дедушка? А как эти дела продолжают сейчас участники Движения Первых?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вы понимаете девиз: «Будь готов! Всегда готов!»? Важен ли он для нас? Объясните.
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, важен. Смысл девиза связан не только с тем, что надо быть готовым оказать помощь тому, кому она необходима, но и самому быть активным, инициативным, принимать участие в улучшении окружающей жизни и думать о том, как это сделать. Как ваши сверстники из Движения Первых. Посмотрим видео.
Демонстрация видео «Первые приносят пользу».
Учитель. А какие дела интересны вам? Расскажите, в каких мероприятиях или проектах вы участвовали или хотели бы поучаствовать?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Если класс начальной школы является участником движения «Орлята России», то учитель подводит итоги участия ребят в треках проекта.
Учитель. Впереди у нас лето. И вы можете провести каникулы с пользой, участвуя в проектах с Движением Первых.
Демонстрация видео «Летняя афиша».
Дополнительно или вместо видео «Летняя афиша» педагог может показать обучающимся ролик «Походное движение Первых» и обсудить почему стоит ходить в походы, в чем их преимущества по сравнению с другими видами путешествий, и какие правила необходимо соблюдать во время походов.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Летний период – это не только отдых, походы и путешествия, помощь младшим, своей семье, но и время, когда очень важно помнить о безопасности, особенно на воде, в лесу, в городе. Давайте вспомним и назовем основные правила, о которых мы с вами говорили на уроках окружающего мира. О каких правилах на водоёмах необходимо помнить?
Ответы обучающихся.
Учитель. Купаться можно только в разрешённых местах и в присутствие взрослых. Нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут быть брёвна, камни, стёкла. Нельзя, находясь в воде, затевать игру, где кто-то кого-то
«топит» в шутку. А о каких правилах мы с вами должны помнить в условиях террористической угрозы?
Рассмотрите плакаты, о каких правилах поведения они нам говорят?
Ответы обучающихся.
Учитель. Обращайте внимание на предметы, оставленные без присмотра, но никогда не поднимайте их и не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки.
Сообщайте обо всех подозрительные предметах и людях сотрудникам полиции. Если произошел взрыв, пожар, никогда не пользуйтесь лифтом. В чрезвычайных ситуациях обязательно следуйте указаниям родителей и других взрослых, не поддавайтесь страху и панике.
Учитель. Ребята, вот и подходит к завершению последнее в этом учебном году занятие в рамках проекта «Разговоры о важном». В течение года мы многое с вами узнали о выдающихся людях нашей страны, обсуждали темы, связанные с историей и культурой России. А какие темы вам запомнились больше всего? Объясните, почему?
Ответы обучающихся.
Учитель. Спасибо вам, ребята, за ответы, активную совместную работу на занятиях. А летние каникулы постарайтесь провести не только весело, но и с пользой для себя. Помните о правилах безопасности!
ПОСТРАЗГОВОР
Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, в лесу и на водоёмах.
Знакомство с разделом «Активности» сайта Движения Первых.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литературное чтение: чтение рассказов о пионерах-героях, повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Окружающий мир: повторение тем раздела «Правила безопасной жизнедеятельности».
Музыка: знакомство и разучивание песен патриотической тематики.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Платформа Движения Первых, https://будьвдвижении.рф
- Сайт проекта «Орлята России», https://orlyatarussia.ru
- Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров.
- Проекты, приуроченные к 100-летию «Артека», https://artek.org/proekty- arteka/proekty-priurochennye-k-100-letiyu-arteka
- Памятка безопасных каникул https://disk.yandex.ru/i/NryoJHVZYiOorw
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность педагогам и наставникам за помощь в организации общественно-полезных мероприятий, в раскрытии возможностей для самореализации.